Донецкий метрополитен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Донецкий метрополитен
Описание
Страна  Россия
Расположение Донецк
Дата открытия Неизвестно
Владелец Территориальная община города Донецк
Маршрутная сеть
Число линий 1 (планируется), 3 (в будущем)
Число станций 6 (первый участок), 47 (в будущем)
Технические данные
Ширина колеи 1520 мм
Схема линий

Донецкий метрополитен (укр. Донецький метрополітен) — приостановленный проект метрополитена в Донецке. Должен был стать 4-м метрополитеном в УССР и 20-м на постсоветском пространстве.

История

В 1990 году, в предпоследний год существования СССР, было принято решение начать строительство метрополитена в Донецке.

По проекту стройка была рассчитана на 10 лет.

Строительство

Строительство начато в 1993 году, запуск первой очереди планировался в 2005 году, позже был назначен на 2011 год. Из-за систематической нехватки финансирования сроки сдачи проекта постоянно сдвигались, а новые сроки сдачи не назывались.[1]

  • 7 марта 2006 года Кабинет Министров Украины принял[2] программу строительства и развития сети метрополитенов на Украине на 2006—2010 годы, в соответствии с которой, в частности, предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию участка метрополитена протяжённостью 10,3 километра.
  • 20 августа 2008 год Кабинет Министров Украины издал распоряжение[3] об утверждении проекта строительства первой очереди метрополитена в Донецке протяжённостью 10,9 километра. Стоимость работ оценена в 5,65 млрд гривен, из них до конца строительства предстоит освоить 5,43 млрд.
  • 4 сентября 2008 года Верховная Рада Украины приняла[4] постановление об обеспечении выполнения Государственной программы строительства метрополитенов на 2006—2010 годы, которым, в частности, Кабинет Министров обязуют обеспечить финансирования строительства в 2008 году и предусмотреть выделение средств в бюджете на 2009 год].
  • сентябрь 2008 года. АО «Харьковметропроект» выиграло тендер на разработку рабочей документации на строительство первой очереди Донецкого метрополитена[5].
  • июнь 2009 года. Минтрансвязи Украины утвердило порядок использования средств стабфонда на строительство Донецкого метрополитена[6].
  • август 2009 года. «Донецк вынужден отказаться от строительства метро к Евро-2012», — заявил городской голова Донецка Александр Лукьянченко[7].
  • 12 октября 2009 года. Метростроевцы провели акцию протеста, требуя выплатить зарплату за 10 месяцев, угрожая, в случае невыплаты, прекратить всякие работы, начиная с 1 декабря 2009 года[8].
  • 28 октября 2009 года. Донецкий горсовет нашёл 500 тыс. грн. и погасил задолженность по зарплате за сентябрь месяц[9].

К ноябрю 2009 года первая очередь (пять станций) была готова всего на 30 %[10]. 1 декабря 2011 года министерство инфраструктуры отказалось от подземного метро в Донецке, однако пообещав построить надземное, которое обойдётся в 5-7 раз дешевле. Также был предоставлен новый генплан Донецка. По нему резко сокращается количество станций строящегося метро, отсутствует «Горняцко-Макеевская» линия[11].

  • 1 декабря 2009 года. Прекращена откачка воды из тоннелей строящегося метро. Три района города под угрозой подтопления[12].
  • 5 декабря 2009 года. Горсовет выделил метростроевцам 3 млн грн, они вернулись на работу, откачка воды была восстановлена[13].
  • 21 октября 2010 года. Из госбюджета выделено 55 млн грн на продолжение строительства[14].
  • 14 ноября 2010 года. Руководство ДонНАСА выдвинуло предложение построить «мини-метро» к Евро-2012. Очередной проект представляет собой надземную эстакаду от «Донбасс Арены» до парка «Пионерский» в Макеевке длиной 14 км, по которой движутся облегченные конструкции специальных вагонов. За один час такой транспорт сможет перевезти до 5 тыс. пассажиров. Ежедневно в Донецк на работу и обратно отправляются десятки тысяч макеевчан. «Мини-метро» позволит разгрузить Макеевское шоссе и значительно сократить время поездок[15].

