LT vz.38

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
LT vz.38
Pz. Kpfw. 38 (t) Ausf.B
Классификация Лёгкий танк
Боевая масса, т 9,7
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Флаг Чехословакии ČKD
Производитель Флаг Протектората Богемии и Моравии ČKD (BMM)
Годы производства 19391942 годы
Годы эксплуатации 1939 — начало 1950-х
Количество выпущенных, шт. 1433
Основные операторы

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Нацистская Германия
Флаг Словакии (1939-1945) Первая Словацкая республика
Флаг Румынии Королевство Румыния
Флаг Болгарии Третье Болгарское царство

Флаг Венгрии Королевство Венгрия
Размеры
Длина корпуса, мм 4610
Ширина, мм 2135
Высота, мм 2252
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони Стальная, катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 50 (первые модели 25)
Лоб корпуса (середина), мм/град. 12
Лоб корпуса (низ), мм/град. 25
Борт корпуса, мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 8
Крыша корпуса, мм 8
Лоб башни, мм/град. 25
Маска орудия, мм/град. 25
Борт башни, мм/град. 15
Корма башни, мм/град. 15
Крыша башни, мм/град. 8
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм KwK A7 (t)
Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 50,0
Боекомплект пушки 72 снаряда
Углы ВН, град. −10…+25
Углы ГН, град. 360
Прицелы Телескопический прицел
Пулемёты 2 × 7,92-мм MG 37 (t)
Подвижность
Тип двигателя Рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Praga EPA
Мощность двигателя, л. с. 125
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 230
Запас хода по пересечённой местности, км 160
Удельная мощность, л. с./т 12,9
Тип подвески сблокированная попарно, на листовых рессорах
Ширина гусеницы, мм 293
Преодолеваемый подъём, град. 28,7
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,1
Преодолеваемый брод, м 0,8

LT vz.38 — изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использованием в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считался на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта[1][2]. Принимал активное участие в начальной стадии Второй Мировой войны.

История

Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD». Танк был создан под руководством русского инженера Алексея Сурина, оказавшегося в Чехословакии после Октябрьской революции 1917 года. В июле 1938 года был подписан военный заказ на 150 танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.

Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года, но в вероятной войне с Германией осенью 1938 года они не могли бы участвовать. Эти танки имели хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе, и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт — 0,57 кг/см2.

При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.

После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы забрали весь заказ, над которым работала «ČKD» (после оккупации была переименована в BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG). В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности было произведено в нескольких сериях 1433 танка. После окончания войны танки наконец-то вернулись первоначальному заказчику — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны.[3]

На базе танка было построен ряд других боевых бронированных машин, такие как Marder III и Hetzer.

Модификации

1.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A — 150 (№№ 1—150). Базовая модификация.

2.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.В — 110 (№№ 151—260). Небольшие изменения в мелких деталях на корпусе.

3.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.С — 110 (№№ 261—370). Первые машины практически ничем не отличались от Ausf. В. В ходе производства была введена 40-мм броня нижней лобовой детали корпуса, а так же кольцо вокруг башенного погона, защищавшее от заклинивания башни пулями и осколками.

4.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D — 105 (№№ 371—475). Продолжение третьей серии с небольшими изменениями в ходе производства.

5.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Е — 275 (№№ 476—750). Верхняя лобовая деталь подбашенной коробки изготавливалась прямой из пакета из двух листов 25-мм брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, как и лоб башни, так же получили аналогичную 50-мм броню (25+25). На борта подбашенной коробки установили дополнительные 15-мм бронелисты. Борта башни теперь делались из 30-мм, корма — из 25-мм, а крыша — из 12-мм брони. Для компенсации возросшего веса были усилены элементы ходовой части.

6.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F — 250 (№№ 751—1000). Практически идентична машинам 5-й серии.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S (№№ 1001—1090). Заказ Швеции. 18 июля все изготавливавшиеся танки были реквизированы для нужд Вермахта. Машины в целом были аналогичны Ausf. Е/F, за исключением дополнительного бронирования бортов корпуса.

7.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G — 306 (№№ 1101—1359, 1480—1526). Броня лобовых деталей вместо двухслойной стала выполняться из 50-мм монолитной плиты. Резко уменьшилось количество заклёпочных и болтовых соединений. Последняя партия из 47 танков предназначалась для отправки в Северную Африку, поэтому имела некоторые внешние особенности.

В 1939 году Словакия заказала BMM 30 танков LT-38. Выпускались с октября 1940 по июнь 1941 года, причем 18 из них ошибочно принял Вермахт. Были идентичны Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A. В армии Словакии получили номера V-3000 — 3029. В начале февраля с ВММ поступили последние 7 танков Словацкого заказа (V-3051 — 3057).

Серийное производство

Производство[4]
Модель Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
Ausf. A 1939 9 12 39 18 31 30 11 150
Ausf. B 1940 10 24 31 30 15 110
Ausf. C 15 30 30 35 110
Ausf. D 35 44 26 105
Ausf. E 1 44 45
Для Словакии 2 8 10
Ausf. E 1941 45 50 53 49 33 230
Ausf. F 27 45 45 44 46 43 250
Ausf. S 10 10 20 20 30 90
Ausf. G 10 50 50 110
Для Словакии 10* 8*+2 18*+2
Ausf. G 1942 60 60 29 21 26 196
Для Словакии 7 7
Итого 1433

*18 засчитаны немцами в собственную статистику.

