Перейти к содержанию

Молдовенизм

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Графити на одном из зданий Кишинёва на молдавском: «Eu sînt moldovean! Eu vorbesc în limba moldovenească!» («Я молдаванин! Я разговариваю на молдавском языке!»)

Молдовени́зм (молд. Moldovenism, также молдовизм, последователи — молдовенисты, молдавские самобытники) — политическое течение в Молдавии, утверждающее, что молдаване являются отдельной этнической группой, отличной от румын, и этим обосновывающее существование независимого молдавского государства. Напротив, унионизм и его последователи румынисты не признают существования молдавской идентичности и выступают за включение Молдавии в «Великую Румынию».

Появление термина

В 1993 г. научный мир Молдавии потрясла книга «Молдаване в истории», составленная из выдержек из трудов классиков молдавской литературы Иона Крянгэ, Алеку Руссо, Георге Асаки, Константина Негруцци, Михаила Когэлничану, Михаила Эминеску, Михаила Садовяну, а также румынских филологов и литераторов ХХ в., подписанная «Петре П.Молдован»[1]. В первой половине ХХ в. этим псевдонимом пользовался румынский историк Петре Панаитеску, а в конце века его использовал В.Н. Стати, обосновывая правомерность дальнейшего использования этнонима «молдаване» и лингвонима «молдавский язык». Книга дала старт полемике в СМИ, в результате которой в общественном пространстве утвердился термин «молдавизм», «молдавенизм» (молд. молдовенизмул)[2].

Владимир Царанов был известным проводником молдовенизма.

Политическая теория

Политическая теория молдовенизма существует в двух вариантах:

  • доминирующая «минималистическая» теория, получившая поддержку в советский период (1940—1991) и во время нахождения ПКРМ у власти (2001—2009) — гласит, что в силу исторических причин молдаване, живущие к востоку от Прута (последовательно на территории Бессарабской губернии, МАССР, МССР и современной Республики Молдова) обладают этнической и национальной идентичностью, отличающей их от румын (в том числе и от жителей Западной Молдавии).
  • миноритариная и неофициальная «максималистическая» теория, продвигаемая анти-румынскими сообществами «Молдова маре»[3], «Мишкаря воевод» и «Скутул молдовенеск»[4] — гласит, что все молдаване от Карпат до Днестра (территория средневекового Молдавского княжества) являются «потомками славяно-романских болоховцев», обладают отличной от румын этнической идентичностью и подверглись «искусственной румынизации со стороны румынского государства после 1859 года»[5].

История

Молдаване выделились из средневековой романоязычной валашской народности в XIII—XIV веках. Не желая мириться с гнётом католических венгерских и немецких феодалов, захвативших Ардял, часть валахов покинула захваченную венграми Трансильванию и ушла за Карпаты, заселив опустошённые татаро-монголами степи в междуречье рек Сирет и Днестр, смешавшись там с остатками славянского населения (тиверцы) и постоянно контактируя с более многочисленными русинами. Самоназвание (эндоэтноним) молдаване (молдовень) вошло в употребление уже в XVI веке в Молдавском княжестве и вытеснило бытовавшее к западу от Карпат слово валахи. Оба народа, тем не менее, продолжали пользоваться кириллицей и сохраняли общие культурные традиции. При этом Молдавское государство начало формироваться в XIV, письменность сформировалась в XVI веке, а государство Румыния — только в XIX.

Дифференциация

Дальнейшая дифференциация была обусловлена присоединением Бессарабии к Российской империи в 18061812 после русско-турецкой войны. После ещё одной русско-турецкой войны (1878) при поддержке Российской империи получило независимость Румынское княжество. Трансильвания оставалась в составе Австро-Венгрии до 1918 года. Бессарабская губерния (западная часть Молдавского княжества к западу от реки Прут) была оккупирована Румынией и подверглась насильственной и жесткой румынизации[6].

