Чи-Ха

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чи-Ха
Средний танк Тип 97, Чи-Ха
Классификация средний танк
Боевая масса, т 15,8
Компоновочная схема моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 19381943
Годы эксплуатации 19381945
Количество выпущенных, шт. 2123
Основные операторы Флаг Японии Флаг Китайской Народной Республики
Размеры
Длина корпуса, мм 5 500
Ширина, мм 2 330
Высота, мм 2 380
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 27 / 15°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 10 / 82° — 20 / 65°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 27 / 27…60°
Борт корпуса (верх), мм/град. 20 / 25—40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 20—25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 20 / 67°
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 0…70°
Днище, мм 8,5
Крыша корпуса, мм 10—12
Лоб башни, мм/град. 25 / 10°
Борт башни, мм/град. 25 / 10…12°
Корма башни, мм/град. 25 / 12°
Крыша башни, мм/град. 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм Тип 97
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 18,4
Боекомплект пушки 120
Углы ВН, град. −9…+21
Прицелы телескопический
Пулемёты 2 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателя Mitsubishi SA 12200VD дизельный 4-тактный V-образный 12-ц жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 170
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч 19
Запас хода по шоссе, км 210
Удельная мощность, л. с./т 10,8
Тип подвески тип Хара
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 30—35
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1

Тип 97, «Ся Синся 2597 Чи-Ха», «2597», «Чи-Ха» (яп. 九七式中戦車 кю:нанасики тю:сэнся) — японский средний танк времён Второй мировой войны. Средним считался по японской классификации, по массе относился к лёгким танкам. Название танка происходит от слов «средний» (яп. тю:, записывается катаканой как ュウ) и «третий» (яп. ха), см. Ироха.

Разработан компанией «Мицубиси» в 19351937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Второй по массовости (после «Ха-Го») японский танк Второй мировой войны, «Чи-Ха» составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевали японские войска.

История создания

К середине 1930-х средний танк Тип 89, составлявший основу японских бронетанковых войск, безнадёжно устарел и требовал замены. По заданию высшего командования, к 1936 году были разработаны два прототипа будущего среднего танка — «Чи-Ни», весом 9,8 тонн, разработанный специалистами из арсенала Осаки и 15-тонный «Чи-Ха», разработанный фирмой «Мицубиси». Генеральный штаб отдавал предпочтение меньшему и более дешёвому «Чи-Ни», но испытания обоих прототипов, проведённые в 1937, показали, что характеристики «Чи-Ни», в том числе скоростные, далеки от требуемых, а самое главное, новый танк ненамного превосходил уже находившийся в производстве лёгкий танк «Ха-Го». Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на вооружение более подвижного, защищённого и мощнее вооружённого танка, что и послужило причиной выбора в итоге «Чи-Ха».

Массовое производство «Чи-Ха» было начато вскоре после окончания активных боевых действий в Китае фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 2123 танка, включая 757 машин модификации «Шинхото Чи-Ха».[1] Кроме того, некоторое число последних было получено переделкой из обычных «Чи-Ха».

Описание конструкции

«Чи-Ха» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка, заряжающего и командира, выполнявшего также функции наводчика.

Броневой корпус и башня

«Чи-Ха» имел слабо дифференцированную противопульную броневую защиту, с ограниченным применением рациональных углов наклона. Броневой корпус и башня танка собирались из катаных поверхностно закалённых броневых листов толщиной 8,5, 10, 11, 12, 17, 20, 25 и 27 мм. Сборка осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и уголков, при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками, сварка почти не применялась.

Броневой корпус танка имел сложную, асимметричную в верхней части форму, с надгусеничными нишами. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму, рубки механика-водителя и стрелка в верхней её части выполнялись из гнутых бронелистов толщиной 27 мм, расположенных под углом в 15°. Средняя часть состояла из бронелистов толщиной 17 мм, расположенных под углом в 82°, ближе ко лбу машины переходивших в лист толщиной 20 мм, расположенный под углом в 65°. Нижняя часть лобовой брони представляла собой 27-мм бронелист, изогнутый под углом от 27° в верхней своей части до 60° в нижней. Борта корпуса в нижней части были вертикальны и выполнялись с каждой стороны из трёх бронелистов, среднего толщиной 25 мм и лобового с кормовым, толщиной 20 мм. Верхняя часть бортов состояла из 20-мм бронелистов, расположенных под углом от 25° до 40°. Кормовая часть выполнялась также из 20-мм бронелистов, расположенного под углом в 67° верхнего и гнутого нижнего. Днище корпуса имело толщину в 8,5 мм, крыша — 12 мм в районе подбашенной коробки и 10 мм в районе моторного отделения[2].

Двухместная башня «Чи-Ха» имела коническую, с небольшой кормовой нишей, форму и устанавливалась на шариковой опоре на крыше боевого отделения, с заметным смещением в правую половину танка. Стенки башни и броневая маска орудия имели толщину в 25 мм и располагались под углом от 10° до 12° к вертикали, крыша башни имела толщину в 10 мм. На крыше башни располагалась командирская башенка[3].

