Сорокин, Владимир Георгиевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Сорокин
в 2022 годув 2022 году
Дата рождения 7 августа 1955(1955-08-07) (69 лет)
Место рождения Быково, Московская область, СССР
Род деятельности прозаик, драматург, сценарист, художник
Направление соц-арт, концептуализм, постмодернизм
Язык произведений русский
Дебют 1983, роман «Норма» (самиздат)
Премии

Золотая маска

Влади́мир Гео́ргиевич Соро́кин (род. 7 августа 1955, п. Быково, Московская область) — русский писатель, сценарист и драматург, художник. Один из наиболее ярких и скандальных представителей концептуализма и соц-арта в русской литературе. Автор одиннадцати романов, а также ряда повестей, рассказов, пьес и киносценариев[2][3][4][5].

Лауреат премий Андрея Белого, «НОС», «Большая книга» и других, номинант Международной Букеровской премии. Книги переведены на десятки языков[уточнить]. В России произведения Владимира Сорокина много раз становились предметом общественной дискуссии, в том числе судебных разбирательств[6].

Биография

Родился 7 августа 1955 года в подмосковном посёлке Быково. Родители часто переезжали с места на место, поэтому он поменял несколько школ.

Учился в Московском институте нефтяной и газовой промышленности имени Губкина. Получив высшее образование по специальности инженер-механик, в течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол, в котором уже состоял[7]. Занимался книжной графикой, живописью, концептуальным искусством. Участник художественных выставок. Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.

Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андерграунда 1980-х годов[источник не указан 1751 день].

В 1985 году в парижском журнале «А — Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В этом номере журнала, который стал единственным[что?], помимо пяти небольших рассказов, был опубликован отрывок «Очереди», которая в том же году была напечатана в другом французском журнале — «Синтаксис». После рассказов Сорокина, в журнале «А-Я» была опубликована одна из первых статей о молодом писателе. Авторами выступили Свен Гундлах и Андрей Монастырский[источник не указан 749 дней].

Считается представителем постмодернизма. В рассказах и романах используются разнообразные[какие?] литературные стили. В советское время был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»). Первая официальная публикация в СССР относится к 1989 году, когда рижский журнал «Родник» поместил в ноябрьском выпуске несколько рассказов писателя. Чуть позже рассказы Сорокина появляются в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы»[источник не указан 749 дней].

Рассказ Владимира Сорокина «Розовый клубень» был опубликован в первом русском журнале для мужчин «Андрей».

В марте 1992 года в журнале «Искусство кино» был напечатан роман «Очередь» (в сокращении), издательством «Русслит» (Москва) был опубликован сборник рассказов, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Рукопись романа «Сердца четырёх» была представлена на Букеровскую премию и попала в шорт-лист[источник не указан 749 дней].

Сюжеты произведений Сорокина неоднократно вызывали разногласия у общественности. Прокремлёвское движение «Идущие вместе» устраивало ряд акций[8], направленных против писателя (в том числе сжигало его книги), а также подавало в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя порнографическими.

23 марта 2005 года в Большом театре России состоялась мировая премьера оперы «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова, либретто которой создал Владимир Сорокин[9].

На Западе его романы публиковались в издательствах Penguin, Gallimard, S. Fischer, DuMont, BV Berlin, Einaudi, Farrar, Straus and Giroux, NYRB[10].

Спустя тридцать лет Владимир Сорокин вернулся к живописи и написал два цикла: «Новая антропология» и «Три Друга». В 2017 году в Таллинской портретной галерее состоялась его персональная выставка[11].

Являлся членом Русского ПЕН-центра. В январе 2017 года заявил о выходе из ПЕН-центра в знак протеста против действий Исполкома[12].

Живёт в Подмосковье и в Берлине[13]. Женат, отец двух дочерей-близнецов.

Награды

  • 2001 — премия «Народный Букер»
  • 2001 — премия Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой»
  • 2005 — премия «Либерти»
  • 2010 — Международная премия Горького
  • 2010, 2017 — премия «НОС»[14] (в 2017-м также приз читательских симпатий «НОСа»)
  • 2011, 2014 — вторая премия «Большой книги»
  • Также награждён премией министерства культуры Германии
  • 2020 — премия «Супер-НОС»[15]
  • 2022 — O. Henry Prize

Библиография

Циклы произведений

Владимир Сорокин (справа) и Александр Зельдович, 2008 год.

Ледяная трилогия

  • 2002 «Лёд», опубликован издательством Ad Marginem, Москва, 2002.
  • 2004 «Путь Бро», Москва, издательство «Захаров», 2004.
  • 2005 «23000», опубликован в «Трилогии», Москва, издательство «Захаров», 2005.

