LAM Mozambique Airlines
LAM Mozambique Airlines порт. LAM – Linhas Aéreas de Moçambique | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Дата основания | 26 августа 1936 года | |||
Начало деятельности | 22 декабря 1937 года | |||
Базовые аэропорты | Международный аэропорт Мапуту | |||
Хабы | Аэропорт Бейры | |||
Бонусная программа | Flamingo Club[1] | |||
Размер флота | 6 | |||
Пунктов назначения | 12 | |||
Материнская компания | Правительство Мозамбика | |||
Дочерние компании | Moçambique Expresso | |||
Штаб-квартира | Мапуту, Мозамбик | |||
Сайт | lam.co.mz/en |
LAM Mozambique Airlines (порт. LAM Linhas Aéreas de Moçambique), официальное название Linhas Aéreas de Moçambique, Ltd[2] — государственная национальная авиакомпания Мозамбика[3]. Авиакомпания была основана португальскими колониальными властями Мозамбика в августе 1936 года как чартерный перевозчик под названием DETA - Direcção de Exploração de Transportes Aéreos и была переименована в 1980 году после реорганизации. LAM Mozambique Airlines базируется в международном аэропорту Мапуту[4], который является для неё основным хабом[5]. Она выполняет регулярные рейсы в города Южной Африки. С 1976 года компания является членом Международной ассоциации воздушного транспорта и Ассоциации африканских авиакомпаний[6][7].
История
Ранние годы
Авиакомпания была основана 26 августа 1936 года как DETA — Direcção de Exploração de Transportes Aéreos, в составе Департамента железных дорог, портов и воздушных путей португальского колониального правительства Мозамбика[8]. В течение полутора лет компания выполняла только чартерные рейсы[9], а с 22 декабря 1937 г начала регулярные авиапочтовые перевозки с использованием Dragonfly, Hornet и двух Rapide[10][11][12]. Вскоре после этого начались пассажирские перевозки, большинство их пассажиров были государственными служащими[11]. Маршрут Лоренсу-Маркиш—Джермистон, выполнявшийся на самолетах Rapide, был одним из основных направлений компании в первые годы; он выполнялся два раза в неделю и был связан рейсами Imperial Airways с Лондоном[13][14]. В апреле 1938 года был открыт восьмичасовой внутренний прибрежный маршрут Лоренсу-Маркиш—Иньямбане—Бейра—Келимане[13]. Пассажиры DETA, которые летели вдоль побережья Мозамбика, также могли стыковаться с Imperial Airways в Лоренсу-Маркиш. В то время они выполняла рейсы Кейптаун—Каир с пересадкой в Лоренсу-Маркише. В начале 1938 года DETA подписала контракт с Imperial на предоставление таких услуг[11]. Весной в состав флота был включен еще один Hornet. Также в 1938 году авиакомпания приобрела три Junkers Ju 52 и еще два Rapide. В октябре прибрежный маршрут был продлен на север, до Порт-Амелии[11]. По состоянию на апрель 1939 г. в составе флота находились один «Dragonfly», один «Hornet», три Junkers Ju 52 и шесть «Rapide»[15]. Большинство операций было остановлено после начала Второй мировой войны[11].
В феврале 1947 года был запущен маршрут Бейра—Солсбери, а к концу того же года также начались регулярные рейсы в Дурбан и на Мадагаскар[11]. К марту 1952 года перевозчик эксплуатировал сеть маршрутов протяженностью 2000 миль (3200 км), которая включала как внутренние, так и международные рейсы в Дурбан, Йоханнесбург и Солсбери, обслуживала парк из шести Dove, пяти Rapide, трех Douglas DC-3, двух Lockheed Lodestar, Lockheed L-14 и Junkers Ju 52[16]. В 1954 году был открыт новый маршрут Мозамбик–Нампула–Вила-Кабрал, который заходил еще на три промежуточные остановки. Последний этап этого рейса был временно приостановлен, когда Вила-Кабрал был исключен из списка направлений авиакомпании, но позже рейсы в город были восстановлены после того, как Вила Кабрал был связан с Бейрой через Вила Пери, Тете и Вила Коутиньо[11]. По состоянию на март 1955 года флот компании состоял из трех DC-3, шести Dove, одного Dragon Fly, четырех Dragon Rapides, двух Junkers Ju 52/3, одного Lockheed 14H, двух Lodestar и двух Horner Moth[17].
