Перейти к содержанию

Уфимский метрополитен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уфимский метрополитен
Өфө метрополитены
Описание
Страна  Россия
Расположение  Уфа
Дата открытия отменён
Маршрутная сеть
Число линий 3 (планируется)
Число станций 14 (планируется)

Уфимский метрополитен — отменённые проекты строительства метрополитена глубокого («МетроГИПРОтранс») и неглубокого («Горьковметропроект» — ныне «Нижегородметропроект») заложения в городе Уфе[1][2][3][4][5][6]. Проекты не приняты в связи с экономической нецелесообразностью строительства.

Комиссия Госплана СССР в 1981 году, практически сразу после того, как население города перешагнуло через миллионный рубеж, одобрила решение о начале строительства. В 1983 году начато проектирование. В 1996 году в строительстве метрополитена первый камень заложил Президент Борис Ельцин. Строительство метрополитена отменено в 2011 году, Постановлением Мэра города.

Вместо проекта метрополитена развиваются городская электричка и скоростной трамвай.

История

В 1988 году институт «Горьковметропроект» рассчитал параметры первого участка Уфимского метро от станции Промышленная (на границе черниковской промзоны) до станции Бульвар Мусы Гареева в районе Театра Кукол. Задание на проектирование удалось выдать лишь в феврале 1993 года, а семь месяцев спустя «Нижегородметропроект» отчитался о завершении разработки первой очереди метрополитена и передал документы заказчику, после чего технико-экономическое обоснование было защищено в Главгосэкспертизе России[источник не указан 3390 дней].

30 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был торжественно заложен первый камень в строительство метрополитена, а 2 июля 1996 года сооружение утверждено Приказом Минстроя России и включено в федеральную программу метростроения[источник не указан 3390 дней].

16 сентября 1998 года республиканским правительством было принято Постановление о сооружении и сдаче в эксплуатацию пускового участка первой очереди в 2007 году. В 2004 году дата пуска была перенесена на 2010 год.

Проект

Согласно генеральному плану города на 1995—2015 годах полностью подземная первая линия мелкого заложения должна была иметь длину 15,1 км и состоять из 11 станций. Она проектировалась вдоль оси города (по большей части — под проспектом Октября) из исторического центра на юго-западе (от железнодорожной платформы «Правая Белая») в жилой район Черниковка и северный промышленный район. На линии предполагался пассажиропоток в 300 000 человек в день. Полностью линия должна была быть сооружена к 2015 году[источник не указан 3390 дней].

Первая очередь линии должна была иметь строительную длину 9,11 км (эксплуатационную — 8,6 км) и включала 6 станций (от станции «Первомайская» до станции «Спортивная»), электродепо, инженерный корпус. Пассажиропоток на первой очереди должен был составить 243 тыс.чел. в сутки и 71 млн.чел. в год, средняя скорость 4-вагонных поездов — 42 км в час. Стоимость сооружения в ценах 1991 года предполагалась в 381,42 млн рублей (или 5,584 млрд руб. в ценах 2001 г.), годовые эксплуатационные расходы — 6,59 млн руб.

В 1993 году из первой очереди был выделен первый пусковой участок длиной 6 км с 4 станциями.

  • «Первомайская» (первоначально — «Промзона»)
  • «Ульяновых» (первоначально — «Кольцевая»)
  • «Парковая» (первоначально — «Маяковская»)
  • «Бульвар Мусы Гареева» (первоначально — «Трамвайная»)

Далее в первой очереди планировалось построить ещё две станции:

  • «Площадь Ленина» (первоначально — «Российская»)
  • «Спортивная» (первоначально — «Проспект Октября»)

Вторая очередь включала в себя ещё 5 станций:

  • «Дуслык (Дружба)»
  • «Молодёжная»
  • «Революционная»
  • «Театральная»
  • «Правая Белая»

По некоторым сведениям, в перспективе (до 2030 года) предполагалось сооружение второй и третьей линий соответственно из юго-восточного и северо-восточного жилых районов во вновь создаваемый западный район массовой жилой застройки Затонский.