Хронологически верно читать «Трилогию» в следующем порядке: «Путь Бро», «Лёд», «23000».

Романы

  • 1979—1983 «Норма», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с Obscuri viri, Москва, 1994
  • 1983 «Очередь», впервые опубликован издательством «Синтаксис», Париж, 1985.
  • 1982—1984 «Тридцатая любовь Марины», впервые опубликован «Изданием Р. Элинина», Москва, 1995.
  • 1985—1989 «Роман», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с Obscuri viri, Москва, 1994.
  • 1991 «Сердца четырёх», впервые опубликован в альманахе «Конец Века», Москва, 1994.
  • 1999 «Голубое сало», впервые опубликован издательством Ad Marginem, Москва, 1999.
  • 2002—2005 «Ледяная трилогия», состоит из трёх романов — «Лёд», «Путь Бро» и «23000», Москва, издательство «АСТ», 2009.
  • 2013 «Теллурия», Москва, издательство Corpus, 2013[16][17].
  • 2017 «Манарага», Москва, издательство Corpus[18].
  • 2021 «Доктор Гарин», Москва, издательство Corpus[19].

Пьесы

  • 1985 «Землянка»
  • 1988 «Русская бабушка»
  • 1989 «Доверие»
  • 1990 «Дисморфомания»
  • 1994—1995 Hochzeitsreise
  • 1995—1996 «Щи»
  • 1984—1997 «Пельмени»
  • 1997 «Dostoevsky-Trip»
  • 1998 «С Новым Годом»
  • 2006 «Капитал», опубликована в «Капитал: Собрание пьес», Москва, издательство «Захаров», 2007.
  • 2009 «Занос», опубликована на сайте OpenSpace.ru[20]. Авторское определение жанра — «что-то вроде пьесы». Памяти Дмитрия Пригова.

Повести, рассказы, очерки

  • 1969 «Тетерев» (текст не сохранился)
  • 1969 «Яблоки» (текст не сохранился)
  • 1980 «Окружение»
  • 1994 «Месяц в Дахау» (поэма в прозе)
  • 2000 «Эрос Москвы» (очерк)
  • 2001 «Снеговик»
  • 2002 «Хиросима»
  • 2004 «Вид на завтра. Рёв Годзиллы и крик Пикачу» (очерк)
  • 2005 «Кухня»
  • 2005 «Сердечная просьба»
  • 2005 «Мишень» (позднее переработано в рассказ «Путём крысы», сборник «Моноклон»)
  • 2005 «Черная лошадь с белым глазом»
  • 2005 «Волны»
  • 2006 «День опричника», Москва, издательство «Захаров», 2006.
  • 2010 «Метель»[21]
  • 2012 «Отпуск»
  • 2017 «Фиолетовые лебеди»
  • 2017 «Белый квадрат»
  • 2021 «Татарский малинник» (рассказ, впервые опубликовано «Москвич mag»)
  • 2021 «Гамбит вепря» (рассказ, впервые опубликовано в «Сноб»)

и другие.

Сборники

  • 1979—1984 «Первый субботник», сборник рассказов. Впервые опубликован в 1992 году, тираж — 25000, издательство «Русслит». Затем в «Собрании сочинений в двух томах» издательства «Ад Маргинем», Москва, 1998.
  • 2000 «Пир», сборник рассказов, опубликован издательством «Ад Маргинем», Москва, 2000.
  • 2002 «Утро снайпера»
  • 2002 «Москва»
  • 2005 «Четыре», в сборник вошли киносценарии «Копейка» и «4», либретто к опере «Дети Розенталя» и 5 рассказов, опубликован издательством «Захаров», Москва, 2005.
  • 2007 «Капитал. Полное собрание пьес». — М., «Захаров», 2007. — 368 с., 5 000 экз.
  • 2008 «Заплыв», в сборник вошли рассказы и повести, написанные в кон. 1970-х — нач. 1980-х гг.
  • 2008 «Сахарный Кремль», сборник рассказов по вселенной «Дня опричника»
  • 2010 «Моноклон», сборник рассказов, издательство «Астрель»
  • 2018 «Белый квадрат», сборник рассказов, издательство АСТ
  • 2019 «Нормальная история», сборник статей и эссе, издательство АСТ
  • 2020 «Русские народные пословицы и поговорки», издательство Corpus
  • 2022 «De feminis», издательство Corpus