Авиакомпания была одной из последних в мире, кто использовал Junkers Ju 52 на регулярных рейсах[11]. Два из этих самолетов все еще находились в ее парке в апреле 1960 года, вместе с тремя DC-3, четырьмя Dove, тремя Lodestar и четырьмя Rapide, которые выполняли внутренние и международные рейсы[18]. В начале 1960-х DETA начала модернизацию флота, заказав в июне 1961 года три Fokker F27-200, что сделало авиакомпанию 64-м эксплуатантом этой модели, они были переданы к августу 1962 года; первый из них был назван «Лоренсу-Маркиш» в честь столицы Португальской Восточной Африки[19][20]. В 1964 году DETA и Air Malawi открыли рейс Бейра-Блантайр; он эксплуатировался в рамках пулового соглашения между двумя перевозчиками. В 1965 году к маршрутной сети был добавлен Нова Фрейжу[21]; в ноябре того же года были запущены рейсы, связывающая Бейру с Лоренсу-Маркишем. В марте 1966 года DETA и Swazi Air начали совместные рейсы по маршруту Лоренсу Маркес-Манзини[11]. В 1968 году два Boeing 737-200 были заказаны как в дополнение к трем F27, шести DC-3, одному Dove и одному Beaver, уже находившимся в парке, так и для поддержки региональной экспансии компании, которая выросла до пяти пунктов назначения, обслуживаемых на региональном уровне[22][23]. Первый самолёт поступила в парк в 1969 году[11]. В ближайшие годы авиакомпания заказала еще два Boeing 737-200, а в 1973 году купила четвертый[24].
В 1975 году Мозамбик получил независимость от Португалии[11]. В 1976 году начались межконтинентальные перевозки по маршруту Лоренсу-Маркиш—Бейра—Аккра—Лиссабон, вначале выполнявшиеся на Boeing 707-320, а затем на Boeing 707-320C, взятом в лизинг у Tempair International Airlines[25][26][27]. В 1979 году компанией был заказан Douglas DC-8[11].
Переименование
DETA была флагманской авиакомпанией Мозамбика до 1980 года[28]. После обвинений её руководства в коррупции[29], в начале того же года авиакомпания была реструктурирована и переименована в LAM – Linhas Aéreas de Moçambique[10]. В 1981 году были заказаны еще четыре Boeing 737-200. В 1982 году компания получила Douglas DC-8-62, заказанный тремя годами ранее. В 1983 году был заказан Douglas DC-10-30. Также в 1983 году в сотрудничестве с Lesotho Airways был запущен рейс Мапуто-Манзини-Масеру, который выполнялся на самолетах Fokker F27. DC-10-30 был получен в 1984 году, тогда же были запущены новые рейсы в Восточный Берлин, Копенгаген и Париж[28]. В марте 1985 года в компании работало 1927 человек. В это время DC-10-30 и три Boeing 737-200 работали на маршрутной сети, расходящейся из Мапуту, которая обслуживала Бейру, Берлин-Шенефельд, Дар-эс-Салам, Хараре, Йоханнесбург, Лиссабон, Лусаку, Манзини, Масеру, Нампулу, Париж, Пембу, Софию и Келимане[29]. Тогда же TACV Cabo Verde Airlines арендовала DC-10 по выходным[30].
