Пепперштейн, Павел Витальевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Пепперштейн
Имя при рождении Павел Витальевич Пивоваров
Учёба Пражская академия изобразительных искусств
Премии премия Кандинского (2014),
Премия Андрея Белого (2018)

Па́вел Витальевич[1] Пепперште́йн (фамилия при рождении Пивова́ров; род. 29 мая 1966, Москва) — русский писатель, художник, теоретик современного искусства, один из основателей арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“».

Биография

Родился в семье художника, одного из основоположников московского концептуализма Виктора Дмитриевича Пивоварова и поэтессы, детской писательницы и книжного иллюстратора Ирины Михайловны Пивоваровой.

В 1985—1987 годах учился в Пражской академии изобразительных искусств.

Павел Пепперштейн в 1990 году

В 1987 году совместно с Юрием Лейдерманом и Сергеем Ануфриевым основал художественную группу «Инспекция „Медицинская герменевтика“», возникновение которой стало новой фазой развития традиции московского концептуализма. Группа официально просуществовала до 2001 года.

В 1990-е годы развивал принципы придуманного им направления «психоделический реализм», в котором традиционные (классические) формы реалистического искусства (без каких-либо заметных сюрреалистических или иных смещений) используются для наполнения их галлюцинаторным содержанием (практически невидимым для непосвященного зрителя)[2]. Пепперштейн диалектически соединяет аналитическую, визуальную и литературную практики, где психоделика становится способом интерпретации современной культуры, а приоритет отдан её бессознательным, «изнаночным» процессам[источник не указан 1698 дней].

Происхождение псевдонима

Псевдоним «Пепперштейн» придумал себе в отроческом возрасте, когда прочитал «Волшебную гору» Томаса Манна. В этом одновременно реалистическом и неомифологическом романе фигурирует некий персонаж Питер Пеперкорн, произносящий пространные речи под грохот водопада. Скорее всего, в этом персонаже Павел опознал концептуалиста, появившегося задолго до рождения самого концептуализма. А абсурдистское действо Пеперкорна, похожее на перформанс, вероятно, позднее привело Павла к изобретению термина «пустотный канон». Изменив «корн» на «штейн» (по-немецки «зерно» и «камень»), а в «пепер» удвоив «п» (получился «пеппер» — «перец»), юноша вывел Пепперштейна. Он объясняет это тем, что посредством такого двусмысленного самоназвания хотел противостоять бытовавшему тогда антисемитизму (так же, как в свое время писатель-диссидент Андрей Синявский взял себе псевдоним Абрам Терц)[источник не указан 616 дней].

Библиография

Романы

  • Ануфриев С. А., Пепперштейн П. В. Мифогенная любовь каст. — Москва: Ad Marginem, 1999. — Т. 1. — 480 с. — ISBN 5-93321-033-1.
  • Пепперштейн П. В. Мифогенная любовь каст. — Москва: Ad Marginem, 2002. — Т. 2. — 544 с. — ISBN 5-93321-042-0.
  • Пепперштейн П. В. Странствие по таборам и монастырям. — Москва: Носорог, 2019. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-6041497-2-0.
  • Пепперштейн П. В. Эксгибиционист. — Москва: Garage, 2020. — ISBN 9785990971745.

Повести

  • Пепперштейн П. В. Свастика и Пентагон. — Москва: Ad Marginem, 2006. — 190 с. — ISBN 5-91103-003-9.
  • Пепперштейн П. В. Пражская ночь. — Санкт-Петербург; Москва: Амфора; Ad Marginem, 2011. — 208 с. — ISBN 978-5-367-02089-2. — ISBN 978-5-91103-091-9.

Сборники рассказов

  • Пепперштейн П. В. Диета старика (тексты 1982–1997 годов). — Москва: Ad Marginem, 1998.
  • Пепперштейн П. В. Военные рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2006. — 286 с. — ISBN 5-91103-001-2.
  • Пепперштейн П. В. Весна. — Москва: Ad Marginem, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-91103-072-8.
  • Пепперштейн П. В. Эпоха аттракционов. — Москва: Garage, 2017. — 318 с. — ISBN 978-5-9909716-4-6.
  • Пепперштейн П. В. Предатель ада. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 312 с. — ISBN 978-5-4448-0702-6.
  • Пепперштейн П. В. Тайна нашего времени. — Москва: Garage, 2018. — 284 с. — ISBN 978-5-9909718-6-8.

Сборники стихотворений

  • Пепперштейн П. В. «Великое поражение» и «Великий отдых». — Москва: Obscuri viri, 1993. — 175 с.

