VK 28.01

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

В 1942 году фирма Daimler-Benz в инициативном порядке разработала тяжелый разведывательный танк VK 2801. Этот проект основывался на основных решениях предыдущего VK 1602 и предназначался для решения тех же задач. К началу 1943 года военные ознакомились с предложением предприятия и не одобрили его. Из-за специфических характеристик предложенный танк не устроил потенциального заказчика, что привело к закрытию проекта. Вскоре, однако, немецкая армия вновь инициировала разработку проекта с обозначением VK 2801, однако на этот раз речь шла о совершенно другой машине.

По имеющимся данным, в июне 1943 года армия выдала новые требования к очередному проекту перспективного танка. На этот раз предлагалось разработать проект «универсального среднего танка», который мог бы поступить в войска и заменить собой технику ряда модификаций семейств Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. За счет ряда нововведений перспективный танк должен был отличаться от предшественников повышенными характеристиками. Кроме того, положительным следствием нового проекта должна была стать большая степень унификации техники в войсках. Наконец, в перспективе шасси нового танка планировалось использовать при разработке бронетехники иных классов.

Разработку перспективного танка поручили фирме Krupp, имевшей большой опыт в деле создания бронетехники различных классов. Проект получил обозначение VK 2801. Также иногда используется название VK 2801(K), позволяющее определить фирму-разработчика и отличить проект от VK 2801(DB), созданного компанией Daimler-Benz. Причины использования уже применявшегося названия неизвестны, но впоследствии это привело к некоторой путанице. Дефицит сведений о двух проектов нередко приводит к смешению данных об этих танках с формированием, мягко говоря, недостоверной картины. Тем не менее, даже имеющийся объем данных позволяет представить облик танка, предложенный инженерами фирмы «Крупп». По имеющимся данным, в проекте VK 2801 планировалось использовать некоторые имевшиеся у создателей наработки, а также применить опыт предыдущих проектов, в том числе и VK 2801 от Daimler-Benz. В частности, это сказалось на конструкции корпуса и расположении его броневого листа. Кроме того, танк должен был получить классическую для немецкой бронетехники компоновку. Вооружение с сопутствующим оборудованием планировалось заимствовать у одного из имевшихся на вооружении танков.

Имеются сведения о широком применении рациональных углов бронирования с установкой бронелистов под разными углами к вертикали. В таком случае танк должен был иметь наклонный лобовой лист толщиной 50 мм. 30-мм борта так же предлагалось монтировать с наклоном внутрь. Защита кормы должна была обеспечиваться листом толщиной 30 мм. В некоторых материалах указывается, что корпус VK 2801(K) должен был получить кормовой лист, заваленный назад и увеличивающий доступные объемы внутри корпуса.

По компоновке перспективный танк не должен был отличаться от другой немецкой техники того времени. В передней части корпуса помещались отсек трансмиссии и отделение управления. Средний отсек корпуса должен был вмещать боевое отделение с башней и вооружением, а корма выделялась под агрегаты силовой установки.

В качестве основы силовой установки было предложено использовать карбюраторный двигатель Argus 12LD 330H мощностью 550 л.с. Через карданный вал, проходящий под полом боевого отделения, он должен был соединяться с трансмиссией Olvar 55 11 17, передающей крутящий момент на передние колеса.

Сведения о предложенной конструкции ходовой части отличаются в разных источниках. В одних упоминается применение шести опорных катков с индивидуальной подвеской на каждом борту. Ввиду использования сравнительно небольших катков диаметром 700 мм ходовая часть должна была комплектоваться тремя поддерживающими роликами. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ведущие и направляющие колеса при этом должны были заимствоваться у одной из поздних модификаций танка Pz.Kpfw.IV. Гусеница должна была собираться из траков шириной 600 мм. Также имеются сведения об использовании шести крупных опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Тем не менее, такой вариант ходовой части танка, по-видимому, не соответствует реально существовавшему проекту. Ввиду дефицита сведений о проекте VK 2801 в свое время появилось большое количество предположений и откровенных спекуляций. Есть основания полагать, что вариант такого танка с шахматной подвеской является более поздней неверной реконструкцией или попросту выдумкой.

Известно о планах фирмы-разработчика использовать в новом проекте существующую башню с вооружением. Танк VK 2801(K) должен был получить башню от Pz.Kpfw.IV с соответствующим набором вооружения и дополнительного оборудования. При использовании агрегатов поздних модификаций такого танка защита башни должна была состоять из листов толщиной 50 (лоб), 30 (борта) и 18 (крыша) мм. Таким образом, уровень защиты существующей башни, с некоторыми оговорками, должен был соответствовать параметрам нового корпуса.

Основным оружием перспективного танка должна была стать 75-мм нарезная пушка одного из существующих типов. По некоторым данным, при заимствовании готовой башни VK 2801 должен был стать носителем орудия 7,5 cm KwK 40. При калибре 75 мм и длине ствола 48 калибров такая пушка могла разгонять бронебойный снаряд до 990 м/с и с дистанции 100 м пробивать до 143 мм гомогенной брони. На 1 км бронепробиваемость составляла 77 мм. Также в боекомплект орудия KwK 40 могли входить осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды.

В качестве дополнительного вооружения рассматривался, как минимум, один пулемет винтовочного калибра, размещенный в одной установке с орудием. Также, подобно некоторым другим немецким танкам, VK 2801 мог получить пулеметную установку в лобовом листе корпуса, управляемую стрелком-радистом.

Экипаж, по-видимому, должен был состоять из четырех или пяти человек. В таком случае водитель или водитель и радист должны были размещаться в отделении управления. Места командира, наводчика и заряжающего должны были помещаться в башне. Для доступа на свои места экипаж мог бы использовать набор люков.