В 1991 году в парк компании поступил первый Boeing 737-300[31]. К апрелю того же года количество персонала составило 1948 человек, а парк состоял из двух Boeing 737-200, одного Boeing 767-200ER четырех CASA 212-200[32]. В 1995 году компания вернула 737-300 арендодателю из-за неспособности оплатить лизинг самолета, и в конце года та же участь постигла Boeing 767-200ER. В октябре 1996 года у Royal Swazi был арендован Fokker 100[31]. 23 декабря 1998 года LAM стала обществом с ограниченной ответственностью и была переименована в LAM — Mozambique Airlines[4].
Запрет на полеты в ЕС
Как и всем авиакомпаниям с AOC, выданным в Мозамбике, перевозчику запрещено работать в Европейском союзе[33][34][35][36]. Запрет был наложен в апреле 2011 года[37][38][39]. В то время компания утверждала, что Институт гражданской авиации Мозамбика несет ответственность за действия, предпринятые Европейской комиссией в отношении всех мозамбикских перевозчиков, и утверждала, что у них отличные показатели безопасности[40]. С апреля по ноябрь 2011 года TAP Air Portugal по код-шеринговому соглашению с LAM обслуживала рейсы по маршруту Мапуту-Лиссабон-Мапуту, в ноябре эти рейсы были переданы EuroAtlantic Airways, выполнявшей их на Boeing 767-300ER[41][42]. По состоянию на июнь 2013 года Лиссабон обслуживался самолетами Airbus A340[43][44]. По состоянию на декабрь 2014 года, LAM по-прежнему входила в список авиакомпаний, запрещенных в ЕС[45]. В мае 2017 года Европейская комиссия исключила все авиакомпании, сертифицированные в Мозамбике, из своего списка запрещенных авиакомпаний после того, как аудит подтвердил, что безопасность полетов в стране улучшилась[46].
Корпоративные связи
Собственность и дочерние компании
По состоянию на август 2014 г. государству принадлежит 91% акций, а остальная часть принадлежит работникам[4]. Компания Moçambique Expresso, созданная в сентябре 1995 года[47], на 100% принадлежит LAM[48][49].
Финансовые показатели
Авиакомпания много лет была убыточной. Полные годовые отчеты, не публикуются, хотя в настоящее время публикуются только финансовые результаты. В остальном основными источниками данных являются отчеты исследователей и прессы.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот (млн. метикалов) | 5,271 | 5,382 | 6,195 | 4,465 | |||||||
Прибыль до налогооблажения | -2,212 | -3,061 | -3,631 | -6,028 | |||||||
Количество сотрудников | 715 | 909 | 695 | 865 | 831 | 831 | |||||
Количество пассажиров (тыс. чел.) | 612 | 684 | 788 | 640 | 539 | 589 | |||||
Процент занятости (%) | 70 | 73 | 66.4 | 73 | 70 | ||||||
Количество воздушных судов | 7 | 9 | 6 | 6 | 5 | 2 | |||||
Примечания | [50] | [50] | [51] | [52] | [53] | [54] | [55] | [56][57] | [56][58] | [59][60] | [61][62] |
Ключевые фигуры
24 июля 2018 года генеральным директором компании был назначен Жуан Карлос По Хорхе[63].