Отказ от строительства

  • 1 декабря 2011 года. Министерство инфраструктуры отказалось от подземного метро в Донецке. По словам вице-премьера министра инфраструктуры Бориса Колесникова, все подземные выработки будут законсервированы. Вместо подземного метро, теперь в городе будут строить так называемое лёгкое метро, которое пройдёт над землёй. На его проектирование уйдёт 1,5-2 года. Однако, пока чиновники не дают ответа на вопрос, что будет с туннелями, которые были проложены для строительства подземного метрополитена в городе, а таковых около 2 км.
  • 4 февраля 2013 года. По мнению губернатора Донецкой области Шишацкого, необходимо найти средства для полного закрытия проекта Донецкого метрополитена[16].
  • 6 февраля 2013 года. Городской голова Донецка не согласен с губернатором Донецкой области и предлагает рассмотреть вариант надземно-подземного метро, использующего уже построенные тоннели[17].

Планы ДНР

  • 17 декабря 2014 года. Власти ДНР заявили, что рассматривают возможность продолжения строительства Донецкого метрополитена. По поручению министра ЖКХ ДНР В. Я. Рассадникова и главы администрации Донецка И. Ю. Мартынова (также представляющего ДНР) была создана специальная комиссия по оценке состояния и перспектив дальнейшего развития метро, которая побывала на некоторых строительных площадках метрополитена[18][19].
  • На 2023 год строительство метрополитена не ведётся.

Характеристики линий метро

Первой линией метро планировалась Пролетарско-Киевская, первая очередь которой связала бы центр города с крупным жилым массивом Восточный (Пролетарский район) и состояла бы из 10,5 км путей (4,5 км из которых на поверхности, 6 км — под землёй), шести станций, депо и инженерного корпуса. Из первой очереди выделен первый пусковой участок с 5 станциями.

Всего планировалось три линии общей протяженностью 64,8 км с 46 станциями.

  • Пролетарско-Киевская линия
    • длина 20,5 км,
    • 2 электродепо,
    • 15 станций.
  • Петровско-Красногвардейская линия
    • длина 26,8 км,
    • 18 станций.
  • Горняцко-Макеевская линия
    • длина 17,5 км,
    • 13 станций.

Станции

На первой линии, Пролетарско-Киевской, планируют построить 15 станций, 6 из которых строятся.

Вот приведённый ниже список:

  • 1. Донская Сторона
  • 2. Восточная
  • 3. Пролетарская (строится)
  • 4. Чумаковская (строится)
  • 5. Красный Городок (строится)
  • 6. Мушкетовская (строится)
  • 7. Левобережная (строится)
  • 8. Политехнический Институт (пересадочная на Петровско-Красногвардейскую линию, строится)
  • 9. Площадь Ленина
  • 10. Белый Лебедь (пересадочная на Горняцко-Макеевскую линию)
  • 11. ДОНУГИ
  • 12. Шахтёрская
  • 13. Ветковские Пруды
  • 14. Вокзальная
  • 15. Октябрьская

Линия будет пройти через территории пяти районов: Будённовского, Пролетарского, Ворошиловского, Куйбышевского и Киевского.

На второй, Петровско-Красногвардейской, расположатся 17 станций (1 станция находится в пределах города Макеевки).

Станции:

  • 1. Площадь Победы
  • 2. Петровка
  • 3. Шахта №29
  • 4. Рутченково
  • 5. Текстильщики
  • 6. Озёрная
  • 7. Площадь Свободы
  • 8. Кировская
  • 9. Мариупольская (пересадочная на Горняцко-Макеевскую линию)
  • 10. Куйбышевская
  • 11. Спортивная
  • 12. Политехнический Институт (пересадочная с одноимённой строящейся станции Пролетарско-Киевской линии)
  • 13. Калининская
  • 14. Проспект Ильича
  • 15. Донецк-2
  • 16. Проспект Мира (вторая пересадочная на Горняцко-Макеевскую линию)
  • 17. Красногвардейская (в пределах Макеевки)

Таким образом, вторая линия Донецкого метро проходит через Петровский, Кировский, Ленинский, Ворошиловский и Калининский районы, а также одна станция в Красногвардейском районе Макеевки.

