Автовокзал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Московский автовокзал (до реконструкции) — крупнейший в России, а сейчас в Европе.
Автовокзал Ялта.
Автовокзал Коломна, ж/д станция Голутвин.
Стоянка автобусов на автовокзале.

Автовокза́л (автобусный вокзал) — объект автобусной транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки[1].

Объект автобусной транспортной инфраструктуры, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки, определяется как автостанция[2]. А по данным БСЭ, предел вместимости автостанции составляет 50 человек, автовокзала — минимум 100 человек.

Структура

Основные части автостанции или автовокзала — вокзальное здание, перроны для посадки и высадки пассажиров, подъезд к перронам, как правило, изолированный от дороги общего пользования.

В здании автовокзала могут быть расположены зал ожидания, кассы для продажи билетов, зачастую также предприятия общественного питания и розничной торговли, камеры хранения, а также служебные помещения (диспетчерская, административные помещения).

В здании автостанции расположены только кассы (обычно одна, или две) и зал ожидания. Роль диспетчера исполняет кассир. Здание автостанции обычно значительно меньше здания автовокзала.

На территории автовокзалов и автостанций имеется пространство для стоянки подвижного состава между рейсами, на крупных автовокзалах установлены устройства для мойки автобусов.

При размещении автовокзала в городе учитывают лёгкость проезда к нему из-за пределов города, поэтому в крупных городах автовокзалы часто выносятся на окраины. Во многих городах автовокзал размещают на одной площади с другими вокзалами, чаще всего — железнодорожным (Владимир, Томск). Существуют также автовокзалы, совмещённые с другими видами вокзалов в одном терминале. Таковы, например, вокзалы городов Волгодонска, Элисты, Нижневартовска.

Классификация автовокзалов по пропускной способности:

Класс автовокзала Количество автобусов
в час
I свыше 20
II от 11 до 20
III от 7 до 10
IV менее 6

Классификация автовокзалов по пассажиропотоку:

Класс автовокзала Суточный объём
пассажирских перевозок,
человек
I 20000—50000
II 10000—20000
III 7000—10000
IV 5000—7000
V 1000—5000

Автовокзалы с объёмом перевозок более 50000 человек в сутки являются внеклассными.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки