Односводчатая станция глубокого заложения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция «Площадь Мужества» Петербургского метрополитена
Станция «Тимирязевская» Московского метрополитена
Станция «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена

Односводчатая станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой однообъёмный зал со сводом большой подъёмистости, в котором располагается островная платформа, пути и подплатформенные помещения.

Проект односводчатой станции глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Первыми подобными станциями в мире стали открытые в 1975 году «Политехническая» и «Площадь Мужества»[1].

Станция состоит из следующих конструктивных элементов: свод, набранный из обжатых в породу омоноличенных железобетонных блоков, опорные тоннели с бетонной подушкой и обратный свод.

Подобный тип станции позволяет добиться значительной механизации работ при строительстве. Тоннелепроходческий комплекс ведёт проходку перегонного тоннеля к станции, после чего отклоняется от оси тоннеля вниз вправо и проходит опорный тоннель станции, а затем возвращается на трассу перегонного тоннеля, чтобы продолжить путь уже к следующей станции. Между двумя опорными тоннелями разрабатывается калоттная прорезь по периметру будущего свода. В прорези из железобетонных блоков собирается секция свода, которая обжимается в грунт с помощью специального замкового блока с домкратами. Секция свода опирается на бетонную подушку, заливаемую в опорном тоннеле. После того, как свод станции собран, разрабатывается грунт уже внутри станции.

Разновидностью односводчатой станции является двухъярусная пересадочная станция. Единственная к настоящему времени станция данного типа построена также в Санкт-Петербурге — станция «Спортивная», но она в настоящее время не используется как пересадочная.

Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Чёрная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие. Однако со второй половины 90-х годов от строительства станций такого типа отказались, главным образом из-за того, что они требуют непрерывного строительства, а при нынешнем нерегулярном финансировании это не всегда возможно. Выбор был сделан в пользу пилонных и колонно-стеновых станций: на любом этапе строительства их можно законсервировать, и это никак не повлияет на дальнейшую судьбу станции.

В Московском метрополитене есть только одна односводчатая станция глубокого заложения — «Тимирязевская», остальные односводчатые станции — мелкого заложения.

В конце 1970-х годов в Тбилиси была разработана другая конструкция односводчатой станции, рассчитанная на местные скальные грунты. На Сабурталинской линии в 1979 году были открыты две первые станции — Вагзлис моедани-2 и Политехникури. В 1985 году к ним добавились три станции Дидубе-Самгорской линии — Варкетили, Грмагеле и Гурамишвили. В 2017 году состоялось открытие ещё одной односводчатой станции глубокого заложения — Университета, однако в конструкциях станция была построена ещё до остановки строительства, то есть до 1989 года.

Близкий по конструкции к тбилисскому типу был использован в Днепропетровске, где в местных гранитах высокой степени трещиноватости были сооружены четыре односводчатых станции глубокого заложения из монолитного бетона.

Третий тип конструкции односводчатой станции глубокого заложения разработали для скального грунта Екатеринбурга. В настоящее время действуют три таких станции — Динамо, Чкаловская и Геологическая (на последних двух имеется второй ярус, где размещена СТП).

Примечания

  1. Петербургское метро: история, особенности, проблемы. Справка. РИА Новости (20080819T1538). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.

Ссылки