Язык

К этническим различиям добавились и различия в языке. Хотя в общих чертах взаимопонимание носителей сохранялось, румынский язык перешёл на латиницу в 1860-х годах, молдавский — только в 1990-х (молдавский язык в Приднестровье сохраняет кириллицу). В июле 1989 г., накануне 13-й сессии Верховного Совета Молдавской ССР, которая перевела молдавскую письменность на латиницу и сделала нормы литературного румынского языка обязательными для молдавского, учёные-историки В.Н. Стати и В. Гросул выступили с концептуальной статьёй «Латиница: вымысел и правда»[7]. В ней учёные напомнили, что кириллица не была «введена» вместо другого алфавита: на её основе изначально создавалась молдавская письменность[2].

Молдавско-русские летописи написаны кириллицей. В.Н. Стати на большом историографическом материале показал, как в XVII столетии возникла кириллическая письменность на молдавском языке. Латинизация письменности в 60-е гг. ХIХ столетия в Объединенном государстве Валахии и Молдавии, в 1918 г.— в Бессарабии, в 1932 г.— в Молдавской автономии, а в 1989 г. — в Молдавской ССР представляла собой цепь актов насилия над молдавской культурной традицией, призванных изменить традиционную геополитическую ориентацию молдавского народа[2].

В румынском получили широкое распространение галлицизмы и латинизмы, в молдавском — русизмы. Несмотря на общность языка, менталитет и культурные установки молдаван и румын в настоящее время сильно различаются.

Дебаты в независимой Республике Молдова

Дебаты вокруг этнической идентификации молдаван выплыли на поверхность после распада СССР. Одна сторона, которую поддерживали многие выдвинутые советской властью интеллектуалы — такие, как Григоре Виеру, Евгений Дога, Константин Тэнасе, утверждала, что молдаване всегда были румынами, даже несмотря на то, что находились в разных государствах. Поэтому молдовенизм они рассматривали как попытку советских властей создать искусственную национальность для постепенной ассимиляции румын, живущих в Советском Союзе[8].

Представители другой стороны, среди которых был такой историк и политик, как Виктор Степанюк, подчёркивали особенности молдаван, утверждали что молдаване всегда отличались от румын. По их мнению, у бессарабских молдаван за время долгой изоляции от остальных валахов и Румынии (между 1812—1918, после 1940) «развилась отдельная национальная идентичность»[9].

См. также

Примечания

  1. A se vedea: Moldovan P.P. Moldovenii in istorie. Chisinau, 1993; Молдован П.П. Молдоване в истории. Кишинев, 1994.
  2. 2,0 2,1 2,2 Шорников, Петр Михайлович. Хранитель молдавской традиции // Русин. — 2009. — № 3. — С. 158-160.
  3. См. Încă un PARTID MOLDOVENIST în R. Moldova. Președinte este un fost ambasador Архивная копия от 12 августа 2016 на Wayback Machine
  4. De râsul curcilor. Mihai Garbuz («Patrioţii Moldovei») vrea să rupă din teritoriul României Архивная копия от 15 июня 2018 на Wayback Machine  (рум.)
  5. См. Cine sunt cu adevărat moldovenii.md? Архивная копия от 15 января 2017 на Wayback Machine // moldovenii.md, graiesc.md
  6. Стати, Василий Николаевич. История Молдовы. Глава "Румынские оккупанты аннулировали молдавскую нацию". istoria și filologia moldovenească.
  7. Гросул В., Стати В. Латиница: вымысел и правда // Рыбницкий металлург. 1989. 30 июня.
  8. Dennis Deletant. Language Policy and Linguistic Trends in the Republic of Moldavia, 1924—1992. // Studies in Moldovan: the History, Culture, Language and Contemporary Politics of the People of Moldova, p. 53-54.
  9. アーカイブされたコピー. Дата обращения: 24 июня 2013. Архивировано 4 февраля 2012 года.  (недоступная ссылка с 15-05-2016 [3208 дней])

Ссылки