LT vz.38
LT vz.38 | |
---|---|
Pz. Kpfw. 38 (t) Ausf.B | |
Классификация | Лёгкий танк |
Боевая масса, т | 9,7 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | ČKD |
Производитель | ČKD (BMM) |
Годы производства | 1939—1942 годы |
Годы эксплуатации | 1939 — начало 1950-х |
Количество выпущенных, шт. | 1433 |
Основные операторы |
Нацистская Германия |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4610 |
Ширина, мм | 2135 |
Высота, мм | 2252 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная, катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 50 (первые модели 25) |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 12 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 25 |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 15 |
Днище, мм | 8 |
Крыша корпуса, мм | 8 |
Лоб башни, мм/град. | 25 |
Маска орудия, мм/град. | 25 |
Борт башни, мм/град. | 15 |
Корма башни, мм/град. | 15 |
Крыша башни, мм/град. | 8 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 37-мм KwK A7 (t) |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 50,0 |
Боекомплект пушки | 72 снаряда |
Углы ВН, град. | −10…+25 |
Углы ГН, град. | 360 |
Прицелы | Телескопический прицел |
Пулемёты | 2 × 7,92-мм MG 37 (t) |
Подвижность | |
Тип двигателя | Рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Praga EPA |
Мощность двигателя, л. с. | 125 |
Скорость по шоссе, км/ч | 42 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 15 |
Запас хода по шоссе, км | 230 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,9 |
Тип подвески | сблокированная попарно, на листовых рессорах |
Ширина гусеницы, мм | 293 |
Преодолеваемый подъём, град. | 28,7 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 |
Преодолеваемый ров, м | 2,1 |
Преодолеваемый брод, м | 0,8 |
LT vz.38 — изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использованием в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считался на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта[1][2]. Принимал активное участие в начальной стадии Второй Мировой войны.
История
Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD». Танк был создан под руководством русского инженера Алексея Сурина, оказавшегося в Чехословакии после Октябрьской революции 1917 года. В июле 1938 года был подписан военный заказ на 150 танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.
Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года, но в вероятной войне с Германией осенью 1938 года они не могли бы участвовать. Эти танки имели хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе, и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт — 0,57 кг/см2.
При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.
После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы забрали весь заказ, над которым работала «ČKD» (после оккупации была переименована в BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG). В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности было произведено в нескольких сериях 1433 танка. После окончания войны танки наконец-то вернулись первоначальному заказчику — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны.[3]
На базе танка было построен ряд других боевых бронированных машин, такие как Marder III и Hetzer.
Модификации
1.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A — 150 (№№ 1—150). Базовая модификация.
2.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.В — 110 (№№ 151—260). Небольшие изменения в мелких деталях на корпусе.
3.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.С — 110 (№№ 261—370). Первые машины практически ничем не отличались от Ausf. В. В ходе производства была введена 40-мм броня нижней лобовой детали корпуса, а так же кольцо вокруг башенного погона, защищавшее от заклинивания башни пулями и осколками.
4.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D — 105 (№№ 371—475). Продолжение третьей серии с небольшими изменениями в ходе производства.
5.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Е — 275 (№№ 476—750). Верхняя лобовая деталь подбашенной коробки изготавливалась прямой из пакета из двух листов 25-мм брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, как и лоб башни, так же получили аналогичную 50-мм броню (25+25). На борта подбашенной коробки установили дополнительные 15-мм бронелисты. Борта башни теперь делались из 30-мм, корма — из 25-мм, а крыша — из 12-мм брони. Для компенсации возросшего веса были усилены элементы ходовой части.
6.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F — 250 (№№ 751—1000). Практически идентична машинам 5-й серии.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S (№№ 1001—1090). Заказ Швеции. 18 июля все изготавливавшиеся танки были реквизированы для нужд Вермахта. Машины в целом были аналогичны Ausf. Е/F, за исключением дополнительного бронирования бортов корпуса.