Всего для германской армии было сдано 1396 танков и 37 — для словацкой.

Боевое применение

На 1 сентября в Вермахте числилось 79 танков, включая прототип. Массово использовался в начале Второй мировой войны. В составе немецких танковых соединений участвовал в польской кампании, в ходе которой было безвозвратно потеряно 7 танков. Во французской кампании потери составили 54 машины, 25 из которых восстановлению не подлежали. На 1 июня 1941 года в войсках насчитывалось 754 Pz.Kpfw.38(t), еще 10 словацких числились не вывезенными с завода. Они составляли не менее 17 % танкового парка вермахта.

На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t)[5], что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на Советский Союз. Pz.Kpfw.38(t) были в составе пяти танковых дивизий: 7-й (174 шт.), 8-й (125 шт.), 12-й (117 шт.), 19-й (121 шт.) и 20-й (123 шт.).

На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию, не был способен бороться с новейшими советскими танками. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надёжности трансмиссии, скорости, превосходил лёгкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулемётных Т-37, Т-38 и Т-40, а также применялся там, где не ожидалось встречи со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами. Часть машин была передана немцами словацкой армии.

Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и невязкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд».[6] «Чешский танк 38(t) по параметрам приблизительно соответствовал танку „Т-III“. Но кроме того что у чешского танка была сталь худшего качества, он проигрывал ещё и в том, что его экипаж состоял всего из четырёх человек. Командиру танка приходилось одновременно вести наблюдение, самому наводить пушку и стрелять»[7].

Варианты

  • LT vz.38 — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
  • Praga TNH — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
  • Praga LTP — экспортный вариант для Перу.
  • Praga LTH — экспортный вариант для Швейцарии.
  • Praga LTL — экспортный вариант для Литвы.
  • Praga LLT — модификация LTL, использовавшаяся в Словении.
  • Praga LTS — экспортный вариант для Словении.
  • Strv m/41 (Praga TNH-Sv) — производились по лицензии в Швеции.
  • Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
  • PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии.
  • PzKpfw 38(t) E-G — Pz.38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони.
  • PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией.
  • Marder III
    • SdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
    • SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.
  • SdKfz 138/1 Grille
    • Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.
    • Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
    • Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
  • SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
  • Aufklärungspanzer 38 (t)
    • SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием в башне, взятой от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. В 1944 году выпущено 70 машин (февраль — 37, март — 33). №№ в диапазоне 3105 — 3416.
    • 8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.
  • Jagdpanzer 38(t) истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
  • G-13 — швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

TNH n.A

В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1941—1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов, первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л. с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.[8]

В культуре

Pz.Kpfw.38(t) из Кубинки можно увидеть в российском художественном фильме Дмитрия Месхиева «Свои» 2004 года. Этот же танк производит один выстрел в эпизоде фильма режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» 2015 года. В других эпизодах вместо реального танка снялась реплика Pz.Kpfw.38(t), созданная подполковником запаса Вячеславом Верёвочкиным.

Стендовый моделизм

PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Макет (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой Zvezda (Россия).

Операторы

  •  Нацистская Германия
  •  Болгария — 10 шт. переданы Германией для болгарской армии.[9]
  •  Венгрия — в начале 1942 года 108 танков Pz.Kpfw.38(t)[10] были переданы для укомплектования 1-й полевой танковой дивизии, которая в дальнейшем в составе 2-й венгерской армии принимала участие в боях на Дону летом — зимой 1942-43 гг. Ещё минимум 3 танка были получены для восполнения потерь.
  •  Словакия — в 1940—1943 гг. немцы передали Словакии 37 новых танков Pz.Kpfw.38(t)[11], а в 1943-44 гг. — ещё 37 отремонтированных танков Pz.Kpfw.38(t) различных модификаций[12].
  •  Румыния — в 1943 году поставлено 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, B и C[13].
  •  СССР (трофейные)
  •  Швейцария — 24 танка были проданы в Швейцарию в начале 1939 года без вооружения, где получили обозначение Panzerwagen-39. Вооружение в виде пулемётов и 24-мм автоматического орудия с магазинной зарядкой местного производства швейцарцы устанавливали сами. Первоначально танки были оснащены двигателями Scania-Wabis, позднее переоборудованы швейцарскими Saurer.

Фотографии

Примечания

  1. Директива № 1. Война | Телеканал «История» https://www.youtube.com/watch?v=MiUMfvxlLTM
  2. Директива № 1. Война / Видео / Russia.tv
  3. http://www.ckd.cz/kiwi_files/casopisy-nove/ru_ckd-casopis_02-2010.pdf «RU ČKD ЖУРНАЛ 2010-2» стр.20-21
  4. Hilary Doyle, Thomas Jentz. Panzer Tracts No.23 – Panzer Production 1933 to 1945. — 2011.
  5. А. В. Лобанов. Великая Отечественная война: в поисках правды Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine // «Военно-исторический журнал», 2003, N: 5, стр. 10-13
  6. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. По стопам Наполеона
  7. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. Скорым поездом на ленинградский фронт
  8. ЛЁГКИЙ ТАНК Pz 38 t nA. Дата обращения: 26 июля 2012.
  9. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.158-159
  10. Поставки иностранной бронетехники в Венгрию
  11. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.157
  12. М. Б. Барятинский. Немецкие танки в бою. Panzer, vorwärts! М., Яуза — ЭКСМО, 2008. стр.125
  13. Поставки иностранной бронетанковой техники в Румынию

Ссылки