Перейти к содержанию

Зеленолужская линия

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зеленолужская линия
белор. Зеленалужская лініяЗеленолужская линияМинский метрополитен
Открытие первого участка 7 ноября 2020
Длина, км 3,5
Количество станций 4
Время поездки, мин. 9
Макс. число вагонов в составе поезда 5
Число вагонов в составе поезда 4
Среднесуточный пассажиропоток 153,7 тыс. чел./сутки
Самая напряжённая станция «Вокзальная», «Ковальская Слобода»
Электродепо ТЧ-2 «Могилёвское»
(в будущем — ТЧ-3 «Слуцкое»)
Зеленолужская линия
Перейти к шаблону «Зеленолужская линия» 
оборотные тупики
Зелёный Луг
Улица Кольцова
Улица Мележа
оборотный тупик
Площадь Бангалор
Улица Максима Богдановича
Веры Хоружей
Проспект Победителей
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Юбилейная площадь
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Площадь Франтишка Богушевича
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Вокзальная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ковальская Слобода
оборотный тупик
Аэродромная
Неморшанский сад
Слуцкий Гостинец
оборотные тупики

Зеленолу́жская ли́ния (белор. Зеленалужская лінія) — третья линия Минского метрополитена. Открытие первых четырёх станций («Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь») состоялось 7 ноября 2020 года[1][2].

Пассажиропоток

По загруженности лидирующими станциями линии является «Ковальская Слобода» (57,5 тыс. пассажиров в сутки) и «Вокзальная» (53,2 тыс. пассажиров в сутки)[3].

История

Название

Своё название «Зеленолужская» линия получила по бывшей деревне Зелёный Луг[4] (ныне — одноимённый микрорайон) в Советском и Первомайском районах, где должно будет завершено её строительство после 2030 года.

Проектирование

Согласно первоначальным планам 2011 года, 1-я очередь должна была состоять из семи станций: «Слуцкий Гостинец», «Неморшанский сад», «Аэродромная», «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь»[5], и построены они должны были быть к 2017 году[6]. В начале 2014 года было объявлено, что в 2017 году будут готовы только 4 станции: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь»[7]. Но уже в 2016 году стало ясно, что даже эти 4 станции откроют не ранее 2020 года[8].

Сообщалось, что станция «Ковальская Слобода» по проектам будет иметь мелкое заложение, а остальные — глубокое (до 20 м), из-за чего они станут самыми глубокими в Минском метрополитене[9].

Строительство

1-я очередь

Строительство третьей линии Минского метрополитена началось в феврале 2014 года. Линия оснащена поездами Stadler M110/M111. На всех станциях Зеленолужской линии установлены автоматические платформенные ворота. Переходные тоннели на первую и вторую линии оснащены траволаторами (горизонтальный аналог эскалатора) длиной от 24 до 100 м и скоростью движения 1 м/с[10]. Зеленолужская линия соединит северные и южные районы города с центром, пройдёт под рекой Свислочь. С пуском первого участка был создан так называемый транспортный треугольник, что позволило разгрузить действующий пересадочный узел «Купаловская» — «Октябрьская». С открытием нового участка метро появились дополнительные пересадочные узлы «Фрунзенская» — «Юбилейная площадь» и «Площадь Ленина» — «Вокзальная».

Зеленолужская линия будет иметь протяжённость 17,2 км и насчитывать 14 станций. В настоящее время линия состоит из 4 станций, имеет протяжённость в 3,5 км[11].

20 июля 2020 года состоялся пуск габаритной рамы, а 29 июля — технический запуск поезда, который прошёл успешно.

Зеленолужская линия приняла первых пассажиров 7 ноября 2020 года в 12:30[12].

2-я очередь

В 2018 году начаты работы по продлению линии в направлении станции «Слуцкий Гостинец»[13], протяжённость второго участка линии составляет 4122 м[14]. По состоянию на февраль 2020 года тоннель от станции «Аэродромная» до улицы Кижеватова (будущая станция «Неморшанский сад») составляет более 100 м. Всего же перегон между этими двумя станциями составит свыше 1700 м[15]. В составе второй очереди будет построено также электродепо «Слуцкое» для обслуживания линии.

Второй участок планируют открыть ориентировочно в январе 2024 года.

Перспективы

Проектируемый участок Зеленолужской линии будет состоять из четырёх станций («Проспект Победителей», «Проспект Машерова», «Веры Хоружей» и «Площадь Бангалор»), его длина составит 4,7 км.

Станции будут залегать на глубине 15—16 м, их ширина составит 14,2 м, а длина — 156 м[16].