7.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G — 306 (№№ 1101—1359, 1480—1526). Броня лобовых деталей вместо двухслойной стала выполняться из 50-мм монолитной плиты. Резко уменьшилось количество заклёпочных и болтовых соединений. Последняя партия из 47 танков предназначалась для отправки в Северную Африку, поэтому имела некоторые внешние особенности.
В 1939 году Словакия заказала BMM 30 танков LT-38. Выпускались с октября 1940 по июнь 1941 года, причем 18 из них ошибочно принял Вермахт. Были идентичны Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A. В армии Словакии получили номера V-3000 — 3029. В начале февраля с ВММ поступили последние 7 танков Словацкого заказа (V-3051 — 3057).
Серийное производство
Модель | Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ausf. A | 1939 | 9 | 12 | 39 | 18 | 31 | 30 | 11 | 150 | |||||
Ausf. B | 1940 | 10 | 24 | 31 | 30 | 15 | 110 | |||||||
Ausf. C | 15 | 30 | 30 | 35 | 110 | |||||||||
Ausf. D | 35 | 44 | 26 | 105 | ||||||||||
Ausf. E | 1 | 44 | 45 | |||||||||||
Для Словакии | 2 | 8 | 10 | |||||||||||
Ausf. E | 1941 | 45 | 50 | 53 | 49 | 33 | 230 | |||||||
Ausf. F | 27 | 45 | 45 | 44 | 46 | 43 | 250 | |||||||
Ausf. S | 10 | 10 | 20 | 20 | 30 | 90 | ||||||||
Ausf. G | 10 | 50 | 50 | 110 | ||||||||||
Для Словакии | 10* | 8*+2 | 18*+2 | |||||||||||
Ausf. G | 1942 | 60 | 60 | 29 | 21 | 26 | 196 | |||||||
Для Словакии | 7 | 7 | ||||||||||||
Итого | 1433 |
*18 засчитаны немцами в собственную статистику.
Всего для германской армии было сдано 1396 танков и 37 — для словацкой.
Боевое применение
На 1 сентября в Вермахте числилось 79 танков, включая прототип. Массово использовался в начале Второй мировой войны. В составе немецких танковых соединений участвовал в польской кампании, в ходе которой было безвозвратно потеряно 7 танков. Во французской кампании потери составили 54 машины, 25 из которых восстановлению не подлежали. На 1 июня 1941 года в войсках насчитывалось 754 Pz.Kpfw.38(t), еще 10 словацких числились не вывезенными с завода. Они составляли не менее 17 % танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t)[5], что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на Советский Союз. Pz.Kpfw.38(t) были в составе пяти танковых дивизий: 7-й (174 шт.), 8-й (125 шт.), 12-й (117 шт.), 19-й (121 шт.) и 20-й (123 шт.).
На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию, не был способен бороться с новейшими советскими танками. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надёжности трансмиссии, скорости, превосходил лёгкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулемётных Т-37, Т-38 и Т-40, а также применялся там, где не ожидалось встречи со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами. Часть машин была передана немцами словацкой армии.
Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и невязкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд».[6] «Чешский танк 38(t) по параметрам приблизительно соответствовал танку „Т-III“. Но кроме того что у чешского танка была сталь худшего качества, он проигрывал ещё и в том, что его экипаж состоял всего из четырёх человек. Командиру танка приходилось одновременно вести наблюдение, самому наводить пушку и стрелять»[7].
Варианты
- LT vz.38 — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
- Praga TNH — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
- Praga LTP — экспортный вариант для Перу.
- Praga LTH — экспортный вариант для Швейцарии.
- Praga LTL — экспортный вариант для Литвы.
- Praga LLT — модификация LTL, использовавшаяся в Словении.
- Praga LTS — экспортный вариант для Словении.
- Strv m/41 (Praga TNH-Sv) — производились по лицензии в Швеции.
- Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
- PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии.
- PzKpfw 38(t) E-G — Pz.38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони.
- PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией.
