Внешняя политика Молдавии

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Республика Молдова

Статья из серии
Политическая система
Молдавии

Государственный строй


Конституция Молдавии


Президент Молдавии



Правительство


Парламент


Судебная система



Административное деление


Политическая система

Парламентские выборы:


Внешняя политика Молдавии — это общий курс Молдавии в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения Молдавии с другими государствами. Реализацией этой политики занимается Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова.

Нейтралитет

Статья 11 Конституции Молдовы гласит : Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет. Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооружённых сил других государств.

Таким образом поскольку нейтралитет Молдовы закреплён в её конституции, у страны нет планов по вступлению ни в НАТО, ни в ОДКБ.

История

27 августа 1991 года была провозглашена независимость Республики Молдова, основные дипломатические усилия молодого государства были направлены на установление отношений с государствами пост-советского пространства, а также на получение международного признания и привлечение международного внимания на конфликт в Приднестровье. К началу 1995 года Молдавия была признана более чем 170 государствами, включая Соединённые Штаты Америки, хотя иностранное дипломатическое присутствие в Кишиневе оставалось ограниченным. По состоянию на начало 1995 года Молдова была принята в несколько международных организациях, включая ОБСЕ, Организацию Объединённых Наций, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Совете евро-атлантического партнёрства, а также Молдавия получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации.

К середине 1994 года Молдавия взяла под свой контроль вооружения бывшего Советского Союза, оставшееся после распада на контролируемой Кишинёвом территории, а также ратифицировала Договор об обычных вооружённых силах в Европе. В октябре 1994 года Молдавия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, а в декабре 2004 года к Конвенции о биологическом оружии. Молдавия не имеет ядерного, биологического или химического оружия. 16 марта 1994 года Молдавия присоединилась к Партнёрству во имя мира в рамках содружества с НАТО. Молдавия не является участником Организации Договора о коллективной безопасности. В 1998 году Молдавия приняла участие в создании региональной организации ГУАМ, вместе с Грузией, Украиной и Азербайджаном.

Первым государством, признавшим независимость Молдавии, была соседняя Румыния. Молдаване и румыны имели разное отношение к основным социальным и политическим вопросам вследствие того, что Молдавия была частью Российской империи (Бессарабская губерния) и Советского Союза (Молдавская Советская Социалистическая Республика), а Румыния была независимым королевством, а затем стала социалистической республикой[источник не указан 1973 дня]. В 1990-е годы многие румыны воспринимали молдаван как «обрусевших» и относились к ним снисходительно, что мешало преодолеть культурные различия и было источником растущего недовольства среди большинства молдаван. В те годы Президент Румынии Ион Илиеску старался поддерживать позитивные отношения с Россией и не стал вмешиваться в Вооружённый конфликт в Приднестровье[1].

Для Молдавии очень важны отношения с Россией, по сей день на территории страны располагается Оперативная группа российских войск в Приднестровье. Молдавия является членом Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое входит Россия и 9 постсоветских соседей. В России работает множество мигрантов из Молдавии. В 2011 году на страны СНГ пришёлся 41 % экспорта Молдавии (2/3 из которого на Россию) и 33 % импорта.

Отношения между Республикой Молдова и Украиной, более ровные, так как свободны от эмоциональной нагрузки, характерной для отношений Молдавии с Румынией и Российской Федерацией. У Украины нет претензий к Молдавии, связанных с историей, лингвистикой, религией или национальной идентичности.

Отношения между Молдавией и Европейским союзом (EС) в настоящее время регулируются Европейской политикой соседства (EПС), инструментом внешней политики ЕС в отношении соседних с ним стран. Европейский союз развивает всё более тесные взаимоотношения с Молдавией, выходя за рамки сотрудничества, стремясь к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества[2]. ЕС открыло своё представительство в Кишинёве (столице Молдавии) и назначил 23 марта 2005 года специальным представителем Адриаана Якобовица де Сегеда по разрешению конфликта по Приднестровью. 6 октября 2005 года Европейская комиссия открыла новое представительство в Молдавии, его возглавил Чезаре де Монтис.

Основным стратегическим приоритетом для официального Кишинёва сейчас является членство в институтах ЕС[3]. Ставший 23 декабря 2016 года Президентом Молдавии Игорь Додон заявил, что хотел бы, чтобы Молдавия стала членом Евразийского экономического союза[4]. Однако проевропейски настроенный парламент хочет добиться членства республики в Европейском союзе[5][6].

Примечания

Ссылки