Фильмография

Сценография

Другое


Факты

  • Владимир Сорокин — поклонник творчества группы «ДК». Впервые услышал магнитоальбомы этой группы в 1983 году[22].
  • По мнению архимандрита Ианнуария (Ивлиева): «тот факт, что интеллигенция сделала из писателей, художников, композиторов, артистов кумиров, требует некоторого иронического, саркастического отношения и развенчания. Вот, по-моему, некоторые ранние произведения современного автора Владимира Сорокина грубовато, но именно это и делали. Его книги изысканны с определённой точки зрения, в них — игра со словом, с метафорами, с цитатами, и вот так игриво он разрушает всяких кумиров, в том числе литературных»[23].
  • В марте 2014 года выступал против действий России в Крыму, в феврале 2022 года — против российской спецоперации на Украине.

Отзывы

Игорь Шайтанов, критик, литературовед, доктор филологических наук:

«О месте молодёжной культуры, о её тотальном влиянии сказано много. Но что значит „молодежная“? Это … тинейджерство. Преимущественно подростковый, школьный возраст — от четырнадцати до семнадцати. На этой возрастной грани совершаются многие события в современной культуре. В расчете на этот возраст, на проецирование присущего ему сознания. Самый известный литературный пример — Владимир Сорокин. Глазами подростка, прежде тиражировавшего свои заветные мечты на заборе и на внутренней дверке общественного туалета, он взглянул на мир вокруг и потребовал признать культурное достоинство такого взгляда. Сорокин, безусловно, создал модель работающую и от того ещё более опасную, чем просто употребление мата (за которое его упрекают и тянут в суд). То, что культура прежде полагала необходимым изжить и сублимировать, он предложил сохранить и законсервировать. Останьтесь подростком, тем, которому раньше приходилось таиться, быть человеком подполья и андеграунда, дайте волю своей фантазии, более того, возьмите в руки ледяной молот и вбейте в подсознание всей культуры свои сокровенные желания. Этому посвящено последнее творение Сорокина — роман „Лед“»[24].

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, общественный и политический деятель:

«Всё-таки и Сорокин, и Пелевин, и Лимонов по-своему проапеллировали к подлинным началам человека … Сорокин написал роман „Лёд“, блестящий, искромётный удар, взывающий к подлинному в человеке … Может, это не всегда выражено ясно, прорывы идут и вкривь и вкось, но именно в этом загадка популярности писателей. Пусть вкривь и вкось, но самые важные жизненные вопросы заданы»[25].

Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, литературный критик:

«В описаниях всего, что заменяет собою человеческую жизнь, Сорокин не знает себе равных, и в эпоху, когда о жизни изо всех сил стараются забыть, вытесняя из сознания любую память о ней, он действительно писатель номер один. Он наиболее адекватен эпохе, о которой нельзя написать никакую сюжетную прозу <…> Герои Сорокина не живут — а потому и смерть их не воспринимается как трагедия; в мире чистой физиологии, где существуют наслаждение и мучительство, но отсутствуют чувства и цели, он чувствует себя как рыба в воде»[26].

