Гродно (станция)
Станция | |
Гродно Гродна | |
---|---|
Белорусская железная дорога | |
| |
53°41′11″ с. ш. 23°50′55″ в. д.HGЯO | |
Отделение ж. д. | Барановичское |
Дата открытия | 1862[1] |
Тип | пассажирские, грузовые певозки; пограничная станция |
Количество платформ | 3 |
Количество путей | 6 |
Тип платформ | 1 береговая, 2 островные |
Длина платформ, м | 530, 450, 330 |
Ширина платформ, м | 5 |
Код станции | 135208 |
Код в «Экспресс-3» | 2100070 |
Гродно (белор. Гродна) — частично электрифицированная железнодорожная станция в городе Гродно (Белоруссия) в Барановичском отделении Белорусской железной дороги. Административно объединена со станциями Аульс, Лососно, Брузги, Поречье. Ежесуточно обслуживает до 10 тысяч человек[2]. При вокзале станции действуют таможенная и пограничная зоны.
В здании вокзала имеются залы ожидания, сопутствующие сервисы и административный блок.
На вокзале есть пассажирские пути как на русской колее (1524 мм), так и на европейской колее (1435 мм); последние используются польскими электропоездами. Электрифицировано на постоянном токе только направление на Польшу (Белосток), направления на Поречье и Мосты неэлектрифицированные[3].
Вокзал расположен на улице Будённого.
История

Станция Гродно открыта 15 декабря 1862 года на участке Гродно—Поречье бывшей Петербурго-Варшавской железной дороги (позднее — Полесских железных дорог), первой железной дороги на территории современной Белоруссии. С 1907 года — узловая.
До 1946 года станция была в составе упразднённой Белостокской железной дороги, до 1951 года — в составе ликвидированного Гродненского отделения упразднённой Брест-Литовской железной дороги[4].
Современное здание вокзала было построено в 1986 году (старое при этом было снесено). К 2013 году произведено обновление вокзального здания, масштабная реконструкция всего вокзально-станционного комплекса завершается в 2015 году[5].
Восстание
2 (14) марта 1863 года группа из 42 повстанцам под командованием капитана повстанческих войск Леона Кульчицкого атаковала Гродненский железнодорожный вокзал. Их целью был захват паровоза, с помощью которого они планировали пробиться в Поречье до лагеря отряда Людвига Нарбута. Однако роту регулярных войск, которая охраняла вокзал, удалось во время несколькочасового боя отразить нападение мятежников и пресечь их попытку захватить транспорт. В результате из 42 бойцов лишь 5 человек (включая Кульчицкого) избежали пленения либо смерти в бою и смогли присоединиться к отряду Нарбута.
В 1995 г. на здании железнодорожного вокзала была установлена памятная доска в честь повстанцев.
Сообщение по станции
Через станцию ежедневно проходит до 30 пар поездов, в том числе международного сообщения — 7, внутриреспубликанского — 4 и пригородного — 19[6].
Вокзал отправляет и принимает поезда, следующие по направлениям на Минск-Пассажирский, Витебск, Могилёв I, Гомель, Санкт-Петербург-Витебский, (поезда дальнего следования), Брест, Адлер, Москву (беспересадочные вагоны), Лиду, Барановичи-Центральные, Брузги, Узбережь, Учитель, Поречье (пригородные дизель-поезда).
Поезда дальнего следования по станции:
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|
Пригородные поезда

Со стороны Польши на станцию приходит один четырёхниточный путь. На вокзале несколько четырёхниточных путей. Электропоезда PKP прибывают на первый путь у здания, дальше этот путь сразу же заканчивается в тупике. Эта платформа может закрываться воротами. После прекращения прямого железнодорожного сообщения с Польшей этот четырёхниточный путь стал использоваться для энергоиспытаний электропоездов ЭП2Д приписки ЦППК в рамках приёмо-сдаточных мероприятий для поездов, прошедших КР-1 в Барановичах.
Два дальних пути — тоже четырёхниточные, на них может прибыть электровоз с вагонами. Дальше путь стандартной колеи уходит в грузовой парк. Там есть веерное депо с поворотным кругом совмещённой колеи, в депо имеется несколько тепловозов ЧМЭ3 и М62 стандартной колеи с винтовой стяжкой.
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
- ↑ Как следят за безопасностью на Гродненском ж/д вокзале . Гродненский облисполком. Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано 21 июня 2012 года.
- ↑ Карта железных дорог СНГ и Прибалтики (недоступная ссылка). parovoz.com. Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано 4 января 2013 года.
- ↑ История Барановичского отделения БЖД . Дата обращения: 25 декабря 2013. Архивировано 26 декабря 2013 года.
- ↑ Фоторепортаж: на железнодорожном вокзале Гродно после реконструкции открылся зал ожидания . Дата обращения: 25 декабря 2013. Архивировано 27 декабря 2013 года.
- ↑ Транспорт . Гродненский городской исполнительный комитет. Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано 21 июня 2012 года.
- ↑ БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И АО «ПКП ИНТЕРСИТИ» СОГЛАСОВАЛИ КУРСИРОВАНИЕ С 4 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ПОЕЗДА ПО МАРШРУТУ КРАКОВ—ВАРШАВА—ГРОДНО . Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано 17 марта 2018 года.
Ссылки
- Официальная страница вокзала
- Станция Гродно на Фотолиниях БЧ
- Сайт Барановичское отделения Белорусской Железной Дороги
- РГИА, ф. 1287, оп. 6, д. 1563, л. 7. «Прошение жителей г. Гродно об устройстве в городе станции Петербургско-Варшавской ж. д.» 1860 г.