Этногенез молдаван
Этногенез молдаван (формирование молдавского народа) — процесс формирования молдавской восточно-романской и восточно-славянской народности и её национального своеобразия, традиций, культуры и территории на Карпато-Днестровских землях.
Этапы
Советский учёный-археолог Г. Б. Фёдоров в начале 1980-х годов предложил периодизацию этногенеза молдаван в монографии «Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект)», основанную на данных раскопок, которая в то время не была опубликована. Подвергнув критическому анализу румынскую историографию 1950—70-х годов, Фёдоров обратил внимание на то, как за 100 лет после формирования государства Румыния была полностью «искоренена» или ограничена роль славян в этногенезе восточнороманских народов[1].
Фёдоров выделил три основных этапа восточнороманского этногенеза[1].
- От рубежа бронзового и железного веков до первого века нашей эры: создание фракийской этнической общности, выделение из нее двух близко родственных племён — даков в Трансильвании и гетов в Прутско-Днестровском междуречье и на Нижнем Дунае. Они создали на всем своем ареале более или менее единообразную материальную культуру и в I в. н.э. находились на стадии создания предгосударственных образований — Дакийского царства. Таким образом был создан субстрат, из которого затем сформировались восточнороманские народности.
- Со II в. н.э. до V в. н.э.: римское завоевание Дакии и романизация гето-дакийского населения в Дакии и Нижней Мёзии. Судя по письменным и эпиграфическим источникам, значительное римское население, а следовательно, и романизация прежде всего наблюдались в Дакии. В Мунтении и Молдове — в центре и на востоке страны — сколько-нибудь значительного римского населения, а следовательно, и романизации не было.
- С VI в. н.э. до первых веков II тысячелетия н.э. – расселение славян в Балкано-Дунайских землях: включение их в этногенез восточнороманской народности как третьего важного ее компонента; ассимиляция славян романизованным населением.
Карпато-Дунайский регион, представляемый унионистами Румынии и Молдавии как «румынское пространство» (Валахия, Молдавия, Трансильвания), является регионом славянского этногенеза. Хотя на протяжении II—III веков преимущественно на территории Дакии появился новый этнос — романизированное местное гето-дакийское население, в этнической истории возрастающую роль стали играть вторжения новых в этническом отношении племён и союзов с востока (сарматы), севера (германцы) и запада (гунны). Этническая и культурная стабилизация началась лишь в VI—VII веках и была связана c появлением нового важнейшего этноса на территории Румынии — славян[1]. В IV—VIII веках земли Северо-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заселены восточными славянами (антами), ставшими далее родоначальниками уличей, тиверцев и хорватов[2].
Готский историк Иордан в VI веке писал о славянах: «…От истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, современная Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра»[3].
К X веку их земли вошли в состав Древнерусского государства, а в конце XI века выделились в отдельное Галицкое княжество. Молдавское княжество на землях, ранее входивших в состав Галицкого, возникло в 1359 году в ходе войны за галицко-волынское наследство[2].
Г. Б. Фёдоров показал основное различие между валашской и молдавской народностью: первая строилась на южнославянском основании и славяноболгарском языке, вторая на восточнославянском основании и старославянском языке. «Под волохами, упоминаемыми с конца I или начала II тысячелетия н.э. византийскими, русскими, венгерскими и др. письменными источниками, в советской историографии понимают восточнороманскую народность, на основе которой сформировались два основных восточно-романских народа — румыны и молдаване, подобно тому, как на основе древнерусской народности сформировались русские, украинцы и белорусы, — разъяснял учёный-археолог. — В румынской же историографии, в том числе и современной, утверждается, что существовала и существует единая популяция — румыны, в древности именовавшиеся волохами, позднее жившие в Валашском и Молдавском княжествах». Таким образом румынские историки отрицали молдавский этнос как таковой, называя его проторумынами или просто румынами, какие бы то ни было высказывания об этногенезе молдаван в румынской литературе отсутствуют[1].
Исторические описания и самоанализ
Особенности молдаван, их нравы, обычаи и традиции в той или иной мере описывались зарубежными путешественниками, миссионерами, историками ещё в позднем средневековье; в той или иной мере о них писали Гр. Уреке и М. Костин. Из фольклора происходит традиция, характерная для всех этносов: представления о уникальной красоте сказочных героев народа — Иляна Косынзяна, Фэт-Фрумос, и умении мужественно преодолевать трудности и проявлять упорство в достижении цели, как Драгош из этногенетической легенды об основании Молдовы. Молдаване трудолюбивы и миролюбивы, как главный герой — Молдаванин из народной баллады Миорица (XIII века)[4].
