Макушинский, Алексей Анатольевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей Макушинский
Имя при рождении Алексей Анатольевич Аронов
Дата рождения 8 марта 1960(1960-03-08) (64 года)
Место рождения Москва, СССР
Род деятельности прозаик поэт, эссеист, литературовед
Жанр проза, поэзия
Язык произведений русский
Персональный сайт

Алексе́й Анато́льевич Макуши́нский (род. 8 марта 1960, Москва) — русский прозаик, эссеист и поэт, литературовед.

Биография

Cын писателя Анатолия Рыбакова и писательницы Натальи Давыдовой (взял в качестве псевдонима фамилию бабушки по материнской линии в память о ней[1]). В 1983 году окончил Литературный институт имени Горького (дипломная работа посвящена структуре поздней лирики Анны Ахматовой), вспоминал, что поступил туда, потому что начал писать стихи[1].

В 1984—1992 годах занимался переводами с немецкого и английского на русский. В 1985—1994 годах работал над собственным романом «Макс», который вышел в Москве в 1998 году.

С 1992 года живёт в Германии, в 2000—2008 годах сотрудник кафедры Восточноевропейской истории Католического университета Айхштетт-Ингольштадт, с апреля 2010 года — доцент Института славистики университета города Майнц. Член редколлегии немецкого журнала «Forum für osteuropäische Idee- und Zeitgeschichte» и его русской сетевой версии «Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры».[2]

В 1999 году в Католическом университете Айхштетт защитил докторскую диссертацию (PhD) по теме «Немецкая и русская литература на пороге современности: „Годы учения Вильгельма Мейстера“ Гёте и пушкинский „Евгений Онегин“», научный руководитель проф. Рупрехт Виммер (Ruprecht Wimmer).

О творчестве Макушинского

Писатель-постмодернист и эссеист Егор Радов считает, что Макушинский создает в своих стихах «состояние созерцания, некой „остановки мира“, когда спокойно, никуда не торопясь, можно рассмотреть каждую деталь, обдумать её и разные ассоциации, ею рождаемые»[3].

Ирина Служевская в журнале «Новый мир» писала о романе «Город в долине»: «Следя за движением современной русской прозы, Дмитрий Быков утверждает, что русский роман сегодня невозможен — ни на современном, ни на историческом материале. На мой взгляд, критик ошибся: в случае Макушинского мы имеем полноценный русский роман, отвечающий, в частности, тем критериям, которые обоснованно выдвигает Быков: движение времени и единство нравственного отношения к предмету. Сам способ романного письма, с переключением регистров (от лирического к психологическому, документальному и памфлетному), с обширным введением всегда неожиданных и интересных исторических источников, — весь этот возведенный на наших глазах свод представляет важную новость для отечественной прозы и в каком-то смысле — прорыв к тем эпическим, историческим её потенциям, осуществления которых в последнее время явно недоставало. Современная русская проза слишком долго бродила между фантазиями, стёбом и физиологическим очерком. Открывая для неё новые территории, роман Макушинского должен быть замечен в своем навигаторском качестве».[4]

Произведения

  • Макс (роман) — изд. «Мартис», Москва, 1998
  • Город в долине (роман) — Санкт-Петербург, 2013; премия «Глобус» журнала «Знамя» и Библиотеки Иностранной литературы им. Рудомино; короткий список премии им. Александра Пятигорского
  • Свет за деревьями. (сб. стихов) — «Алетейя», Санкт-Петербург, 2007
  • Море, сегодня. (сб. стихов) — Москва, 2011
  • У пирамиды (сб. эссе) — Москва, 2011
  • Пароход в Аргентину (роман) — журнал «Знамя», 2013; издательство «ЭКСМО», 2014; короткий список премии «Большая книга»; Русская премия, 1 место за 2014.
  • Остановленный мир (роман) — Москва, «ЭКСМО», 2018; длинный список премии «Большая книга», премии «Ясная поляна», премии им. Александра Пятигорского
  • Предместья мысли. Философическая прогулка – Москва, «Эксмо», 2020; короткий список премии «Большая книга»[5] и приз читательских симпатий, учреждённый премией[6].