Примечания

  1. 1ТВНЕТ. Владимир Сорокин стал номинантом Международной Букеровской премии. Дата обращения: 15 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Ермакова И. Владимир Георгиевич Сорокин. Дата обращения: 11 мая 2013. Архивировано 13 мая 2013 года.
  3. Исакова О. С. Тело текста: Заметки о прозе Владимира Сорокина // Vita Cogitans : Альманах молодых философов. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Вып. 3. — С. 156—165. Архивировано 1 сентября 2007 года., цитата: «Сорокин принадлежит к московской концептуальной школе, практиковавшей соц-арт».
  4. Новиков Вл. Точка, поставленная вовремя: Владимир Новиков представляет постмодернистскую новеллистику // Знамя : журнал. — 1993. — № 2. — С. 207., цитата: «Владимир Сорокин вырос из сора, выбрав в качестве интертекстуальной основы своей новеллистики самый неизящный материал — стилистику социалистического реализма».
  5. Игошева Т.В. Соц-арт // Современная русская литература: учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — С. 72—75. — 118 с. Архивная копия от 18 июня 2013 на Wayback Machine, цитата: «В прозе главным представителем соц-арта является Владимир Сорокин.»
  6. СОРОКИН • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  7. Данилкин Л. Сердце Сорокина // Афиша : журнал. — 2002. — 29 апреля (№ 8 (79)). Архивировано 26 февраля 2018 года.
  8. Таратута Ю. Владимир Сорокин обанкротил «Идущих вместе». Дата обращения: 19 февраля 2015. Архивировано 22 октября 2013 года.
  9. О чем поют дети Сорокина. Lenta.ru. Дата обращения: 15 марта 2020. Архивировано 13 июля 2016 года.
  10. Автобиография | Официальный сайт Владимира Сорокина. www.srkn.ru. Дата обращения: 15 марта 2020. Архивировано 24 мая 2020 года.
  11. TV Rain Inc. «Это мое личное безумие»: Владимир Сорокин и его три новых друга. tvrain.ru (15 мая 2017). Дата обращения: 15 марта 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  12. Владимир Сорокин решил выйти из российского ПЕН-центра. Дата обращения: 24 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  13. Владимир Сорокин: Помутнение умов в России — временная болезнь. Polskie Radio dla Zagranicy. Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 15 мая 2016 года.
  14. Писатель Владимир Сорокин стал лауреатом литературной премии «Новая словесность»
  15. В Нью-Йорке в ходе открытых дебатов выбрали лауреата премии «Супер-НОС» ― роман «Метель» Владимира Сорокина.. Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
  16. Стинг, Герман и Сорокин 10 главных культурных событий осени (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 сентября 2013. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  17. 5 главных литературных новинок осени. Дата обращения: 4 сентября 2013. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  18. Новая книга Владимира Сорокина выходит в издательстве Corpus. Дата обращения: 17 февраля 2017. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  19. Владимир Сорокин, «Доктор Гарин». Издательство Corpus. Дата обращения: 1 апреля 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  20. Сорокин, Владимир. Занос (рус.), OpenSpace.ru. Архивировано 3 января 2018 года. Дата обращения 2 января 2018.
  21. Сочинение на заданную тему. Коммерсантъ № 54 (4354) (30 марта 2010). Дата обращения: 14 августа 2010.
  22. Сергей Летов: ДК и КД Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine.
  23. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): где современная литература, которая показала бы радость Царствия Божия здесь и сейчас? | Православие и мир. Дата обращения: 22 декабря 2017. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  24. Игорь Шайтанов. Подмалевок. Журнальный зал (2002). Дата обращения: 30 июня 2018. Архивировано 30 июня 2018 года.
  25. Мы — поисковое поколение: Беседа Сергея Шаргунова и Владимира Бондаренко.
  26. Дмитрий Быков. «Дилетант». — 2019. — № 11 (Ноябрь) (2019). Дата обращения: 24 января 2022. Архивировано 24 января 2022 года.

Ссылки

Литература

  • Андреева Н. Н., Биберган Е. С. Игры и тексты Владимира Сорокина. — СПб.: Петрополис, 2012. — 398 с. — (Споры о современной словесности). — ISBN 978-5-9676-0395-2.
  • Биберган Е. С. Рыцарь без страха и упрёка: Художественное своеобразие прозы Владимира Сорокина. — СПб.: Петрополис, 2014. — 316 с. — (Споры о современной словесности). — ISBN 978-5-9676-0556-7.
  • Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин: учебно-методическое пособие. — СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного унивеситета, 2005. — 64, [2] с. — ISBN 5-8465-0346-2.
  • Быков Д. Л. Владимир Сорокин // Портретная галерея // Дилетант. — 2019. — № 2.
  • Кучина Т. Г. Зимняя дорога: Стилевая реконструкция метасюжета в повести «Метель» Владимир Сорокина [1] // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Т. 1: Гуманитарные науки. — № 1. — С. 246—250.
  • Марусенков М. П. Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина: Заумь, гротеск и абсурд. — СПб.: Алетейя, 2012. — 301, [1] с. — ISBN 978-5-91419-609-4.
  • Марусенков, М. П. Абсурдистские тенденции в творчестве В. Г. Сорокина [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 : защищена 18.03.2010 / Марусенков Максим Петрович. [Место защиты: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова]. — М., 2010. — 302 с. — Библиография: с. 290—301. — ил. РГБ ОД, 61 10-10/551.
  • Немцев М. Ю. Взыскуемый гвоздь: Рецензия на роман В. Сорокина «Теллурия»
  • Резниченко С. Теллурия как образ будущего. URL.: https://svpressa.ru/culture/article/76438/ (дата обращения: 01.10. 2020)
  • Соколов Б. Моя книга о Владимире Сорокине. — М.: АИРО-XXI: Пробел-2000, 2005. — 222 с. — ISBN 5-98604-039-2.
  • «Это просто буквы на бумаге…». Владимир Сорокин: после литературы / Е. А. Добренко, И. А. Калинин, М. Н. Липовецкий. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 712 с. — (Научная библиотека). — ISBN 978-5-4448-0912-9.