Песнь восхождения
Песнь восхождения (ивр. שִׁיר הַמַּעֲלוֹת; др.-греч. ᾠδὴ τῶν ἀναβαθμῶν, лат. canticum graduum), — общее надписание, которое в синодальном переводе Библии имеют псалмы 119 — 133 из книги Псалтирь, в масоретской нумерации, а также в протестантских переводах — псалмы 120 — 134[1]. Эти псалмы обладают определённым смысловым единством и зачастую читаются подряд во время богослужения.
Смысл надписания псалмов
Точный смысл надписания «песнь восхождения» не установлен (как и многих других надписаний в псалмах). Существует несколько версий. В еврейской традиции принято объяснение, согласно которому эти псалмы пели левиты во время богослужений в Иерусалимском Храме, стоя на ступенях, которые отделяли женский двор храма (эзрат нашим) от внутренней части храмового двора, куда допускались только мужчины. Ступеней этих было пятнадцать — отсюда и количество соответствующих псалмов. В соответствии с этим объяснением в религиозных текстах иудаизма при переводе на русский язык надписание псалмов обычно передаётся как «песнь ступеней» (слово «маалот» (מעלות) имеет в иврите значение и «ступени» и «восхождение»).
Согласно христианской традиции в надписании речь идёт о восхождении на родину, в Иерусалим, евреев, вышедших из вавилонского пленения. При этом надписанию придаётся и переносный смысл: эти псалмы наставляют человека на правильный путь, читая их человек повышает свой духовный уровень, то есть как бы «восходит».
Другие версии заключаются в том, что эти псалмы, возможно, следовало петь в повышающейся тональности, либо под аккомпанемент особого музыкального инструмента, либо же это были песни паломников, приходивших в Иерусалим на праздники («подняться» может означать «пойти» или «поехать в Иерусалим». То же относится в Писании и к земле Израиля в целом: см., например, Бытие, 20:1, где говорится, что Авраам «поднялся» из Египта в землю Израиля (конкретно — в Бейт-Эль, см. Бытие, 20: 3). Подобных мест в Писании — целый ряд).
В Септуагинте все эти псалмы имеют надписание «ᾨδὴ τῶν ἀναβαθμῶν», что в славянской Библии переводится как «Песнь степе́ней». В еврейском тексте четыре псалма (121, 123, 130, 132) имеют надписание «Песнь восхождения. Давида» (שִׁיר הַמַּעֲלוֹת, לְדָוִד), а 126-й — «Песнь восхождения. Соломона» (שִׁיר הַמַּעֲלוֹת, לִשְׁלֹמֹה), что отражено в синодальном переводе Библии и в Вульгате, но отсутствует в Септуагинте. Таким образом, эти псалмы связаны с именами израильских царей Давида и Соломона, что, однако, оставляет открытым вопрос об авторстве этих псалмов, так как эти надписания можно понимать и как указания на авторство, и как посвящения.
Богослужебное использование
В иудаизме песни восхождения читаются все вместе (с добавлением в начале псалма 103) в зимний период после дневной субботней молитвы.
В православии псалмы 119—133 составляют одну кафизму (18-ю) и в этом качестве читаются в соответствии с общим расписанием их чтения. В осенне-зимний период года они читаются на вечерне каждый день, кроме воскресенья, в великий пост — каждый день, кроме воскресенья и понедельника, в остальное время — на субботней вечерне (то есть в пятницу).
Рецепция в музыке
Профессиональные композиторы XVIII–XXI веков неоднократно обращались к текстам отдельных псалмов (в качестве цикла блок текстов не использовали). В оратории «Чичестерские псалмы» (1965) Л. Бернстайн использовал английские тексты Пс. 130 (131) и 132 (133). На церковнославянский текст Пс. 130 (1984), а также английский текст Пс.121 (2002) написал хоровые сочинение Арво Пярт. В симфонии "Песнь восхождения" митрополита Илариона (Алфеева) использованы тексты псалмов 120 и 129.
Примечания, ссылки
- прот. Григорий Разумовский Архивная копия от 27 декабря 2011 на Wayback Machine
- Симфония "Песнь восхождения"
- Симфония "Песнь восхождения" Архивная копия от 21 апреля 2020 на Wayback Machine
- ↑ Еврейские (масоретские) номера псалмов далее приведены в скобках при отдельных псалмах.
Для улучшения этой статьи желательно: |