Минск-Пассажирский
Станция | |
Минск-Пассажирский Мінск-Пасажырскі | |
---|---|
Минск — Барановичи Минск — Гудогай Минск — Орша Минск — Осиповичи | |
Белорусская железная дорога | |
53°53′26″ с. ш. 27°33′04″ в. д.HGЯO | |
Отделение ж. д. | Минское |
Оператор | БЧ |
Дата открытия | 1873 |
Тип | пассажирская |
Количество платформ | 10 (3 боковых, 7 островных) |
Количество путей | 16 |
Тип платформ | боковые, островные (3 высокие, 7 низких) |
Форма платформ | прямые |
Длина платформ, м | 300—650 |
Прилегающие перегоны |
Минск-Пассажинский—Минск-Восточный, Минск-Пассажирский—Минск-Северный, Минск-Пассажирский—Минск-Южный, Минск-Пассажирский—Минск-Сортировочный |
Архитекторы | Виктор Крамаренко, Михаил Виноградов |
Выход к | Привокзальной площади, Бобруйской и Вокзальной улицам |
Расположение | Минск, Привокзальная площадь, 5 |
Пересадка на станции |
Площадь Ленина Вокзальная |
Пересадка на | Шаблон:Ммтр |
Расстояние до Барановичей | 143 км |
Расстояние до Гудогая | 149 км |
Расстояние до Орши | 212 км |
Расстояние до Осиповичей | 107 км |
Код станции | 140210 |
Код в АСУЖТ | 140210 |
Код в «Экспресс-3» | 2100000 |
Минск-Пассажи́рский[1] (белор. Мінск-Пасажырскі) — пассажирская железнодорожная станция Минского отделения Белорусской железной дороги, расположенная между станциями Минск-Северный и Минск-Южный. Является главным железнодорожным терминалом Минска и располагается на Привокзальной площади в центральной части города.
Находится в 750 километрах от Москвы, в 212 километрах от Орши, в 345 километрах от Бреста, в 612 километрах от Киева, в 562 километрах от Варшавы.
История
Первое здание Виленского железнодорожного вокзала было деревянным, и построено в 1872 году. Станция открылась в январе 1873 года[2] в составе участка Ново-Вилейск — Минск Либаво-Роменской железной дороги.
Основные сооружения вокзала, который имел название Виленский, были сооружены в 1873 году[3] связи с введением в постоянную эксплуатацию Либаво-Роменской железной дороги. На площади, прилагающей к перрону были сооружены деревянные павильоны. В одном из них располагался собственно вокзал, в других — контора станции, поликлиника, ремесленное училище и другие.
В 1890—1893 годах вместо деревянного здания было возведено каменное, а над путями построен переходный мост со спусками к платформам. Мост просуществовавший до 1964 года, был заменён на подземный переход с выходами на перроны. В 1890 году к вокзалу была проведена линия конки, следующей до Соборной площади. В 1898 году вокзал был расширен по проекту инженера Щербакова.
В ходе боевых действий Первой мировой и советско-польской войн в 1919—1920 годах здание сильно пострадало во время польской оккупации Минска. В ходе реконструкции 1920—1925 годов над частью здания был надстроен второй этаж, где разместились администрация и помещения для отдыха. 20 июля 1928 года участок Минск—Радошковичи передан в распоряжение Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
Во второй половине 1930-х годов началась существенная реконструкция и расширение здания вокзала. Сохранив фундамент и несущие стены, был построен второй этаж, полностью изменён фасад. Проект был разработан архитектором И. Рочаником. Обновлённое здание вокзала было открыто в 1940 году.
С началом Великой Отечественной войны основное здание вокзала уцелело, о чём свидетельствуют любительские фото сделанные немецко-фашистскими захватчиками[4] и использовалось ими по прямому назначению, однако, было существенно повреждено во время освобождения Минска от гитлеровской оккупации летом 1944 года и вокзал пришлось восстанавливать[5]. Реконструкция закончилось в 1946 году, здание просуществовало до сентября 1991-го, когда оно было демонтировано. От сталинского вокзального комплекса осталось лишь здание пригородного вокзала построенное в 1955 году, переоборудованное ныне для размещения международных касс.
14 апреля 1961 года Министерство путей сообщения СССР утвердило технико-экономическое обоснование электрификации участка Минск—Олехновичи, по которому 7 декабря 1963 года был пущен первый в Белоруссии электропоезд. 31 декабря 1970 года завершена электрификация участка Минск—Пуховичи. С первого пути станции Минск-Пассажирский был отправлен первый пробный электропоезд.
Решение о строительстве нового вокзала было принято в 1972 году[6]. Первый конкурс на проектирование нового железнодорожного вокзала Минска был проведён ещё в 1974 году. Затем в начале 1980-х московскими проектировщиками института «Мосгипротранс» был подготовлен проект нового здания железнодорожного вокзала в Минске, который и был утверждён. Строительство его первой очереди началось в 1985 году и к 1990 году были введены в строй зал ожидания и 13-этажное высотное здание.