До 2005 года на проектирование и строительство метрополитена ежегодно выделялось некоторое финансирование из федерального и республиканского бюджетов, проектным институтом «Нижегородметропроект» была разработана рабочая документация на вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства станций и базовых строительных площадок, на сооружение станции «Парковая», электродепо и перегона «Ульяновых» — «Парковая», подготовлены сметы на сооружение станции «Ульяновых», съезда в электродепо, проведены комплексные инженерно-геологические изыскания на трассе, наземные строительные работы на площадке депо и на улицах, которые должны были стать объездными на период строительства метрополитена. Однако полноценных строительных работ, намечавшихся с 2001 года, развёрнуто не было, а метростроевцы были переведены на сооружение городского автодорожного тоннеля и другие работы.

В связи с большой оценкой затрат на сооружение метрополитена в сложных геологических условиях и плотно застроенной городской среде, весной 2005 г. при очередной корректировке Генплана Уфы пункт о строительстве метрополитена был исключен, как экономически нецелесообразный, а в качестве альтернативных вариантов решения транспортной проблемы в городе в ближайшем будущем были объявлены строительство новых автомобильных магистралей и более полное задействование внутренних железнодорожных сетей (Уфимское наземное метро) (при этом ещё в конце 1980-х годов институт «Нижегородметропроект» сделал однозначный вывод о невозможности использовать внутригородскую железную дорогу для пассажирских перевозок из-за её удалённости от жилых кварталов, сложности подхода и подъезда).

В середине мая 2011 года состоялся телефонный разговор с мэром Павлом Качкаевым, в котором он подтвердил возможность начала строительства линии легкого метро по проспекту Октября. Однако мэр заявил, что для этого проекта потребуется более 10 млрд рублей от Федерального и Республиканского правительств, или от частных инвесторов[источник не указан 3390 дней].

В 2011 году, согласно постановлению нового мэра Уфы Ирека Ялалова, строительство метрополитена было отменено. В качестве альтернативы предложено создание линий скоростного трамвая.[7]

В 2015 году предприниматель из Петербурга Ринат Бичурин обратился в администрацию Уфы с предложением построить в городе частное надземное метро. Как рассказал бизнесмен, в уфимской мэрии его вежливо попросили подождать до конца текущего года, когда будет опубликована программа развития транспорта в башкирской столице.[8]В аналогичном проекте ему было отказано администрацией города Пермь (Пермское метро).

В конце 2017 года мэр Уфы Ирек Ялалов исключил[9] возрождение проекта метро, назвав его оправданным только в городах с 5-миллионным населением и выше и сославшись на решение той же недели о законсервировании строительства метро в Омске.

Он заявил, что будет развиваться сеть быстрых автобусов большой вместимости на выделенных полосах.

См. также

Примечания

  1. А. Л. Готман. Подземные сооружения // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  2. С. Г. Синенко. Метрополитен городской // Уфа старая и новая : популярная иллюстрированная энциклопедия. — Уфа : Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8258-0236-7.
  3. Почему в Уфе не построили метро? И какие есть шансы на его появление? (англ.). UTV. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  4. Уфимское метро: из истории вопроса.
  5. Быть или не быть уфимскому метро?. bash.news. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  6. Воображаемое метро: почему в столице Башкирии не появился подземный транспорт | Республика Башкортостан (рус.) ?. ФедералПресс. Дата обращения: 22 декабря 2022.
  7. Мэр Уфы считает, что метро и бомбоубежища городу не нужны. Дата обращения: 19 февраля 2016. Архивировано 2 марта 2016 года.
  8. Анастасия АНДРЕЕВА. В Уфе предложили построить частное метро. proufu.ru. Дата обращения: 23 марта 2016. Архивировано 22 сентября 2016 года.
  9. правды», Ильдар АХМАДЕЕВ | Сайт «Комсомольской. Ирек Ялалов о будущем Уфы: никакого метро и новые выделенные полосы (рус.), KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (27 декабря 2017). Архивировано 8 января 2018 года. Дата обращения 7 января 2018.

Ссылки