На третьей, Горняцко-Макеевской линии будут 15 станций, как и на Пролетарско-Киевской.

Вот какие станции на этой линии будут:

  • 1. Посёлок Широкий
  • 2. Южная
  • 3. Одесская
  • 4. Завод "Машиностроитель"
  • 5. Мариупольская (пересадочная на Петровско-Красногвардейскую линию)
  • 6. Улица Олимпиева
  • 7. Коксохимический Завод
  • 8. Площадь 26-ти Бакинских К-ров
  • 9. Академическая
  • 10. Белый Лебедь (пересадочная на Пролетарско-Киевскую линию)
  • 11. Парковая
  • 12. Скоростное Шоссе
  • 13. Шахтостроительная
  • 14. Проспект Мира (вторая пересадочная на Петровско-Красногвардейскую линию)
  • 15. Название неизвестно (возможно, Макеевская; в пределах Макеевки)

Третья линия будет проходить через следующие районы: Ленинский, Кировский, Куйбышевский, Ворошиловский и Калининский плюс одна станция в Центрально-Городском районе Макеевки.

См. также

Примечания

  1. Донецький губернатор хоче «засипати і забути» метро в Донецьку / Новини / Finance.ua
  2. Об утверждении Государственной программы строительства и развития сети метрополитенов на 2006-2010 годы (Про затвердження Державної програми будівництва та розвитку мережі метрополітенів на 2006-2010 роки) (укр.) (7 марта 2006).
  3. Об утверждении проекта строительства первой очереди метрополитена в г. Донецке(Про затвердження проекту будівництва першої черги метрополітену в м. Донецьку) (укр.) (20 августа 2008).
  4. Об обеспечении выполнения Государственной программы строительства и развития сети метрополитенов на 2006-2010 годы (Про забезпечення виконання Державної програми будівництва та розвитку мережі метрополітенів на 2006-2010 роки) (укр.) (4 сентября 2008).
  5. Харьковчане построят донецкое метро (недоступная ссылка). Новости Донбасса. Дата обращения: 12 сентября 2008. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  6. Донецкое метро получит средства стабилизационного фонда . Новости Донбасса. Дата обращения: 15 июня 2009. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  7. Донецк не будет строить метро к Евро-2012. УНИАН. Дата обращения: 22 июня 2013. Архивировано 25 июня 2013 года.
  8. «Юля! У нас тоже есть дети», — донецкие метростроевцы (недоступная ссылка). Новости Донбасса. Дата обращения: 2 декабря 2009. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  9. Донецкие метростроевцы получили зарплату только за сентябрь. Новости Донбасса. Дата обращения: 2 декабря 2009. Архивировано 2 ноября 2012 года.
  10. Украинское метро. Больного лечить нечем.. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  11. Новый генплан. Говорит Донецк. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  12. Каждый день уровень воды в тоннелях донецкого метро поднимается на 50 см. Новости Донбасса. Дата обращения: 2 декабря 2009. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  13. Метростроевцы вышли на работу. Донецкие Новости. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  14. Донецкий метрополитен получил 55 миллионов из госбюджета. Сегодня. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  15. К Евро-2012 между Макеевкой и «Донбасс Ареной» построят «мини-метро» когда продолжат неизвестно!. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  16. Донецький губернатор хоче «засипати і забути» метро в Донецьку / Новини / Finance.ua. Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 23 октября 2013 года.
  17. Донецький мер не згоден «закрити, засипати і забути» метро у місті / Новини / Finance.ua. Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  18. Донецкая городская администрация (ДНР). Комиссия по оценке состояния и перспектив дальнейшего развития Донецкого метрополитена. 19.12.2014. Дата обращения: 22 января 2015. Архивировано 22 января 2015 года.
  19. Официальный сайт пресс-центра Правительства и Народного Совета ДНР. Комиссия осмотрела строительные площадки Донецкого метро. 17.12.2014 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2015. Архивировано 22 января 2015 года.

Ссылки