29 декабря 1975 года завершена электрификация участка Минск—Столбцы с открытием движения пригородных электропоездов. 18 декабря 1981 года завершена электрификация участка Орша—Борисов. Начато движение всех пассажирских поездов на электрической тяге от Минска до Москвы[7].
В начале 1990-х, в связи с распадом СССР, финансирование строительства вокзала закончилось и строительство основного здания растянулось почти на 10 лет. Только в конце 1990-х возведение минского нового терминала возобновилось, но уже по пересмотренному белорусскому проекту.
30 декабря 2000 года было открыто новое здание железнодорожного вокзала (архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов), способное принять более 7 тысяч пассажиров. Площадь минского вокзала составляет 20830 метров. В новом здании оборудованы два зала ожидания на третьем этаже. В залах размещены информационные табло[6].
Распределительный зал и сеть подземных переходов связывают вокзал с посадочными платформами, Привокзальной площадью, Центральным автовокзалом, станцией метро «Площадь Ленина».
На уровне четвёртого этажа здание нового вокзала соединено галереей с гостиницей «Экспресс» (Привокзальная площадь, 4)[8].
Пути и пассажирские платформы
Станция имеет 10 пассажирских платформ (3 боковые и 7 островных) и 16 путей, из которых 4 — тупиковые. Отсчёт номеров платформ и путей ведётся с севера на юг. Ширина пассажирских платформ составляет не менее 2-х метров.
Пассажирское движение
Поезда дальнего следования
Пассажирский терминал станции Минск-Пассажирский обслуживает поезда дальнего следования, в страны Европы: в Австрию, Германию, Италию, Казахстан, Латвию, Литву, Молдову, Монако, Польшу, Россию, Украину, Францию и Чехию[a][9]. Поезда межрегиональных линий отправляются от станции и следуют до областных центров Белоруссии (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилёв).
Пригородные поезда
Электропоезда региональных линий (пригородные электрички) Барановичского направления следуют до станций Столбцы и Барановичи-Полесские, поезда Оршанского направления следуют до станций Борисов, Крупки, Красное Знамя и Орша-Центральная, Осиповичского направления — до станций Руденск, Пуховичи и Осиповичи, движение поездов Молодечненского направления организовано до станций Молодечно и Гудогай.
Со станции Минск-Пассажирский отправляются все поезда городских линий: на ст. Беларусь, Смолевичи и Руденск.
Общественный транспорт
На привокзальной площади имеются входы на станцию метро Площадь Ленина, на Вокзальной улице, расположенной к югу от вокзала имеется вход в вестибюль станции Вокзальная Зеленолужской линии.
От остановочных пунктов городского наземного транспорта, расположенных в шаговой доступности от вокзала (ДС «Дружная», Вокзал, Бобруйская, Ленинградская и др.) отправляются маршруты автобуса, троллейбуса и трамвая в направлении Масюковщины и центра, Чижовки, Лошицы, Серебрянки, Ангарской, Сухарево, Каменной Горки, Курасовщины, Степянки, Малиновки и Зелёного Луга.
Рядом с вокзалом и привокзальной гостиницей «Экспресс» на Бобруйской улице располагается автовокзал «Центральный», с ежедневными отправлениями пригородных, междугородних и международных маршрутов, а также автобусом-трансфером до национального аэропорта «Минск».
Галерея
-
«Ворота города»
-
Вид на Привокзальную площадь
-
Железнодорожный вокзал
-
Перроны вокзала
-
Центральный зал
-
Зал ожидания
Примечания
- Комментарии
- ↑ Большинство поездов, следующих в указанные государства (за исключением России) были отменены связи с ограничениями введёнными из-за пандемии COVID-19.
- Источники
- ↑ Минск-Пассажирский (№ 536) // Государственный каталог наименований географических объектов Республики Беларусь . maps.by. Государственный центр картографо-геодезических материалов и данных Республики Беларусь. Архивировано 6 апреля 2019 года.
- ↑ Национальная академия наук Беларуси, Белорусская энциклопедия им. П.Бровки, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Гарады і вёскі Беларусі, т.8, кн.1. — Мн.: Издательство Белорусской энциклопедии им. П.Бровки, 2011. (белор.)
- ↑ Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2014. Архивировано 13 ноября 2013 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 25 мая 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 6,0 6,1 Блищ Д. Корабль света в темной ночи // 7 дней. — 2003. — 15 ноября (№ 46). — С. 11.
- ↑ История электрификации железных дорог (1972—1975) Архивировано 11 мая 2021.
- ↑ Воложинский В. Г. Минск. Старый и новый. — Харвест, 2010. — С. 214. — 273 с. — ISBN 978-985-16-0091-1.
- ↑ БЖД проинформировала об отмене поездов в 7 стран. Деньги за билеты вернут, news.21.by (17 марта 2020)