Cubana
Cubana de Aviación | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Дата основания | 8 октября 1929 года | |||
Базовые аэропорты | Международный аэропорт имени Хосе Марти | |||
Основные направления |
Аэропорт имени Антонио Мацео Аэропорт имени Хуана Гуалберто Гомеса |
|||
Слоган |
Puerta de Cuba al Mundo "Ворота Кубы в мир" |
|||
Размер флота | 20 (+4 заказано) | |||
Пунктов назначения | 35 | |||
Штаб-квартира | Гавана, Куба | |||
Руководство | Артуро Бада Альварез (CEO) | |||
Сайт | cubana.cu |
«Куба́на»[1] (исп. Cubana de Aviación) — национальная авиакомпания Кубы.
История
«Compañía Nacional Cubana de Aviación Curtiss S.A.» была основана 8 октября 1929 года. Она стала одной из первых коммерческих авиакомпаний в странах Латинской Америки.
В апреле 1945 года компания стала одним из соучредителей Международной ассоциации воздушного транспорта.
После победы Кубинской революции США ввели санкции против Кубы. С 10 октября 1960 года США установили полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров (за исключением продуктов питания и медикаментов)[2], что осложнило эксплуатацию и техническое обслуживание авиапарка.
Утром 15 апреля 1960 года, перед началом вторжения на Кубу подготовленной США «бригады 2506» два бомбардировщика B-26 (с опознавательными знаками ВВС Кубы) нанесли удар по аэропорту «Антонио Масео» в городе Сантьяго-де-Куба, сбросив 100-фунтовые авиабомбы производства США и обстреляв его из 12,7-мм пулемётов. В результате, на взлётно-посадочной полосе сгорел самолёт DC-3 авиакомпании «Cubana de Aviación»[3].
В 1960-е-1980-е годы имело место сотрудничество Кубы с СССР и социалистическими государствами Восточной Европы, в этот период поступают самолёты советского производства.
В июле 2004 года внешнеторговое предприятие республики Куба «Авиаимпорт» заказало для авиакомпании «Cubana de Aviación» два широкофюзеляжных пассажирских самолёта Ил-96-300[4], которые были получены в 2005 году.
В августе 2008 года «Авиаимпорт» заказал для авиакомпании «Cubana de Aviación» второй грузовой самолёт средней дальности Ту-204СЕ[5].
В июле 2012 года «Авиаимпорт» заказал для авиакомпании «Cubana de Aviación» три самолёта Ан-158 (которые были поставлены в апреле, июле и августе 2013 года), а в августе 2013 года — ещё три Ан-158[6].
4 сентября 2013 года авиакомпания заключила трёхстороннее соглашение с украинскими компаниями ГП «Антонов» и «Мотор Сич», которое предусматривало модернизацию самолётов Ан-2 авиакомпании до уровня Ан-2-100 за счёт установки двигателя МС-14 производства «Мотор Сич», винта АВ-17 производства российской компании «Аэросила» и поставки запасных частей производства ГП «Антонов»[7].
В 2014 году авиакомпания «Cubana de Aviación» через российскую лизинговую компанию ОАО «Ilyushin Finance Co.» приобрела в лизинг ещё два Ил-96-300 (RA-96008 постройки 1993 года и RA-96011 постройки 1994 года), ранее использовавшихся авиакомпанией «Аэрофлот — Российские авиалинии».
В период с 29 сентября по 8 декабря 2015 года на базе Авиационного учебно-методического центра ПАО «Туполев» была проведена обязательная периодическая тренировка пилотов кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion. В рамках программы периодическую подготовку прошли 10 экипажей и инструкторский состав самолётов Ту-204Е/СЕ. Пилоты освоили выполнение полётов с использованием бортовой системы предупреждения столкновения самолётов в воздухе (TCAS) и системы предупреждения приближения земли (EGPWS) на программно-аппаратном комплексе интерактивной подготовки Ту-204/214. После прохождения курса тренировки по эксплуатации данных систем в учебном центре ПАО «Туполев» лётный состав Cubana de Aviacion продолжил тренировку на комплексном тренажёре самолёта Ту-204/214[8].
Современное состояние
На сегодняшний день Cubana de Aviación — ведущая кубинская авиакомпания, которая осуществляет пассажирские, грузовые и почтовые перевозки. Представительства компании работают в 32 странах мира, а на самой Кубе открыты 13 офисов компании.
Авиакатастрофы и инциденты
- Столкновение над Ки-Уэстом — 25 апреля 1951 года пассажирский самолёт Douglas DC-4, следовавший из Майами в Гавану, столкнулся с Beechcraft SNB-1 Kansan, принадлежащим Военно-морскому флоту США. В результате столкновения оба самолёта потеряли управление и рухнули в воду, при этом погибли 43 человека.