Пункты назначения
Основным аэропортом, из которого авиакомпания осуществляет большинство своих рейсов, является Международный аэропорт Мапуту[64]. По состоянию на февраль 2021 года LAM Mozambique Airlines обслуживает следующие направления[43]:
Кодшеринговые соглашения
LAM Mozambique Airlines заключила код-шеринговые соглашения со следующими авиакомпаниями[77]:
- Ethiopian Airlines[78]
- fastjet[79]
- Kenya Airways
- South African Airways
- TAAG Angola Airlines
- TAP Air Portugal
Флот
По состоянию на август 2019 года, флот LAM – Mozambique Airlines состоял из следующих самолетов[80]:
Модель | В наличии | Заказано | Количество мест | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
C | Y | Всего | ||||
Boeing 737-700 | 2 | 1[3] | 12 | 120 | 132[81] | |
Bombardier Dash 8 Q400 | 2 | — | — | 72 | 72[82] | Используется Moçambique Expresso |
Embraer 190AR | 2 | — | 9 | 85 | 94[83] | |
Всего | 6 | 1 |
Развитие
Новейшими самолетами в парке LAM являются Embraer 190, первый из которых авиакомпания приобрела в августе 2009 года[83]. Через месяц она получила второй самолет этого типа[84]. В ноябре 2012 года LAM Mozambique Airlines получила в лизинг от GECAS Boeing 737-500[85]. Три Embraer 190 находились в эксплуатации до ноября 2013 года, когда один из них разбился в Намибии. В начале декабря был арендован Boeing 737, для того чтобы заменить разбившийся самолёт[86]. В феврале 2014 года было объявлено о подписанном в ноябре 2013 года заказе на три самолета Boeing 737-700 на сумму 228 миллионов долларов США[3][87].
Исторический авиапарк
Воздушные суда данных моделей ранее использовались авиакомпанией[88][44]:
- Ан-26[10]
- Beech King Air 200[89]
- Boeing 707-320
- Boeing 707-320C
- Boeing 707-420
- Boeing 737-100[89]
- Boeing 737-200[90]
- Boeing 737-200C
- Boeing 737-300[31]
- Boeing 737-500[91][82]
- Boeing 747SP
- Boeing 767-200ER[32]
- Boeing 767-300ER
- Casa C-212-200 Aviocar[10]
- Douglas C-47A
- Douglas C-47B
- Douglas C-53
- Fairchild Dornier Metro III[90]
- Fokker 100[31]
- Fokker F27-200
- Fokker F27-600
- Ил-62МК[76]
- Jetstream 41[92]
- Indonesian Aerospace 212-200[90]
- Lockheed L-1011-500
- Lockheed L-188AF
- McDonnell Douglas DC-10-30[76]
- Partenavia P.68[89]
- Raytheon Beechcraft 1900C[90]
Авиакатастрофы и происшествия
По состоянию на 29 ноября 2013 года Aviation Safety Network зарегистрировала восемь несчастных случаев с самолетами авиакомпании. Три из этих событий произошли в эпоху DETA, а остальные 5 во времена LAM. По состоянию на ноябрь 2013 г. на собственно LAM произошла две аварии со смертельным исходом[93][94]. Ниже приведен список этих событий:
Дата | Место | Модель | Бортовой номер | Погибшие | Описание | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
23 февраля 1944 | Келимане | Lockheed L-14 | CR-AAV | 13/13 | Разбился при взлёте в аэропорту Келимане. | [95] |
12 февраля 1950 | Лагуа-Пати | Ju 52 | CR-AAJ | 0/15 | Столкновение с землёй. | [96] |
27 марта 1970 | Лоренсу-Маркиш | F27-200 | CR-AIB | 3/3 | Разбился во время тренировочного полета в Аэропорту Лоренсу-Маркиш. | [97] |
27 марта 1983 | Келимане | Boeing 737-200 | C9-BAB | 0/110 | Отказ шасси во время приземления на расстоянии 400 м. от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Келимане. | [98] |
19 октября 1986 | Горы Лебомбо | Ту-134 | C9-CAA | 34/44 | Разбился во время полета над территорией ЮАР. В катастрофе погиб Президент Мозамбика Самора Машел и ещё 33 пассажира. | [99] |
9 февраля 1989 | Лишинга | Boeing 737-200 | C9-BAD | 0/108 | Вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в Аэропорту Личинги. | [100][101] |
5 октября 1998 | Мапуту | Boeing 747SP | ZS-SPF | 0/66 | Аварийная посадка, после отказа двигателя на высоте 1,5 км, которая привела к пожару. Самолет, арендованный у South African Airways, и летел по маршруту Мапуту — Лиссабон. | [102][103] |
29 ноября 2013 | Национальный парк Бвабвата | Embraer 190 | C9-EMC | 33/33 | По предварительным данным, пилот намеренно разбил самолет. | [104] |
См. также
Примечания
- ↑ Flamingo Club . LAM Mozambique Airlines. Дата обращения: 15 декабря 2011. Архивировано 1 ноября 2021 года.
