Молдовенизм

Молдовени́зм (молд. Moldovenism, также молдовизм, последователи — молдовенисты, молдавские самобытники) — политическое течение в Молдавии, утверждающее, что молдаване являются отдельной этнической группой, отличной от румын, и этим обосновывающее существование независимого молдавского государства. Напротив, унионизм и его последователи румынисты не признают существования молдавской идентичности и выступают за включение Молдавии в «Великую Румынию».
Появление термина
В 1993 г. научный мир Молдавии потрясла книга «Молдаване в истории», составленная из выдержек из трудов классиков молдавской литературы Иона Крянгэ, Алеку Руссо, Георге Асаки, Константина Негруцци, Михаила Когэлничану, Михаила Эминеску, Михаила Садовяну, а также румынских филологов и литераторов ХХ в., подписанная «Петре П.Молдован»[1]. В первой половине ХХ в. этим псевдонимом пользовался румынский историк Петре Панаитеску, а в конце века его использовал В.Н. Стати, обосновывая правомерность дальнейшего использования этнонима «молдаване» и лингвонима «молдавский язык». Книга дала старт полемике в СМИ, в результате которой в общественном пространстве утвердился термин «молдавизм», «молдавенизм» (молд. молдовенизмул)[2].
Владимир Царанов был известным проводником молдовенизма.
Политическая теория
Политическая теория молдовенизма существует в двух вариантах:
- доминирующая «минималистическая» теория, получившая поддержку в советский период (1940—1991) и во время нахождения ПКРМ у власти (2001—2009) — гласит, что в силу исторических причин молдаване, живущие к востоку от Прута (последовательно на территории Бессарабской губернии, МАССР, МССР и современной Республики Молдова) обладают этнической и национальной идентичностью, отличающей их от румын (в том числе и от жителей Западной Молдавии).
- миноритариная и неофициальная «максималистическая» теория, продвигаемая анти-румынскими сообществами «Молдова маре»[3], «Мишкаря воевод» и «Скутул молдовенеск»[4] — гласит, что все молдаване от Карпат до Днестра (территория средневекового Молдавского княжества) являются «потомками славяно-романских болоховцев», обладают отличной от румын этнической идентичностью и подверглись «искусственной румынизации со стороны румынского государства после 1859 года»[5].
История
Молдаване выделились из средневековой романоязычной валашской народности в XIII—XIV веках. Не желая мириться с гнётом католических венгерских и немецких феодалов, захвативших Ардял, часть валахов покинула захваченную венграми Трансильванию и ушла за Карпаты, заселив опустошённые татаро-монголами степи в междуречье рек Сирет и Днестр, смешавшись там с остатками славянского населения (тиверцы) и постоянно контактируя с более многочисленными русинами. Самоназвание (эндоэтноним) молдаване (молдовень) вошло в употребление уже в XVI веке в Молдавском княжестве и вытеснило бытовавшее к западу от Карпат слово валахи. Оба народа, тем не менее, продолжали пользоваться кириллицей и сохраняли общие культурные традиции. При этом Молдавское государство начало формироваться в XIV, письменность сформировалась в XVI веке, а государство Румыния — только в XIX.
Дифференциация
Дальнейшая дифференциация была обусловлена присоединением Бессарабии к Российской империи в 1806—1812 после русско-турецкой войны. После ещё одной русско-турецкой войны (1878) при поддержке Российской империи получило независимость Румынское княжество. Трансильвания оставалась в составе Австро-Венгрии до 1918 года. Бессарабская губерния (западная часть Молдавского княжества к западу от реки Прут) была оккупирована Румынией и подверглась насильственной и жесткой румынизации[6].