Сборники эссе

Выставки

Персональные

  • 1995 — «Проект N3 и сны Фрейда» (совместно с Андреем Монастырским). Галерея Pastzi-Bott. Кёльн, Германия.
  • 1995 — «Игра в теннис» (совместно с Ильей Кабаковым). Art Gallery of Ontario. Торонто, Канада.
  • 1996 — «Игра в теннис» (совместно с Ильей Кабаковым). Pori Art Museum. Пори, Финляндия.
  • 1997 — «Портрет пожилого мужчины». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия.
  • 1998 — «Бинокли и Монокли. Жизнь и творчество». Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
  • 1998 — «Сладкая тьма». Галерея Obscuri Viri. Москва, Россия.
  • 1999 — «Отец и сын» (совместно с Виктором Пивоваровым). Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
  • 2000 — «Вон из лабиринта» (совместно с Гринманом). Музей Израиля. Иерусалим, Израиль.
  • 2000 — «Русский роман 2000». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2000 — «Моисей» (совместно с группой «Россия»). Kunsthaus. Цуг, Швейцария.
  • 2000 — «Вещи в ландшафте» (совместно с Виктором Пивоваровым).Obscuri Viri. Москва, Россия.
  • 2000 — «Как встретить ангела?» (совместно с Ильёй Кабаковым). Галерея Sprovieri. Лондон, Великобритания.
  • 2000 — «Два Ангела» (совместно с Виктором Пивоваровым). Karmelienkloster. Грац, Австрия.
  • 2000 — «Два агента» (совместно с Виктором Пивоваровым). Kulturzentrum bei den Minoriten. Грац, Австрия.
  • 2001 — «Девушка и туннель». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
  • 2001 — «Выставка одной беседы» (совместно с Ильёй Кабаковым и Борисом Гройсом). Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
  • 2002 — «Боги и Монстры». Neuer Aachener Kunstverein. Аахен, Германия.
  • 2002 — «Америка». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
  • 2002 — «Рисунки». Larivier. Париж, Франция.
  • 2002 — «Мечты и музей». Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
  • 2003 — «Битвы». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2003 — «Политические галлюцинации». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
  • 2004 — «Гипноз». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2004 — «Флаги и Цветы». Sutton Lane. Лондон, Великобритания.
  • 2004 — «Гипноз». Галерея Spovieri. Лондон, Великобритания.
  • 2004 — «Гипноз». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
  • 2004 — «Глаза». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
  • 2005 — «Европа». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
  • 2005 — «Ездоки». Министерство Культуры. Дюссельдорф, Германия.
  • 2005 — «Ездоки». Sutton Lane. Лондон, Англия.
  • 2006 — «Пейзажи будущего». Галерея Кamm. Берлин, Германия.
  • 2006 — «Рисунки». Музей изобразительных искусств. Базель, Швейцария.
  • 2006 — «Пентагон». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2006 — «Рисунки». Галерея Artplay. Москва, Россия.
  • 2007 — «Город Россия». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2007 — «Альбомы». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2007 — «Рембрандт». Галерея Дмитрия Семёнова. Санкт-Петербург, Россия.
  • 2007 — «Пейзажи будущего». The Contempoary Art Gallery. Ванкувер, Канада.
  • 2007 — «Говорящие животные». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
  • 2008 — «ИЛИ-ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового репрезентативного стиля России». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2009 — «EITHER — OR. National Suprematism as the Project of a New Representative Style for Russia». Галерея Kewenig. Кёльн, Германия.
  • 2010 — «From Mordor With Love». Галерея Риджина. Лондон, Великобритания.
  • 2010 — «Весна». Artberloga Gallery. Москва, Россия.
  • 2011 — «Landscapes of the Future». Kewenig Galerie. Кёльн, Германия.
  • 2012 — «Павел Пепперштейн», Monica De Cardenas, Милан.
  • 2012 — «Text — Bild — Konzepte» (совместно с Виктором Пивоваровым), Kunstverein Rosenheim, Розенхайм.
  • 2012 — «Офелия» (совместно с Виктором Пивоваровым). Галерея Риджина. Лондон, Великобритания.
  • 2013 — «Studies of American Suprematism», Galerie Kamm, Берлин.
  • 2014 — «Святая политика», Галерея Риджина, Москва.
  • 2015 — «The cold center of the sun», Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne, Франция.
  • 2015 — «Будущее, влюбленное в прошлое». Мультимедиа Арт Музей. Москва, Россия.
  • 2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». Музей Академии художеств, Отдел слепков. Санкт-Петербург, Россия.
  • 2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». VLADEY Space. Москва, Россия.
  • 2016 — «Чудеса в болоте». Галерея Риджина. Москва, Россия.
  • 2017 — «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». VLADEY Space. Москва, Россия.
  • 2017 — «29th The Art Show. The Art Dealers Association of America. The secret drawings of Jacqueline Kennedy». Julie Saul Gallery. Нью-Йорк, США.

Групповые

Признание

Примечания

  1. Так в паспорте. Встречается ошибочный вариант «Викторович», так как его отец художник Виталий Пивоваров в качестве артистического псевдонима использует имя «Виктор». См. например также: Дмитрий Пригов — «Кто юноша сей, по имени Павел Витальевич, а по фамилии Пепперштейн?» (1987 Архивная копия от 12 июля 2022 на Wayback Machine).
  2. ПАВЕЛ ПЕППЕРШТЕЙН (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  3. Павел Пепперштейн. VLADEY. Дата обращения: 20 февраля 2018. Архивировано 21 февраля 2018 года.

Ссылки