- ↑ Legal Notice . LAM Mozambique Airlines. Архивировано 21 марта 2013 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Boeing (5 February 2014). Boeing, LAM - Linhas Aereas de Mocambique Announce Next-Generation 737 Order. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 24 мая 2014. Проверено 2022-01-23.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Company History . LAM Mozambique Airlines. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ LAM Mozambique Airlines (30 January 2012). LAM strengthens client support at Maputo International Airport. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 17 августа 2013. Проверено 2022-01-23.
- ↑ Membership . International Air Transport Association. Дата обращения: 15 декабря 2011. Архивировано 13 декабря 2011 года.
- ↑ AFRAA Members . AFRAA. Дата обращения: 19 апреля 2011. Архивировано 25 апреля 2011 года.
- ↑ (26 July 1980) «World airline directory – DETA Mozambique Airlines». Flight International 118. ISSN 0015-3710.
- ↑ Guttery (1998), p. 129.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 (4–10 April 2000) «World Airline Directory – LAM - Linhas Aereas de Moçambique». Flight International 157. ISSN 0015-3710.
- ↑ 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 11,11 Guttery (1998), p. 130.
- ↑ (20 April 1939) «Commercial Aviation – Eighteen Rapides». Flight XXXV.
- ↑ 13,0 13,1 (12 May 1938) «Commercial Aviation: World News – Portugal and Africa». Flight XXXIII.
- ↑ (17 February 1938) «Commercial Aviation: World News – Saving a Day in Africa». Flight XXXIII.
- ↑ (27 April 1939) «Airline companies of the World—Africa—D.E.T.A. Airways». Flight XXXV.
- ↑ (16 May 1952) «The World's Airlines – DETA (Divisao de Exploracao des Transportes Aereos)» (PDF). Flight: 593.
- ↑ (11 March 1955) «World airline directory – Divisao de Exploracao dos Transportes Aeros». Flight 67.
- ↑ (8 April 1960) «Airlines of the World – Divisao de Exploraçao dos Transportes Aéreos — DETA». Flight International 77.
- ↑ (2 August 1962) «Air commerce...». Flight 82. “All three Friendship 200s for DETA of Mozambique have now arrived in Africa. The first aircraft, named "Lourenco Marques" after the provincial capital, is seen on flight test over Zeeland”
- ↑ (29 June 1961) «Friendships for Portuguese East». Flight 79.
- ↑ DETA summer timetable (Effectine ноябрь 1968 )—L. Marques–Inhambane–Vilanculos–Beira–Quelimane–Tete–V. Coutinho–V. Cabral–N. Freixo–Nampula . Airline Timetable Images. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ (3 October 1968) «737s for DETA». Flight International 3108. “The Mozambique airline DETA has ordered two Boeing 737-200s for delivery late next year, bringing to 213 the number of 737s sold. DETA has three F.27s and six DC-3s in service for regional operations.”
- ↑ (11 April 1968) «World airline survey – Direccao de Exploracao dos Transportes Aereos (DETA)». Flight International 93.
- ↑ (21 February 1974) «World airlines update». Flight International 105. “DETA ordered and took delivery of a fourth Boeing 737-200 last October.”
- ↑ (10 April 1976) «World airline directory – DETA Mozambique Airlines (Linhas Aereas de Mocambique)» (PDF). Flight International: 923.
- ↑
- Belson, John (28 February 1976). «Tempair International (page 485)». Flight International: 485–488.
- «Tempair International (page 486)». Flight International.
- «Tempair International (page 487)». Flight International.
- «Tempair International (page 488)». Flight International.
- ↑ (3 January 1976) «World news – Tempair serves Mozambique» (PDF). Flight International: 4.
