Масюковщина (платформа)
Остановочный пункт | |
Масюковщина Масюкоўшчына | |
---|---|
Минск — Молодечно Городская линия Минск — Заславль | |
Белорусская железная дорога | |
53°55′48″ с. ш. 27°28′33″ в. д.HGЯO | |
Отделение ж. д. | Минское |
Дата открытия | 1951 |
Прежние названия | пост 757 км |
Количество платформ | 2 |
Количество путей | 3 |
Тип платформ | боковая, островная |
Форма платформ | прямые |
Длина платформ, м | 235 |
Перегон | Минск-Северный — Ждановичи |
Выход к | улицам Михася Лынькова, Тимирязева, Нарочанской |
Расположение | мк-рн Масюковщина, Минск |
Пересадка на | 1, 11, 28, 60, 69, 73, 126, 130, 133, 151с, 185с, 190э, 10 |
Расстояние до Минска | 7 км |
Расстояние до Молодечно | 70 км |
Код станции | 143666 |
Код в АСУЖТ | 143666 |
Код в «Экспресс-3» | 2100761 |
Масюко́вщина[1] (белор. Масюкоўшчына) — железнодорожный остановочный пункт Минского отделения Белорусской железной дороги на линии Минск-Пассажирский — Молодечно, расположенный в Минске, между станцией Минск-Северный (до 2011 года — остановочным пунктом Радиаторный) и остановочным пунктом Лебяжий на перегоне Минск-Северный — Ждановичи.
История
Остановочный пункт пригородных поездов был открыт в 1951 году[2] на железнодорожной линии, которая была открыта 14 января 1873 года как пусковой участок Вильня — Минск Либаво-Роменской железной дороги[3].
В 1963 году остановочный пункт был электрифицирован переменным током (~25 кВ) в составе участка Минск — Олехновичи[4], который стал первым электрифицированным участком Белорусской железной дороги[5].
В 2009 году Белорусская железная дорога совместно с Минским городским и областным исполнительными комитетами разработала и утвердила совместный план действий по организации в Минске внутригородских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Согласно этому плану в 2010—2011 годах проводилась реконструкция остановочного пункта, в ходе которой был организован пересадочный узел с наземными видами пассажирского транспорта, возведены новые пассажирские платформы, установлены навесы, построен подземный пешеходный переход[6].
В 2013 году было завершено строительство третьего железнодорожного электрифицированного пути до станции Ждановичи[7].
Устройство
Остановочный пункт состоит из двух прямых пассажирских платформ, длиною по 235 метров. Платформа в направлении центра города является островной, платформа в направлении Молодечно — береговая, на обоих платформах установлены защитные навесы. Пересечение железнодорожных путей на остановочном пункте осуществляется по подземному пешеходному переходу, там же находятся входы-выходы на платформы. Имеются несколько билетных касс (работают круглосуточно[8]), которые расположены на южном выходе со станции, на улице Михася Лынькова.
Пассажирское сообщение
На платформах остановочного пункта останавливаются электропоезда региональных линий эконом-класса (они же пригородные электрички), следующие до станций Молодечно (9 пар электропоездов в сутки) и Гудогай (6 пар в сутки); а также электропоезда городских линий, которые следуют до станции Беларусь, расположенной в Заславле (всего 18 пар электропоездов в сутки). Время в пути до Гудогая составляет 2 часа 59 минут, до Молодечно — 1 час 35 минут, до станции Минск-Пассажирский — 10 минут.
На выходах со станции расположены остановки городского общественного транспорта (автобус, троллейбус) от которых отправляются маршруты в направлении центра города (железнодорожный вокзал), в микрорайоны Масюковщина, Серебрянка, Раковское Шоссе, Юго-Запад; к улицам Одоевского, Серова.
Достопримечательности
Возле выхода со станции, на улице Тимирязева расположен памятник советским военнопленным на месте бывшего Масюковщинского лагеря смерти. Лагерь «Штатлаг № 352», он же Лесной лагерь был создан в июле 1941 года немецко-фашистскими захватчиками для массового физического уничтожения советских военнопленных и имел несколько филиалов. Был огорожен несколькими рядами заборов из колючей проволки, высотой 2—5 метра с охранными вышками. Пленные располагались в летних бараках и полуразрушенных зданиях; на сутки одного человека приходилось 100—200 грамм эрзацхлеба и ⅓ литра баланды. В концлагере была установлена жёсткая система казней и массовых убийств. После выхода Италии из гитлеровской коалиции, сюда свозили пленных итальянских солдат. За время существования концлагеря до 3 июля 1944 года, здесь были убиты более 80 тысяч советских граждан[9][10]
В 1949 году на месте бывшего концлагеря был установлен памятник-монумент: стена-посвящение и ротонда, в которой хранится книга с именами части убитых (более 9 тысяч человек)[11].
Примечания
- ↑ Масюковщина (№ 515) // Государственный каталог наименований географических объектов Республики Беларусь . maps.by. Государственный центр картографо-геодезических материалов и данных Республики Беларусь. Архивировано 6 апреля 2019 года.
- ↑ Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
- ↑ РГИА. Ф. 446. Оп. 27. Д. 1.
- ↑ История электрификации железных дорог (1961—1963) Архивировано 11 мая 2021.
- ↑ До нашей ЭРки. Как в Минске появилась первая электричка, minsknews.by, «Минск-Новости» (7 декабря 2018)
- ↑ Организация движения электропоездов городских линий в Минске, rw.by, Белорусская железная дорога (2 ноября 2012)
- ↑ До Ждановичей и обратно, news.21.by, Новостной портал 21.by (22 октября 2009)
- ↑ Режим работы билетных касс, minsk.rw.by, Минское отделение Белорусской железной дороги
- ↑ Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941—1944. — Мн.: [2-е изд.], 1969.
- ↑ Нацистская политика геноцида и «выжженной земли» в Белоруссии. 1941—1944. — Мн., 1984.
- ↑ Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі (белор.) / С.В. Марцэлеў і інш.. — Мн.: Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1987. — P. 209.
Литература
- Об открытии 14 января движения на Ландварово-Роменской ж. д. от ст. Вилейка до г. Минска: доклад № 6, 18 января 1873 г. // РГИА. Ф. 446. Оп. 27. Д. 1.