Язык
К этническим различиям добавились и различия в языке. Хотя в общих чертах взаимопонимание носителей сохранялось, румынский язык перешёл на латиницу в 1860-х годах, молдавский — только в 1990-х (молдавский язык в Приднестровье сохраняет кириллицу). В июле 1989 г., накануне 13-й сессии Верховного Совета Молдавской ССР, которая перевела молдавскую письменность на латиницу и сделала нормы литературного румынского языка обязательными для молдавского, учёные-историки В.Н. Стати и В. Гросул выступили с концептуальной статьёй «Латиница: вымысел и правда»[7]. В ней учёные напомнили, что кириллица не была «введена» вместо другого алфавита: на её основе изначально создавалась молдавская письменность[2].
Молдавско-русские летописи написаны кириллицей. В.Н. Стати на большом историографическом материале показал, как в XVII столетии возникла кириллическая письменность на молдавском языке. Латинизация письменности в 60-е гг. ХIХ столетия в Объединенном государстве Валахии и Молдавии, в 1918 г.— в Бессарабии, в 1932 г.— в Молдавской автономии, а в 1989 г. — в Молдавской ССР представляла собой цепь актов насилия над молдавской культурной традицией, призванных изменить традиционную геополитическую ориентацию молдавского народа[2].
В румынском получили широкое распространение галлицизмы и латинизмы, в молдавском — русизмы. Несмотря на общность языка, менталитет и культурные установки молдаван и румын в настоящее время сильно различаются.
Дебаты в независимой Республике Молдова
Дебаты вокруг этнической идентификации молдаван выплыли на поверхность после распада СССР. Одна сторона, которую поддерживали многие выдвинутые советской властью интеллектуалы — такие, как Григоре Виеру, Евгений Дога, Константин Тэнасе, утверждала, что молдаване всегда были румынами, даже несмотря на то, что находились в разных государствах. Поэтому молдовенизм они рассматривали как попытку советских властей создать искусственную национальность для постепенной ассимиляции румын, живущих в Советском Союзе[8].
Представители другой стороны, среди которых был такой историк и политик, как Виктор Степанюк, подчёркивали особенности молдаван, утверждали что молдаване всегда отличались от румын. По их мнению, у бессарабских молдаван за время долгой изоляции от остальных валахов и Румынии (между 1812—1918, после 1940) «развилась отдельная национальная идентичность»[9].
См. также
- Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика
- Приднестровский конфликт
- Молдавско-гагаузский конфликт
- Движение за объединение Румынии и Молдавии
Примечания
- ↑ A se vedea: Moldovan P.P. Moldovenii in istorie. Chisinau, 1993; Молдован П.П. Молдоване в истории. Кишинев, 1994.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Шорников, Петр Михайлович. Хранитель молдавской традиции // Русин. — 2009. — № 3. — С. 158-160.
- ↑ См. Încă un PARTID MOLDOVENIST în R. Moldova. Președinte este un fost ambasador Архивная копия от 12 августа 2016 на Wayback Machine
- ↑ De râsul curcilor. Mihai Garbuz («Patrioţii Moldovei») vrea să rupă din teritoriul României Архивная копия от 15 июня 2018 на Wayback Machine (рум.)
- ↑ См. Cine sunt cu adevărat moldovenii.md? Архивная копия от 15 января 2017 на Wayback Machine // moldovenii.md, graiesc.md
- ↑ Стати, Василий Николаевич. История Молдовы. Глава "Румынские оккупанты аннулировали молдавскую нацию" . istoria și filologia moldovenească.
- ↑ Гросул В., Стати В. Латиница: вымысел и правда // Рыбницкий металлург. 1989. 30 июня.
- ↑ Dennis Deletant. Language Policy and Linguistic Trends in the Republic of Moldavia, 1924—1992. // Studies in Moldovan: the History, Culture, Language and Contemporary Politics of the People of Moldova, p. 53-54.
- ↑ アーカイブされたコピー . Дата обращения: 24 июня 2013. Архивировано 4 февраля 2012 года. (недоступная ссылка с 15-05-2016 [3208 дней])
Ссылки
- Решение КС и агрессивное меньшинство
- Молдаване
- Гром О. А. В поисках идентичности: «Бессарабский вопрос» и молдавское национальное движение начала XX в. в историографической перспективе
- Гром О. А. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905—1912)