- ↑ 28,0 28,1 Guttery (1998), p. 131.
- ↑ 29,0 29,1 (30 March 1985) «World Airline Directory – Linhas Aéreas de Mocambique (LAM)». Flight International 127. ISSN 0015-3710.
- ↑ Guttery (1998), p. 131–132.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 31,3 Guttery (1998), p. 132.
- ↑ 32,0 32,1 (5–11 April 1995) «World airline directory – Linhas Aereas de Moçambique». Flight International 147. ISSN 0015-3710.
- ↑ List of air carriers of which all operations are subject to a ban within the EU . European Commission – Mobility & Transport (3 April 2012). Дата обращения: 21 апреля 2012. Архивировано 21 апреля 2012 года.
- ↑ List of airlines banned within the EU . European Commission (4 December 2012). Архивировано 17 ноября 2012 года.
- ↑ List of airlines banned within the EU . European Commission (10 July 2013). Архивировано 11 июля 2013 года.
- ↑ European Commission (10 July 2013). Aviation safety: Commission updates the European safety list of banned airlines. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 11 июля 2013. Проверено 2022-01-23.
- ↑ Kaminski-Morrow, David Mozambique is latest state to face EU blacklist ban . London: FlightGlobal (19 April 2011). Архивировано 6 февраля 2012 года.
- ↑ Buyck, Cathy. EC bans Mozambique airlines from European airspace, Air Transport World (20 April 2011). Архивировано 31 мая 2012 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Mozambique airlines banned from European airports (20 April 2011). Архивировано 26 апреля 2011 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Mozambique: IACM Wants 'Further Information' On EU Ban, AllAfrica.com (20 April 2011). Архивировано 10 апреля 2013 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Buyck, Cathy. African airlines say they are 'being progressively destroyed' by EU blacklist, Air Transport World (2 May 2011). Архивировано 6 июня 2012 года. Дата обращения 23 января 2022. «LAM said it will be able to continue offering Maputo-Lisbon service despite Mozambique's addition to the EU blacklist by wet-leasing a Boeing 767-300ER from Portuguese ACMI provider euroAtlantic.».
- ↑ EC bans Mozambican airlines on safety grounds, Maputo: Bloomberg Businessweek (19 April 2011). Архивировано 2 ноября 2012 года. Дата обращения 23 января 2022. «Portugal's EuroAtlantic Airways provides the aircraft, crew and maintenance for twice weekly Mozambique Airlines Maputo-Lisbon flights.».
- ↑ 43,00 43,01 43,02 43,03 43,04 43,05 43,06 43,07 43,08 43,09 43,10 43,11 43,12 43,13 43,14 43,15 Flight Timetable . LAM Mozambique Airlines (23 June – 26 October 2013). Архивировано 2 декабря 2013 года.
- ↑ 44,0 44,1 LAM - Linhas Aéreas de Moçambique Fleet . ch-aviation GmbH. Архивировано 11 декабря 2014 года.
- ↑ *List of airlines banned within the EU . European Commission (11 December 2014). Архивировано 21 декабря 2014 года.
- European Commission (11 December 2014). Aviation: Commission updates the EU air safety list. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 21 декабря 2014. Проверено 2022-01-23.
- ↑ Aviation Safety: Commission clears all airlines from Benin and Mozambique from EU Air Safety List, European Commission (16 May 2017). Архивировано 11 октября 2021 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Moçambique Expresso airline receives Embraer 145 airplane, Macauhub (25 February 2013). Архивировано 4 марта 2016 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ LAM Mozambique Airlines (4 March 2013). MEX – Receives a Jet, Embraer 145. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013. Проверено 2022-01-23.
- ↑ Moçambique Expresso . Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 23 января 2022 года.
- ↑ 50,0 50,1 Mozambique: National Airline's Operating Profits Up By 15 Per Cent (5 March 2012). Архивировано 13 апреля 2012 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Mozambican airline LAM carries 612,000 passengers in 2012 (9 January 2013). Дата обращения: 17 марта 2016. Архивировано 8 октября 2016 года.