Число станций после продления Зеленолужской линии достигнет 14-ти. Строительство всей линии планируется завершить к 2026—2028 году[13].

Станции

Название станции
Оригинальное название
Дата открытия Пересадки Глубина,
м
Тип конструкции Координаты Вид станции
Юбилейная площадь
белор. Юбілейная плошча
7 ноября 2020 Переход на станцию «Фрунзенская» Автозаводской линии −32[17][18] колонная трёхпролётная глубокого заложения 53°54′18″ с. ш. 27°32′26″ в. д.HGЯO
Площадь Франтишка Богушевича
белор. Плошча Францішка Багушэвіча
7 ноября 2020 −13,3 колонная трёхпролётная мелкого заложения 53°53′48″ с. ш. 27°32′18″ в. д.HGЯO
Вокзальная
белор. Вакзальная
7 ноября 2020 Переход на станцию «Площадь Ленина» Московской линии −3,8 колонная двухпролётная мелкого заложения 53°53′23″ с. ш. 27°32′49″ в. д.HGЯO
Ковальская Слобода
белор. Кавальская Слабада
7 ноября 2020 −10 колонная трёхпролётная мелкого заложения 53°52′27″ с. ш. 27°58′49″ в. д.HGЯO

Депо и подвижной состав

Зеленолужскую линию обслуживает электродепо «Могилёвское», открытое в сентябре 2003 года для обслуживания Автозаводской линии. В настоящее время, в ходе сооружения 2-й очереди линии строится электродепо «Слуцкое», которое будет располагаться за станцией «Слуцкий Гостинец».

На линии используются современные вагоны Stadler M110/M111 производства белорусско-швейцарского предприятия «Штадлер-Минск»[19][20] (Фаниполь). После открытия первой очереди на линии работают четырёхвагонные составы.

Примечания

  1. Инна Корсак. В Минске к 7 ноября откроют сразу несколько объектов городской инфраструктуры. Среди них и третья ветка метро. Комсомольская правда в Беларуси (2 ноября 2020). Дата обращения: 2 января 2020.
  2. Лукашенко про открытие 3-й линии метро: это показатель нашей социальной и политической устойчивости. БелТА (6 ноября 2020). Дата обращения: 6 ноября 2020. Архивировано 6 ноября 2020 года.
  3. Названы самые популярные станции минского метро.
  4. Микрорайон «Зелёный Луг». Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 18 сентября 2011 года.
  5. Новые схемы метро Минска установили под ноги пассажирам (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2012. Архивировано 16 сентября 2017 года.
  6. уhttps://news.tut.by/society/210424.html Архивная копия от 9 апреля 2019 на Wayback Machine
  7. Транспортный блог Saroavto: Минск: Строительство четвёртой линии метро начнется в июне. Дата обращения: 2 июня 2020. Архивировано 4 апреля 2022 года.
  8. В пять раз быстрее! Метростроители запустили французский проходческий щит. Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 11 мая 2021 года.
  9. Начало строительства третьей линии минского метро отодвинули на год. Дата обращения: 3 января 2013. Архивировано 6 января 2013 года.
  10. Метро в Минске: на третьей линии будет 14 станций, появятся движущийся тротуар и автоматические двери на перроне. Дата обращения: 3 января 2013. Архивировано 25 января 2013 года.
  11. Зеленолужская 3-я линия. Минский метрополитен. Дата обращения: 23 ноября 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  12. Как выглядят три новые станции минского метро — снимки со стадии «почти готово» (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 Метро строй! (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 16 апреля 2018 года.
  14. На «Аэродромной» отделка, «Алеся» в марте выйдет на поверхность. Что там на стройке метро?. Архивировано 27 января 2022 года. Дата обращения 27 января 2022.
  15. Отделочные работы на первых станциях. Как продвигается строительство третьей линии метро?. Blizko.by. Дата обращения: 22 февраля 2020. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  16. Раздобыли крутые рендеры новых станций метро. Их могут построить к 2029 году. Архивировано 23 октября 2021 года. Дата обращения 23 октября 2021.
  17. Эскалаторы, траволаторы, двери, глубина станций Минского метрополитена. Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 13 ноября 2020 года.
  18. Как выглядят три новые станции минского метро (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 ноября 2020. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  19. Фаниполь рулит! Все "секреты" первого метропоезда Stadler M110. ABW.BY (21 марта 2019). Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 28 июля 2020 года.
  20. Stadler M110. Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 28 июня 2020 года. и M111. (список подвижного состава и фотогалерея). TransPhoto. Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.

Ссылки