Самоназвание «молдаване» как признак осознания этносом своего происхождения от общего предка и отличия от других этнических общностей, наименование государства «Земля Молдавская» имеются в документах господарской канцелярии с конца XIV века, в летописях Молдавского княжества, а затем в трудах Григория Уреке и особенно Мирона Костина[5]. О самоназвании народа упоминали еще в XVII и начале XVIII столетия молдавские летописцы Мирон и Николай Костины[4].
Основателем молдавской имагологии (системы самопредставлений общностей, групп) стал господарь Димитрий Кантемир, который уже на российской земле создал свой главный «молдавский» научный труд — Описание Молдавии (1716 год). Он придерживался общепризнанной в его время концепции о романском происхождении молдаван и неолатинских основах их языка[4]. В главе «О молдавском боярстве» (лат. Dе nobilitate Moldava) он написал: «Не собираюсь показать здесь широко, прослеживая явления в своем развитии, как все время, на протяжение стольких веков, что прошли после Траяна до наших дней, романское племя распространилось и сохранилось в Дакии (лат. fuierit romanorum in Dacia genus); сомневающимся предоставим один аргумент — молдавский язык (лат. dialectum moldavicam), который, являясь более близким, чем любой другой к языку римлян, показывает слишком очевидно, чтобы можно было утверждать нечто другое, кто является основателями нашего племени»[6].
Историк и филолог Василий Стати напоминает, что Кантемир из отпущенных ему Богом пятидесяти лет 22 года (1688—1711) пребывал в османской среде, обучаясь в Константинополе, а последние 12 лет (1711—1723) прожил в России; «он был отпрыском господаря и сам господарь, смотрел и воспринимал низшие классы — царан/вечин с этой высоты»[4].
Богатейшим источником данных о молдавском самосознании, языке и культуре XIX века стали труды писателей Георге Асаки, Алеку Руссо, Александру Донича, Михаила Когэлничану, Константина Негруци, Иона Крянгэ, Василе Александри, Константина Стамати, Михаила Эминеску[5].
Романтизированный образ соотечественника конца XVIII — начала XIX веков в представлении Алеку Руссо выглядит как мужчина с «кушмой» набекрень, высокий и сильный с искренней, живописной и энергичной речью… «В движеньях он медлителен, спокоен, но беспощаден, груб и несдержан, как бурный поток, когда восстает за свое право, подобен агнцу, когда сумеешь к нему подойти; безразличен не по своей вине, а вследствие длинной цепи обстоятельств, сохраняя (…) драгоценное чувство меры и здравомыслие; нередко философ, тем более неожиданный, чем меньше от него этого ждешь; скрывая под этой оболочкой, на первый взгляд толстой, чувство несправедливости к своей судьбе, будучи свободен в своей критике, он громко высказывает свое недовольство»[4].
«Молдавская письменная культура от первой молдавской истории Летописец оттоли начася произволением божием Молдавскaa Земля (1359—1504) до фундаментального исследования Государственность молдавского народа (2006) В. Степанюка, до сборника эссе П. Лучинского Моldova și moldoveni (2007), до монографии П. Шорникова Молдавская самобытность (2007), раскрывает, удостоверяет, доказывает и убеждает: с XIV века существует в истории осознанная этническая общность по имени молдовень, чье извечное, изначальное справедливое стремление состоит в том, чтобы остаться тем, кем они себя осознают, со своими сладкозвучным, своеобразным родным языком — лимба молдовеняскэ, со своим нравственно-психологическими особенностями, со своими обычаями, традициями, преданиями, со своей особой сущностью, вошедшей в историю, как фиря молдовенилор, со своей тысячелетней православной верой, с многовековым добрым отношением к любым иноязычным, со своими идеалами добра и свободы, с известной молдавской снисходительностью и молдавской умелостью: «Как у молдаван» (молд. Ка ла молдовень), — утверждает В. Стати[4].
Он напоминает, что на этническую сущность и характерные особенности молдаван не посягали ни венгры, ни поляки, ни руси/русины, ни казаки, ни татары, ни даже турки. «Хотя турки брали с нас дань, — информировали молдавские послы митрополит Гедеон и Г. Нянул московский двор в 1656 году, — но честь и обычаи страны они не тронули»[5].