- ↑ Annual Report 2014 (2014). Архивировано 23 марта 2016 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Mozambique's flagship airline carries more passengers in 2014 (4 March 2015). Дата обращения: 17 марта 2016. Архивировано 26 марта 2016 года.
- ↑ Mozambique's LAM airline gets new CEO (9 February 2016). Архивировано 23 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ AFRAA Annual Report 2017 . AFRAA (2017). Дата обращения: 23 января 2022. Архивировано 15 января 2019 года.
- ↑ 56,0 56,1 Demonstrações Financeiras - 31 de Dezembro de 2018 (in Portuguese)(Financial Statements to 31 December 2018) (29 July 2019). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 23 января 2022 года.
- ↑ AFRAA Annual Report 2018 . AFRAA (2018). Дата обращения: 23 января 2022. Архивировано 15 января 2019 года.
- ↑ AFRAA Annual Report 2019 . AFRAA (2019). Дата обращения: 23 января 2022. Архивировано 28 декабря 2019 года.
- ↑ Demonstrações Financeiras - 31 de Dezembro de 2019 (in Portuguese)(Financial Statements to 31 December 2019) (28 July 2020). Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 21 декабря 2021 года.
- ↑ AFRAA Annual Report 2020 . AFRAA (2020). Дата обращения: 23 января 2022. Архивировано 25 января 2021 года.
- ↑ Demonstrações Financeiras - 31 de Dezembro de 2020 (in Portuguese)(Financial Statements to 31 December 2020) (13 October 2021). Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 21 декабря 2021 года.
- ↑ AFRAA Annual Report 2021 . AFRAA (2021). Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 13 декабря 2021 года.
- ↑ Mozambican flag carrier LAM names new management team; João Pó Jorge appointed Director General . Club of Mozambique (24 July 2018). Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 23 января 2022 года.
- ↑ lam.co.mz - Destinations Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine retrieved 12 February 2021
- ↑ Mozambique: LAM Suspends Maputo-Luanda Flights (22 June 2016). Архивировано 24 августа 2016 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ LAM Mozambique Airlines (28 April 2013). LAM aumenta para 3 Voos Semanais na Rota Maputo/ Luanda/ Maputo (in Portuguese). Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 17 августа 2013.
- ↑ 67,0 67,1 67,2 (30 March 1985) «World Airline Directory – Linhas Aéreas de Mocambique (LAM)». Flight International 127. ISSN 0015-3710.
- ↑ 68,0 68,1 68,2 68,3 (5–11 April 1995) «World Airline Directory – Linhas Aereas de Moçambique (LAM)». Flight International 147. ISSN 0015-3710.
- ↑ Regional Flights – Harare (Effective 30 ноября 2014 –28 марта 2015 ) . LAM Mozambique Airlines. Архивировано 7 марта 2015 года.
- ↑ 70,0 70,1 70,2 70,3 70,4 70,5 DETA Mozambique Airlines Winter Timetable (Effective апрель 1974 ) . Airline Timetable Images. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ 71,0 71,1 71,2 71,3 (1–7 April 1998) «World Airline Directory – Linhas Aereas de Mozambique». Flight International 153. ISSN 0015-3710.
- ↑ 72,0 72,1 72,2 DETA Mozambique Airlines Winter Timetable (Effective апрель 1974 ) . Airline Timetable Images. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ LAM Mozambique Airlines (22 December 2014). LAM adds Nacala to its Destinations. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 7 марта 2015.
- ↑ DETA Mozambique Airlines Winter Timetable (Effective апрель 1974 ) . Airline Timetable Images. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ LAM Mozambique Airlines (13 September 2012). LAM celebrates is 10th anniversary of the route Maputo/Dar-Es-Salaam. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 22 декабря 2012. Проверено 22 December 2012.