Для посадки и высадки экипажа служили два люка: для командира и заряжающего — двустворчатый в крыше командирской башенки, для механика-водителя и стрелка — одностворчатый в крыше боевого отделения, над местом стрелка. Кроме этого в корпусе имелись многочисленные люки, служившие для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии, а часть крыши и бортов моторного отделения и вовсе была выполнена броневыми жалюзи.

Вооружение

Основным вооружением танка являлась 57-мм полуавтоматическая танковая пушка Тип 97 с длиной ствола 18,4 калибра / 1049 мм. Масса ствола и казённой части пушки составляла 62,5 кг, масса всего орудия в сборе — 133 кг. Орудие размещалось в лобовой части башни на горизонтальных и вертикальных цапфах, позволявших его наводку в вертикальной плоскости в пределах −9…+21° и в горизонтальной — в пределах ±10°. Какие-либо механизмы наводки отсутствовали, наведение пушки осуществлялось свободным её качанием при помощи плечевого упора. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочных и 40 бронебойных снарядов.

Боеприпасы 57-мм танковой пушки Тип 97[4]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
бронебойный остроголовый Тип 92 2,58 103 400—420
осколочный 2,36 250 355
Таблица бронепробиваемости для 57-мм танковой пушки Тип 97, в мм[4]
Снаряд \ Расстояние, м 25 100 250 500 750 1000 1250
Бронебойный (угол встречи 0°) 23 22 20 17 13 12 11
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

Дополнительное вооружение «Чи-Ха» составляли два 7,7-мм пулемёта Тип 97, расположенных стандартно для японских танков — один пулемёт в кормовой нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Пулемёты располагались в установках на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой[5]. Также на крыше башни располагался кронштейн для установки дополнительного зенитного пулемёта того же типа. Стандартный боекомплект пулемётов составлял 3825 патронов в магазинах: 2475 с обычной пулей и 1350 с бронебойной.

Средства наблюдения и связи

Радиостанция на танках первоначально предусмотрена не была. Позднее радиостанции начали устанавливать на командирских машинах, от командира взвода и выше, за счёт сокращения боекомплекта. Их характерным внешним отличием являлась поручневая антенна вокруг башни, которую вскоре сменили на штыревую, для маскировки ценных машин. Линейным танкам командир был вынужден отдавать приказы прежним способом — при помощи сигнальных флажков.

Двигатель и трансмиссия

«Чи-Ха» оборудовались двухтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем «Мицубиси» Тип 97 воздушного охлаждения мощностью 170 л. с.

Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки передач с понижающей передачей, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть

Подвеска «Чи-Ха» выполнялась по стандартной для японских танков системе Т. Хара, в которой катки были попарно подвешены на качающихся балансирах, при помощи системы рычагов и тяг соединённых со спиральными пружинами в горизонтальных трубах по бокам корпуса. По сути, она представляла собой подвеску лёгкого танка «Ха-Го» с дополнительными передними и задними катками с независимой подвеской типа Кристи, при помощи рычагов соединёнными с наклонными спиральными пружинами, открыто закреплёнными на борту.

Ведущие катки передние, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем, каждая из 96 траков с шагом 120 мм и шириной 330 мм.

Модификации

Танки «штурмовой» версии «Чи-Ха» со 120-мм пушкой, захваченные американскими войсками в 1945 году.

«Шинхото Чи-Ха»

«Шинхото Чи-Ха» был разработан в 1939 году с целью повышения явно недостаточных противотанковых возможностей «Чи-Ха». Эта модификация отличалась новой башней с установленной в ней длинноствольной 47-мм пушкой. Несмотря на меньший калибр, за счёт высокой начальной скорости снаряда новое орудие значительно превосходило 57-мм пушку в бронепробиваемости. Танки этого варианта выпускались до 1943 года наряду с «Чи-Ха» базовой версии.

«Чи-Ха» со 120-мм пушкой

Разработанный по заказу морской пехоты вариант «Чи-Ха», вооружённый короткоствольной 120-мм морской пушкой с дульным тормозом в башне «Шинхото Чи-Ха». Выпускался в небольших количествах во второй половине войны.

«Чи-Ки (Ши-ки)»

Командирский вариант «Чи-Ха», предназначавшийся для командиров полков и батальонов. Отличался отсутствием в занятой радиооборудованием башне 57-мм орудия, ставилась на месте лобового пулемёта 37-мм пушка и на крыше устанавливалась подковообразная поручневая антенна. На некоторых машинах на башне крепился деревянный макет орудия.

По некоторым данным, было выпущено от 20 до 40 таких машин, некоторые применялись в боях на Малайе, вероятно в составе 3-й танковой бригады. Также командирские машины видны на фотографиях из танковой школы в Чибе (Chiba).

Машины на базе «Чи-Ха»

Будучи долгое время наиболее тяжёлым из доступных японцам танковых шасси, «Чи-Ха» послужил основой для большого количества машин самого разнообразного назначения.

САУ

«Хо-Ро»

Самоходная гаубица на базе «Чи-Ха», полученная установкой 150-мм гаубицы Тип 38 в открытую сверху и сзади рубку на месте башни. Выпущено всего 12 или 13 штук в 19411943 годах.

