Минск-Северный (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Минск-Северный»)
Станция
Минск-Северный
Мінск-Паўночны
МинскМолодечно
Городская линия Минск — Заславль
Белорусская железная дорога
Вид сверху на пассажирские платформыВид сверху на пассажирские платформы
53°54′07″ с. ш. 27°31′42″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Минское
Дата открытия 1947
Количество платформ 2
Количество путей 11
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Длина платформ, м 220
Выход к Кальварийской, Домашевской улицам
Расположение Минск, Домашевский переулок, 4
Пересадка на станции  Молодёжная
Пересадка на  40, 78, 163
 4, 7, 9, 13, 44
Расстояние до Минска 2 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Молодечно 75 км Яндекс.Расписания
Код станции 140102
Код в «Экспресс-3» 2100450

Минск-Се́верный[1] (белор. Мінск-Паўночны) — железнодорожная станция Минского отделения Белорусской железной дороги на линии Минск-ПассажирскийМолодечно, соединённая железнодорожными путями со станциями Минск-Сортировочный и Минск-Пассажирский. Расположена в городе Минске, на пересечении Кальварийской и Домашевской улиц.

История

Вид на станцию сверху.
Перейти к шаблону «Минск — Гудогай» 
Минск — Гудогай
В Осиповичи
В Оршу
0
Минск-Пассажирский
Центральный автовокзал (Минск)
ул. Московская
ул. Мясникова
 На Столбцы 
пр-т Дзержинского
2
Минск-Северный
Кальварийская ул.
пр-т Машерова
3
Радиаторный
пр-т Пушкина
7
Масюковщина
9
Лебяжий
М9МКАД
Минск
Минская область
11
Ждановичи
14
Минское Море
16
Ратомка
ул. Минская, Ратомка
 На Столбцы 
Помыслище
Дегтяревка
Ратомка
19
Крыжовка
д. Крыжовка
23
Зелёное
р. Черница
трасса на Минск
ул. Советская, Заславль
26
Беларусь
28
Хмелевка
Главный канал
32
Анусино
34
Радошковичи
Главный канал
Минский район
Молодечненский район
37
Вязынка
40
Пралески
41
Дубравы
44
Романы
р. Уша
47
Олехновичи
р. Уша
52
Бояры
55
Лоси
60
Уша
р. Писарёвка
64
Мясота
67
Татарщизна
69
Криница
71
Селивоновка
трасса на Минск
73
Фестивальный
ул. Городоцкая
ул. Виленская
 В Крулевщизну, Полоцк 
77
Молодечно
 В Лиду 
Насилово
Асаново
Мороськи
Р106 Молодечно — Сморгонь
Пруды
Засковичи
Минская область
Гродненская область
д. Залесье
Залесье
р. Драй
р. Бяла
Р106 обход г. Сморгонь
Белосельский
Молодёжный
р. Оксна
ул. Гагарина, Сморгонь
Сморгонь
ул. Привокзальная, Сморгонь
р. Гервятка
Р106 обход г. Сморгонь
САЗ
Гаути
Р63
д. Солы
Солы
р. Ошмянка
д. Солы
Сморгонский район
Ошмянский район
Ошмяны
Белорусская АЭС
Скрестины
Ошмянский район
Островецкий район
Каменка
п. Гудогай
Гудогай
р. Лоша
 Белоруссия, Гродненская область, БЧ
 Литва, Вильнюсский уезд, LG
 В Вильнюс 
Минск — Заславль
Перейти к шаблону «Минская городская электричка, линия 1» 
на Оршу, Осиповичи
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Минск-Пассажирский Площадь ЛенинаВокзальнаяАвтовокзал Центральный
на Барановичи
ТЧ-9 «Минск-Северный»
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Минск-Северный Молодёжная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Масюковщина
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Лебяжий
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ждановичи
р. Дививелка
Минское Море
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ратомка
р. Ратомка
Крыжовка
безым. ручей
Зелёное
р. Черница
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Беларусь
на Молодечно

Строительство станции началось после окончания Великой Отечественной войны, открытие и введение в эксплуатацию состоялось в 1947 году[2]. До начала строительства станции на её территории существовал разъезд «499 км»[3], который был открыт 14 января 1873 года вместе с пусковым участком ВильняМинск Либаво-Роменской железной дороги[4].

Изначально, станция строилась и функционировала как грузовая, для обслуживания пассажиров пригородных поездов в начале 1960-х годов на северной окраине станции был открыт остановочный пункт Радиаторный[5][6]. В 1963 году железнодорожная станция была электрифицирована переменным током (~25 кВ) в составе участка Минск — Олехновичи[7], который стал первым электрифицированным участком Белорусской железной дороги[8].