Публиковался в журналах: «Арион», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Зарубежные записки», «Интерпоэзия», «Крещатик», «Дети РА», «Вопросы литературы», «Вопросы философии» и др.

В стихах Макушинский пользуется как традиционными размерами, так и свободным, но отчетливо ритмизированным, стихом.

Научные публикации и публицистика

  • Thomas Mann und die russische Literatur. In: ."FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte", 2001, Heft 2.
  • Russische Denktraditionen und ihre Auswirkungen auf Politik und Gesellschaft. «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2002, Heft 1.
  • Das autonome Kulturparadigma in der russischen Geistesgeschichte. «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2002, Heft 2.
  • «Der abgewiesene Bräutigam» — das grundlegende Mythologem der russischen Literatur des 19. Jahrhunderts? «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2003, Heft 1.
  • «Wilhelm Meisters Lehrjahre» — Geburtsstunde der modernen Wirklichkeit? In: Béatrice Dumiche (Hrsg.): Goethe als Neuerer und Vermittler. Akten des deutsch-französischen Nachwuchskolloquiums zum 250. Geburtstag des Dichters — Reims 1999. Essen 2003.
  • Theurgie vs. Autonomie. Kultur und Kunst im Denken von Nikolaj Berdjaev. «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2003, Heft 2.
  • «Das andere Europa». Russland in den Werken von Rainer Maria Rilke und Thomas Mann. In: Blicke auf Europa. Kontinuität und Wandel. Neuried 2003.
  • «Es wird ganz Deutschland einstmals Stalin danken». Johannes R. Bechers «Stalin-Oden» und die Strukturen der totalitären «Kultur». «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2004, Heft 1.
  • Wirklichkeit als Weltbild der Moderne: vom Realismus zum «Sozialistischen Realismus». «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2004, Heft 2
  • Architektonische Modelle im Totalitarismus und die Platonische Idee, «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2006 Heft 1
  • Die menschliche Güte und das unmenschliche «Gute» — Vasilij Grossman und Lev Šestov, «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2006, Heft 2
  • Katharina die Grosse. Herrscherin zwischen Aufklärung und Despotie. In: Mythen Europas. Schlüsselfiguren der Imagination. Vom Barock zur Aufklärung. Regensburg 2007.
  • Auf dem Weg zum «Großen Sinn der Geschichte» . Hitlers Mein Kampf und der totalitäre «Bildungsroman», «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2007, Heft 1
  • Deutsche Russophilie zu Beginn des 20. Jahrhunderts. «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2008, Heft 1.
  • Sowjetische Kultur aus der Sicht der Intellektuellen von heute. In: Rill, Bernd (Hrsg.): Vergangenheitsbewältigung im Osten — Rußland, Polen, Rumänien. München 2008.
  • Rom und Reich in der Poesie von Osip Mandel’štam. «FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte», 2009, Heft 1.
  • Der «falsche Demetrius» bei Schiller und Puschkin — Die Frage nach der Identität in den Verstrickungen der Politik und Lüge. In: Zum Schillerjahr 2009 — Schillers politische Dimension. München 2009.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Алексей Макушинский — Интервью
  2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано 14 мая 2013 года.
  3. Газета Утро. Ру: Жажда света. Дата обращения: 5 февраля 2008. Архивировано 25 февраля 2008 года.
  4. Журнальный зал | Новый Мир, 2012 N10 | Ирина Служевская — Навигатор Макушинский. Дата обращения: 7 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  5. Национальная литературная премия «Большая книга»: Итоги. bigbook.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  6. Национальная литературная премия «Большая книга»: Итоги. bigbook.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022.

Ссылки