- ↑ 76,0 76,1 76,2 (14–20 March 1990) «World Airline Directory | Linhas Aereas de Mocambique (LAM)» (pdf). Flight International.
- ↑ Profile on LAM – Mozambique Airlines . CAPA. Centre for Aviation. Дата обращения: 31 октября 2016. Архивировано 31 октября 2016 года.
- ↑ 2017, UBM (UK) Ltd.. LAM Mozambique launches codeshare service with Ethiopian from Feb 2017 (англ.). Архивировано 23 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 23 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
- ↑ «Global Airline Guide 2019 (Part One)». Airliner World (October 2019).
- ↑ LAM Introduces the Boeing 737 -700NG into its Fleet . LAM Mozambique Airlines (13 June 2014). Архивировано 7 марта 2015 года.
- ↑ 82,0 82,1 EzPublish, Mzbusiness.com powered by Aircraft Fleet / Company History / About LAM / Home - LAM . www.lam.co.mz. Дата обращения: 23 сентября 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
- ↑ 83,0 83,1 PICTURE: Mozambique's LAM takes first Embraer 190, FlightGlobal (10 August 2009). Архивировано 14 мая 2012 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Mozambican airline LAM takes delivery of second Embraer 190 aircraft, Macauhub (9 September 2009). Архивировано 19 мая 2014 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ GECAS leases 737-500 to LAM Mozambique, FlightGlobal (21 November 2012). Архивировано 10 декабря 2014 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Yeo, Ghim-Lay. LAM leases 737 temporarily after E-190 crash, FlightGlobal (3 December 2013). Архивировано 4 декабря 2013 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Moores, Victoria. LAM Mozambique orders three Boeing 737-700s, Air Transport World (5 February 2014). Архивировано 5 февраля 2014 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ SubFleets for: LAM Mozambique . AeroTransport Data Bank (21 May 2013). Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 89,0 89,1 89,2 (24–30 March 1993) «World Airline Directory – Linhas Aereas de Moçambique (LAM)». Flight International.
- ↑ 90,0 90,1 90,2 90,3 (19–25 March 2002) «Directory: world airlines – Linhas Aereas de Mocambique LAM». Flight International.
- ↑ «Global Airline Guide 2017 (Part One)». Airliner World (October 2017).
- ↑ Other News - 12/16/2008, Air Transport World (17 December 2008). Архивировано 3 июня 2012 года. Дата обращения 23 января 2022.
- ↑ Accident record for LAM Mozambique Airlines . Aviation Safety Network. Дата обращения: 7 января 2012. Архивировано 3 ноября 2012 года.
- ↑ Accident record for DETA Mozambique Airlines . Aviation Safety Network. Дата обращения: 7 января 2012. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ Описание происшествия для CR-AAV на Aviation Safety Network. Проверено 7 March 2015.
- ↑ Описание происшествия на Aviation Safety Network. Проверено 7 March 2015.
- ↑ Описание происшествия для CR-AIB на Aviation Safety Network. Проверено 10 January 2012.
- ↑ Описание происшествия для C9-BAB на Aviation Safety Network. Проверено 24 January 2012.
- ↑ Описание происшествия для C9-CAA на Aviation Safety Network. Проверено 22 January 2022.
- ↑ Описание происшествия для C9-BAD на Aviation Safety Network. Проверено 13 January 2012.
- ↑ (22 July 1989) «1989 airline safety so far – Non-fatal accidents/incidents: scheduled passenger flights» (PDF). Flight International.
- ↑ Описание происшествия для ZS-SPF на Aviation Safety Network. Проверено 10 January 2012.
- ↑ (13–19 January 1999) «Airline safety review – Non-fatal accidents and incidents: scheduled passenger flights». Flight International.
- ↑ Kaminski-Morrow, David. LAM 190 probe details pilot's actions during fatal descent, London: FlightGlobal (9 December 2014). Архивировано 9 декабря 2014 года. Дата обращения 23 января 2022.