Молдавские бояре, которых весьма критически характеризовал М. Костин, возмутились высокомерием военного губернатора Бессарабии И. Гартинга, обратившись в 1814 году к митрополиту Кишиневскому и Всея Молдовы Гавриилу Бэнулеску-Бодони и императору Александру I. Негодуя против готовящегося российского законопроекта о том, что «молдавские бояре верноподданные православные» за правонарушения будут наказаны по старым русским законам, они написали: «…Исполняются четыреста лет, с тех пор, как Молдавия управляется по своим законам и разве можно поверить, что она не имела и не обладает всем этим? Разве мы не имеем свои древние молдавские обычаи и обязательные правила? Разве не существуют уложения Василия воеводы (Лупу)?.. Во имя сохранения наших законных обычаев и исключения многих чуждых искажений в наших уложениях, мы с умильными слезами просим у монарха… назначить гражданским губернатором Бессарабии молдаванина из подданных русскому престолу, который бы знал фиря (сущность, суть, природу, свойства — В.С.) молдаван, наши верования и уложения; который знал бы обычаи этой земли…». И добились, чтобы Александр I своим рескриптом от 29.04.1818 года узаконил Уложение об образовании Бессарабской области, которое устанавливало особый порядок управления краем, употребление русского и молдавского языков в распорядительных, государственных, уголовных и следственных делах[4].
Позднейшие трактовки
Национальная история молдаван, как и другие на постсоветском пространстве, стала одним из яростных «полей сражений», на которых определяется политический курс Молдавии, отмечает крупный исследователь Поднестровья С.Г. Суляк[7]. Однако истоки румынизма уходят во времена, когда Валашское княжество попало под суверенитет Австро-Венгрии (1699) и униатскую церковную доктрину, отторгающую православные дунайские народы от России[5].
В ХХ в. Румынии открыто нацелилась на аннексию территорий соседних стран, подстроив под это свою идеологию. Историк Константин Рэдулеску-Мотру изложил в 1930-40-е годы её основные постулаты в трактатах «Румынизм», «Румынская этничность», «Национализм». Пределы «румынского пространства» он определял территорией проживания восточных романцев – от Адриатики до Буга. Адепты румынизма ретроспективно распространяют появившийся в 1830-40-х годах этноним «румыны» (сначала влахо-румыны) на все известные в истории восточнороманские этносы – молдаван, валахов (мунтян), аромунов (куцо-влахов), мегленитов, истриотов, далматинцев. Они игнорируют несоответствие национальных мифов: молдавского – о Драгоше и мунтянского – о Негру-воеводе[5].
С 1991-го по 2006 год в Республике Молдова в качестве официального учебного курса был принят учебник «История румын», то есть вместо истории страны изучалась история одного из её национальных меньшинств (на 2004 год к румынам относили себя 2,2% населения, к 2014 году такую самоидентификацию выбрали 6,6%). При этом в самой соседней стране, финансирующей выпуск данного курса для Молдавии, изучается история государства, а не какого-то народа (История Румынии)[7].
Основными постулатами этого курса, помимо политических трактовок исторических событий, являются[7]:
- игнорирование роли славян в истории Карпато-Днестровских земель, этногенезе румын и молдаван;
- отрицание роли болгар в создании Валахии, а затем в формировании культуры и языка румын (валахов);\
- отрицание роли русинов в создании Молдавии, культуры и языка молдаван,
- отказ славянам в праве автохтонного народа Молдавии.
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Федоров Георгий Борисович. Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — 1999. — № 5.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Суляк С.Г. Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? // Русин : Международный исторический журнал. — 2012. — № 3 (29). — С. 2-32. — ISSN 2345-1149.
- ↑ Вячеслав Матвеев. Очерки истории славян Молдовы. Ч. 1 . Noi.md (7 февраля 2021).
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Стати В. Н. Представления молдаван о себе . istoria și filologia moldovenească. Молдавская история и филология. Книга «Молдаване» (14 февраля 2021).
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Шорников П. М. Молдавская самобытность. — Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2007. — С. 6—9, 79—80. — 400 с.
- ↑ Кантемир Димитрий. Descriptio antiqui et hodierni status Moldaviae. Описание Молдавии . Восточная литература (1726).
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Суляк Сергей Георгиевич. Славянский фактор в истории Молдавии: научное исследование и мифотворчество // Русин. — 2017. — № 3 (49). — ISSN 2345-1149.