- Marder III
- SdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
- SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.
- SdKfz 138/1 Grille
- Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.
- Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
- Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
- SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
- Aufklärungspanzer 38 (t)
- SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием в башне, взятой от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. В 1944 году выпущено 70 машин (февраль — 37, март — 33). №№ в диапазоне 3105 — 3416.
- 8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.
- Jagdpanzer 38(t) — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
- G-13 — швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией Швейцарии после войны.
TNH n.A
В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1941—1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов, первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л. с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.[8]
В культуре
Pz.Kpfw.38(t) из Кубинки можно увидеть в российском художественном фильме Дмитрия Месхиева «Свои» 2004 года. Этот же танк производит один выстрел в эпизоде фильма режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» 2015 года. В других эпизодах вместо реального танка снялась реплика Pz.Kpfw.38(t), созданная подполковником запаса Вячеславом Верёвочкиным.
Стендовый моделизм
PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Макет (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой Zvezda (Россия).
Операторы
- Нацистская Германия
- Болгария — 10 шт. переданы Германией для болгарской армии.[9]
- Венгрия — в начале 1942 года 108 танков Pz.Kpfw.38(t)[10] были переданы для укомплектования 1-й полевой танковой дивизии, которая в дальнейшем в составе 2-й венгерской армии принимала участие в боях на Дону летом — зимой 1942-43 гг. Ещё минимум 3 танка были получены для восполнения потерь.
- Словакия — в 1940—1943 гг. немцы передали Словакии 37 новых танков Pz.Kpfw.38(t)[11], а в 1943-44 гг. — ещё 37 отремонтированных танков Pz.Kpfw.38(t) различных модификаций[12].
- Румыния — в 1943 году поставлено 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, B и C[13].
- СССР (трофейные)
- Швейцария — 24 танка были проданы в Швейцарию в начале 1939 года без вооружения, где получили обозначение Panzerwagen-39. Вооружение в виде пулемётов и 24-мм автоматического орудия с магазинной зарядкой местного производства швейцарцы устанавливали сами. Первоначально танки были оснащены двигателями Scania-Wabis, позднее переоборудованы швейцарскими Saurer.
Фотографии
-
-
LT Vz.38 с поздней военной эмблемой Первой Словацкой республики на башне.
-
LT vz.38 в Бронетанковом музее в Кубинке
-
Немецкие танки, захваченные частями РККА во время наступления врага в районе села С., 5 августа 1941 г.
Примечания
- ↑ Директива № 1. Война | Телеканал «История» https://www.youtube.com/watch?v=MiUMfvxlLTM
- ↑ Директива № 1. Война / Видео / Russia.tv
- ↑ http://www.ckd.cz/kiwi_files/casopisy-nove/ru_ckd-casopis_02-2010.pdf «RU ČKD ЖУРНАЛ 2010-2» стр.20-21
- ↑ Hilary Doyle, Thomas Jentz. Panzer Tracts No.23 – Panzer Production 1933 to 1945. — 2011.
- ↑ А. В. Лобанов. Великая Отечественная война: в поисках правды Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine // «Военно-исторический журнал», 2003, N: 5, стр. 10-13
- ↑ Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. По стопам Наполеона
- ↑ Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. Скорым поездом на ленинградский фронт
- ↑ ЛЁГКИЙ ТАНК Pz 38 t nA . Дата обращения: 26 июля 2012.
- ↑ М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.158-159
- ↑ Поставки иностранной бронетехники в Венгрию
- ↑ М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.157
- ↑ М. Б. Барятинский. Немецкие танки в бою. Panzer, vorwärts! М., Яуза — ЭКСМО, 2008. стр.125
- ↑ Поставки иностранной бронетанковой техники в Румынию
Ссылки
- Information about the Pz.Kpfw.38(t) at Panzerworld
- WWII Vehicles
- Panzerkampfwagen 38(t) at Achtung Panzer!
- Captured German vehicles
В статье есть список источников, но не хватает сносок. |