В 2009 году Белорусская железная дорога совместно с Минским городским и областным исполнительными комитетами разработала и утвердила совместный план действий по организации в Минске внутригородских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Согласно этому плану в 2010—2011 годах проводилась реконструкция станции, в ходе которой станция стала в том числе и пассажирской, был организован пересадочный узел с городскими видами пассажирского транспорта[9]. С 5 ноября 2011 года станция открыта для пассажиров, одновременно с этим прекратил свою деятельность остановочный пункт Радиаторный. На новой станции были возведены две платформы для остановки пригородных поездов и поездов городских линий. Выход на платформы осуществляется через подземный переход, связующий в единый комплекс «Минск-Северный» со станцией метро «Молодёжная». В 2013 году было завершено строительство третьего железнодорожного электрифицированного пути до станции Ждановичи[10].

Инфраструктура

Путевое хозяйство

Минск-Северный является крупной грузовой станцией множеством путей и железнодорожных ответвлений. Самое продолжительное ответвление имеет длину в 4 километрах и ведёт к обширной промзоне между проспектом Жукова — улицей Гурского и улицей Пономаренко — 2-м Прилукским переулком. В этой промзоне расположены подъездные пути к Минский домостроительному комбинату, Минскому заводу строительных материалов, заводу КПД №1 ОАО «МАПИД» и другим. Другие множественные ответвления расположены в северной части станции и обслуживают Опытный завод металлоконструкций, Минский завод отопительного оборудования, Минскому заводу холодильников «Атлант», ОАО «Минбакалеяторг», УП «Механизированная уборка города», РУП «Минскэнерго», Минский лакокрасочный завод и другие[11].

При станции действует с 1964 года одноимённое моторвагонное депо (ТЧ-9).

Грузовые операции

На станции осуществляются приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках (§ 1) и на подъездных путях и местах необщего пользования (§ 3). Для обслуживания грузов имеется погрузочно-выгрузочный путь № 16 с площадкой с возможностью подъезда автотранспорта, полезной длиной 155 метров[12].

Обслуживание пассажиров

Для обслуживания пассажиров на станции имеются две островные платформы прямой формы, длиной по 220 метров каждая. Над платформами, для защиты пассажиров от осадков имеются широкие навесы. Сообщение между платформами и выход в город осуществляется посредством подземного пешеходного перехода, оборудованном подъёмником, для людей с ограниченными возможностями. Билетные кассы № 1 (работает круглосуточно) и № 2 (работает с 6 до 19 часов) расположены в подземном переходе[13].

Пассажирское сообщение

На платформах станции останавливаются электропоезда региональных линий эконом-класса (они же пригородные электрички), следующие до станций Молодечно (9 пар электропоездов в сутки) и Гудогай (6 пар в сутки); а также электропоезда городских линий, которые следуют до станции Беларусь, расположенной в Заславле (всего 18 пар электропоездов в сутки). Время в пути до Гудогая составляет 3 часа 5 минут, до Молодечно — 1 час 40 минут, до станции Минск-Пассажирский — 5 минут.

Посредством подземного перехода осуществляется пересадка на станцию метро  Молодёжная. На выходах со станции расположена автобусная остановка «ст.м. Молодёжная», с которой отправляются городские автобусы 163 маршрута, следующие от улицы Воронянского в микрорайон Сухарево. Восточнее от станции расположена остановка общественного транспорта «Кальварийская» от которой отправляются 40 автобус по маршруту улица Ландера — Кунцевщина и 78 (Бобруйская улицаКаменная Горка); троллейбусы 4, 7, 9, 13 и 44 маршрутов, следующие в микрорайоны Кунцевщина, Сухарево, Запад, к железнодорожному вокзалу, улицам Городской Вал и Бобруйской.

Примечания

  1. Минск-Северный (№ 537) // Государственный каталог наименований географических объектов Республики Беларусь. maps.by. Государственный центр картографо-геодезических материалов и данных Республики Беларусь. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  2. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
  3. Подробная карта РККА Минска и окрестностей (1934—1939)
  4. РГИА. Ф. 446. Оп. 27. Д. 1.
  5. Татьяна Божко, Железнодорожную станцию Радиаторный перенесли на новое место, websmi.by, «Веб-журналист» (30 ноября 2011)
  6. Денис Блищ, Поиски следов платформы “Радиаторный” в промзоне завода отопительного оборудования, blisch.by (6 января 2020)
  7. История электрификации железных дорог (1961—1963) Архивировано 11 мая 2021.
  8. До нашей ЭРки. Как в Минске появилась первая электричка, minsknews.by, «Минск-Новости» (7 декабря 2018)
  9. Организация движения электропоездов городских линий в Минске, rw.by, Белорусская железная дорога (2 ноября 2012)
  10. До Ждановичей и обратно, news.21.by, Новостной портал 21.by (22 октября 2009)
  11. Минск-Северный 140102, cargorwminsk.by, Информационно-справочный центр по грузовым перевозкам Минского отделения Белорусской железной дороги
  12. Минск-Северный, minsk.rw.by, Минское отделение Белорусской железной дороги
  13. Режим работы билетных касс, minsk.rw.by, Минское отделение Белорусской железной дороги

Литература

  • Об открытии 14 января движения на Ландварово-Роменской ж. д. от ст. Вилейка до г. Минска: доклад № 6, 18 января 1873 г. // РГИА. Ф. 446. Оп. 27. Д. 1.

Ссылки