Молдавский народный танец

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хора. Марка Молдавии

Молда́вский наро́дный та́нецтанцевальное искусство молдавского народа.

В молдавской народной хореографии сохранились элементы древнейших танцевальных традиций. Наиболее распространённый танец — хора. Ещё в начале XIX века хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С XIX века в большинстве районов Бессарабии хорой называют круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. С конца XIX века получил распространение жок, имевший в молдавской хореографии также два значения — танец, пляска (молд. жок бэтрынеск — танец стариков, молд. жок де глумэ — шуточный танец) и своеобразное сельское народное гуляние.

Молдавские народные танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушарь, дрэгайка (сейчас исполняются как бытовые, а чаще сценические), свадебные — остропэцул, зестря, дансул миресей. К бытовым относятся бессюжетные (хора, сырба, молдовеняска, бэтута, брыул) и сюжетные, которые делятся на тематические группы: трудовые — поама (виноград), сфределушул (буравчик), табэкэряска (танец дубильщиков кож), жокул ферарилор (танец кузнецов); героические — хайдучаска, войничаска; танцы для женщин — параскица, цэрэнкуца (крестьяночка); посвящённые явлениям природы — вынтул (ветер) и другие. Сюжетные танцы наиболее многочисленны.

По структурно-ритмическим признакам молдавские народные танцы в основном делятся на четыре типа[1]:

  • сырба;
  • бэтуты-хоры;
  • остропец;
  • хоры-маре.

В свое время у русских, болгар, армян и цыган были заимствованы характерные танцевальные движения, которые сформировались как особые танцы: «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска». Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему.

Молдавские народные танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старину большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые музыкальные размеры 2/4, 3/8, 6/8, 7/16. Многие танцы, особенно мужские, сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками)[2].

См. также

Примечания

  1. Молдавская ССР (энциклопедический справочник) — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979 — С. 464
  2. Молдавская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.. XVII. Танец. Балет // БСЭ

Литература

  • Ошурко Л. Народные танцы Молдавии. — Кишинёв, 1957.
  • Курбет В., Мордарь М. Молдавские народные танцы. — Кишинёв, 1969.

Ссылки