«Хо-Ни»

Серия самоходных артиллерийских установок (САУ), производившихся в 1942—1945 годах на базе «Чи-Ха». Конструктивно были схожи с «Хо-Ро», лишь «Хо-Ни III» получила новую полностью закрытую броневую рубку. В литературе эти САУ часто относят к противотанковым, но основным их назначением являлась огневая поддержка[1]. Вооружение «Хо-Ни» I и III составляли 75-мм пушки Тип 1 и Тип 3, соответственно, а «Хо-Ни II» была вооружена 105-мм гаубицей Тип 91. САУ «Хо-Ни», выпущенные в количестве около 170 штук, стали единственными относительно массовыми японскими САУ Второй мировой.

Прототипы

Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К», Маньчжурия, 1941 год.

Также во второй половине войны японцы разработали целый ряд САУ на базе «Чи-Ха», большая часть которых так и осталась на бумаге, либо не зашла дальше постройки опытных образцов.

  • САУ Тип 2 «Ку-Се» с 75-мм горной пушкой Тип 94, установленной в рубке по типу «Хо-Ро»;
  • САУ «Хо-Чи» со 155-мм пушкой в аналогичной рубке;
  • Различные варианты ЗСУ с 37, 75 или 120-мм орудиями.

Машины специального назначения на базе «Чи-Ха»

Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К»

Выпущенная в количестве 40 экземпляров в 1941 году лесоповалочная машина на базе «Чи-Ха». Первоначально «Хо-К» поступили в дислоцированные в Маньчжурии инженерные части и предполагались к использованию в Сибири в грядущем наступлении на СССР, но в связи с изменением обстановки были переброшены в Новую Гвинею, где использовались при строительстве аэродромов в джунглях[1].

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Се-Ри»

В 19411943 годах на базе «Чи-Ха» были собраны две или три БРЭМ «Се-Ри». Стандартная башня заменялась на них на небольшую башенку с 7,7-мм пулемётом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. В сочетании с лебёдкой и установкой двигателя «Мицубиси» Тип 100 мощностью 240 л. с. это позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков, но в серийное производство машина так и не пошла.

Боевое применение

Оценка машины

Где можно увидеть

В китайском музее

До нашего времени в музеях сохранилось лишь 3 танка «Чи-Ха», помимо них известно ещё 11, в основном повреждённых в боях машин[6].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 TAKI
  2. Ю. Спасибухов. Японский танк «Шинхото Чи-Ха» // Танкомастер. — Москва, 1999. — № 6. — С. 14—24.
  3. С. Л. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха» / М. Б. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 12. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  4. 4,0 4,1 97式中戦車の解説 (яп.) (недоступная ссылка). — подробные ТТХ и история «Чи-Ха». Дата обращения: 5 июня 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  5. С. Федосеев. Лёгкий танк «Ха-Го». — М.: Моделист-Конструктор, 2006. — С. 6. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (65) / 2006). — 2500 экз.
  6. T. Larkum, A. Kelly. Preserved Japanese Tanks. — Armour Archive, 1999


Литература

  • С. Л. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха» / М. Б. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  • С. Л. Федосеев. Бронетанковая техника Японии 1939-1945 гг. / М. Б. Барятинский. — М.: Моделист-Конструктор, 1995. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 / 1995).
  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 1. — (Военные машины № 2). — 300 экз.
  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 2. — (Военные машины № 3). — 300 экз.
  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 3. — (Военные машины № 4). — 300 экз.
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna. — Гданьск: AJ Press, 2002. — Т. 1. — 112 с. — (TankPower № 9). — ISBN 8-37237-097-4.
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna. — Гданьск: AJ Press, 2002. — Т. 2. — 121 с. — (TankPower № 10). — ISBN 8-37237-111-3.
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna. — Гданьск: AJ Press, 2003. — Т. 3. — 157 с. — (TankPower № 11). — ISBN 8-37237-128-8.
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna. — Гданьск: AJ Press, 2005. — Т. 4. — 129 с. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9.
  • Leland Ness. Jane's World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — Лондон: HarperCollins Publishers, 2002. — 237 с. — (Jane's Information Group). — ISBN 0-00711-228-9.
  • Military Intelligence Division, War Departament. Japanese Tank and Antitank Warfare. — Вашингтон: United States Government Printing Office, 1945. — 215 с. — (Special Series № 34).
  • T. Larkum, A. Kelly. Preserved Japanese Tanks. — Нортгемптон: Armour Archive Publications, 2000. — 34 с. — (Preserved Tanks By Nationality Series). — ISBN 0-9523293-.
  • S. J. Zaloga. Tank Battles of the Pacific War 1941—1945. — Tsuen Wan: Concord Publications, 1995. — 72 с. — (Armor at War Series № 7004). — ISBN 9-62361-607-4.
  • Ю. Спасибухов. Японский танк «Шинхото Чи-Ха» // Танкомастер. — Москва, 1999. — № 6. — С. 14—24.

Ссылки