- Взрыв DC-8 над Барбадосом — 6 октября 1976 года лайнер, выполнявший перелёт из Барбадоса на Ямайку, был взорван. Погибли 73 человека.
- Катастрофа Ил-62 в Гаване — 3 сентября 1989 года рейс 9046 разбился сразу после взлёта из аэропорта им. Хосе Марти, рухнув на жилые дома. Погибли 150 человек.
- Катастрофа DC-10 в Гватемале — 21 декабря 1999 года при посадке в аэропорту Ла-Аурора рейс 1216 выкатился за пределы полосы. Погибли 18 человек[9].
- Катастрофа Як-42 под Валенсией — 25 декабря 1999 года рейс 310 врезался в гору близ Бейумы. Погибли 22 человека.
- Катастрофа Boeing 737 в Гаване — 18 мая 2018 года рейс 972 свалился через несколько минут после взлёта из аэропорта им. Хосе Марти. Из 113 человек на борту выжила лишь Майлен Диас Альмагер 19 лет.
Воздушный флот
Воздушный флот компании состоит из 20 самолётов[10]:
- 6 Ан-158
- 2 Ту-204-100E
- 1 Ту-204СЕ
- 5 Ил-96-300
- 4 Airbus A320-200
- 1 Airbus A319-100
- 1 ATR 42-500
- ATR 72-500
Ранее эксплуатировались самолёты:
- 4 Ан-26
- 10 Ан-24РВ
- 4 Ан-24Б
- 1 Як-40К
- 6 Як-42Д
- 3 Ту-154Б-2
- 2 Ил-62М
- 1 ATR 42-500
- Ту-134
- Bristol Britannia
Карта полётов
Авиарейсы внутренние: Варадеро, Гавана, Кайо-Коко, Кайо-Ларго-дель-Сур, Сантьяго, Сенфуэгос.
Авиарейсы в страны СНГ: Москва.
Авиарейсы международные: Богота, Буэнос-Айрес, г. Гватемала, Канкун, Каракас, Лондон, Мадрид, Мехико, Монреаль, Нассау, Париж, Пуэнт-а-Питр, Сан-Хосе, Санто-Доминго, Торонто, Фор-де-Франс.
-
Ту-204-100Е авиакомпании Cubana
-
Як-42Д авиакомпании Cubana de Aviación
-
Ил-96-300 Cubana в аэропорту Париж-Орли
Дополнительная информация
- В 1979 году в связи с 50-летним юбилеем авиакомпании на Кубе была выпущена серия почтовых марок «Cubana 1929—1979» с изображением самолётов, в разное время использовавшихся авиакомпанией.
Примечания
- ↑ «Кубана» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 299. — ISBN 5-85270-086-X.
- ↑ Э. А. Гриневич, Б. И. Гвоздарёв. Вашингтон против Гаваны: кубинская революция и империализм США. М., «Международные отношения», 1982 стр.46
- ↑ Bombas yanquis en el aeropuerto de Santiago de Cuba // газета «Sierra Maestra» от 14 апреля 2021
- ↑ Куба покупает у России два Ил 96-300 (недоступная ссылка) // РБК от 13 июля 2004
- ↑ Россия и Куба заключили контракт на поставку очередного Ту-204 Архивная копия от 19 сентября 2008 на Wayback Machine // РБК от 1 августа 2008
- ↑ Новые контракты МАКС-2013: Cubana de Aviacion, «ИрАэро» и «Трансаэро» Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine // РБК от 28 августа 2013
- ↑ Ukraine will upgrade Cuban Air fleet // «Ukrainian Defense Review», № 4 (October — December) 2013. стр.5
- ↑ В ПАО «ТУПОЛЕВ» ПРОВЕДЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ПИЛОТОВ АВИАКОМПАНИИ CUBANA DE AVIACION (08.12.2015) (недоступная ссылка). ПАО «Туполев». Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ Harro Ranter. ASN Aircraft accident McDonnell Douglas DC-10-30 F-GTDI Guatemala City-La Aurora Airport (GUA) . aviation-safety.net. Дата обращения: 8 февраля 2022. Архивировано 8 февраля 2022 года.
- ↑ Cubana Fleet (англ.). Дата обращения: 10 мая 2016. Архивировано 20 августа 2015 года.
Литература
- Lourdes Rojas Escalona. Cubana de Aviacion: 55 anos surcando los cielos del mundo // газета "Granma" от 22 ноября 1984 стр.2 (исп.)