Kugelblitz

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Kugelblitz
Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling) Kugelblitz
Классификация зенитная самоходная установка
Боевая масса, т 23
Компоновочная схема многоствольная, моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 19441945
Количество выпущенных, шт. 2 (3)
Основные операторы Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой
Размеры
Длина корпуса, мм 5920
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 80 / 9°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 20 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 80 / 12° — 30 / 60°
Борт корпуса (верх), мм/град. 20 / 10° — 30 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 30 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 20 / 10°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10 / 88° — 11 / 90°
Лоб башни, мм/град. 20 / 40° — 30 / 31°
Маска орудия, мм/град. 10 / 60°
Борт башни, мм/град. 20 — 30 / 31°
Корма башни, мм/град. 30 — 30 / 31°
Крыша башни, мм/град. 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 × 30-мм MK.103
Тип пушки нарезные автоматические
Боекомплект пушки 1200
Углы ВН, град. −7…+90°
Прицелы Schwebekreis-Visier ZF 1×40°
Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 200
Запас хода по пересечённой местности, км 130
Удельная мощность, л. с./т 11,4
Тип подвески сблокированная попарно, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 0,8

Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling), «Кугельблиц» (нем. Kugelblitz — «шаровая молния») — германская опытная зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны. Создана фирмой «Даймлер-Бенц» в 1944 году, на шасси наиболее распространённого среднего танка PzKpfw IV. Для установки вращающейся башни специальной конструкции был использован погон танка "Тигр".[1]

Устройство и назначение

Советские специалисты при изучении данной машины пришли к выводу, что ЗСУ, благодаря своим ходовым качествам, мощности вооружения и быстроте подготовки орудия к бою, предназначалась для защиты танковых колонн на маршах от воздушных налётов.[1]

Броневая защита орудия была изготовлена в виде шара, к котором размещены две 30-мм авиационные пушки МК-103 с ленточным питанием, два оптических и два авиационных прицела для каждого из двух наводчиков: по горизонту и по высоте, которые также находились в шаровой бронезащите и вращались вместе с ней. Конструкция башни обеспечивала возможность кругового обстрела по горизонту и стрельбы по воздушным целям при угле возвышения до 90°[1]. В советских источниках указан экипаж в 5 человек,[1] командир машины предположительно размещался в задней части башни, между наводчиками и имел свой прибор наблюдения.

Выпуск и боевое использование

Планировалось начать выпуск «Кугельблицев» уже осенью того же года, однако из-за непрекращающихся задержек, вызванных тяжёлым положением германской промышленности выполнить даже сокращённый план в полной мере не удалось. Так, из трёх, начатых в сентябре 1944 года производством на «Даймлер-Бенц» шасси, ни одного не закончили. В конце октября два шасси стали собираться на Stahlindustrie в Дуйсбурге. Туда же отправились и два изготовленных корпуса с башнями. Одной из главных причин стал захват союзниками предприятий фирмы Deutsche Edelstahlwerke, которая к тому времени стала главным субподрядчиком. Фактически, в феврале 1945 года, в Дуйсбурге, удалось собрать только две установки[2] (по советским данным было собрано 3 опытных образца)[1]. О боевом применении этих самоходок известно очень мало. Согласно зарубежным источникам[каким?] один «Kugelblitz» использовался в боях на Восточном фронте. Предположительно, ЗСУ привлекалась для обеспечения ПВО аэродрома Spatenberg и 1-го апреля 1945 года была уничтожена советскими войсками. Ещё две турели были отправлены в Берлин, где использовались в качестве стационарных огневых точек. В настоящее время сохранилась только одна турель, которая демонстрируется в экспозиции Lehrsammlung der Heeresflugabwehrschule (Rendsburg). Однако, в 1996 году на склоне горы Spatenberges были обнаружены элементы второй башни, которые были отправлены для восстановления.

Планы дальнейшего усовершенствования ЗСУ

Согласно советским данным, немецкой промышленностью планировалась дальнейшая модернизация и усовершенствование данной ЗСУ, а именно:

- усиление огневой мощи за счёт установки двух дополнительных 20-мм зенитных пушек;

- установка приводов наводки с гидравлическим управлением, для быстрой наводки орудия;

- изготовление установок с ходовой частью и корпусом танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D, имеющего броню до 30-мм.[1]

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 В.Г. Наумов. Немецкая самоходная зенитная установка Кугельблитц // Вестник танковой промышленности : Ежемесячный научно-технический журнал. — 1945. — Октябрь-ноябрь (№ 10-11). — С. 35.
  2. Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle. Panzer Tracts No. 23 Panzer Production 1933-1945. — 2011.

Литература

  • М. Барятинский. Бронетанковая техника Третьего рейха. — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 96 с. — (Бронеколлекция спецвыпуск № 1). — 3000 экз.
  • T. L. Jentz. Flak Selbstfahrlafetten and Flakpanzer — Sd.Kfz. 10/4 to 8.8 cm Flak auf VFW. — Darlington, Maryland: Darlington Productions, 1998. — 56 p. — (Panzer Tracts № 12).