Калужский троллейбус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Калужский троллейбус
Описание
Страна  Россия
Расположение Калуга
Дата открытия 30 марта 1956 года
Оператор МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги
Стоимость проезда 25 ₽
Сайт Официальный сайт
Маршрутная сеть
Число маршрутов 11
Длина маршрутов 122 км
Подвижной состав
Число троллейбусов 102 + 3 учебных
Основные типы ПС ЗиУ-682
ВЗТМ-5284
БТЗ-5276-04
Тролза-5275.03 «Оптима»
ВМЗ-5298.01-50 «Авангард»
АКСМ-321
Число троллейбусных парков 1

Калу́жский тролле́йбус — троллейбусная система общественного транспорта в городе Калуге Калужской области.

Движение открыто 30 марта 1956 года[1]. По состоянию на 2022 год в Калуге эксплуатируются 11 троллейбусных маршрутов.

Маршруты

Постоянные
Конечные остановки
А | Б
Дата ввода Длина (км) Примечание
1
Вокзал - парк Циолковского 30.03.1956 10,4
2
Терепец - парк Циолковского 19 Продлен летом 2003 г. Первоначальный вариант: Поселковая ул. — пл. Ленина (до конца 1970-х) — Поселковая ул. — парк Циолковского.
3
внутр.
Кольцевой - пл. Мира — пл. Победы — КЗТА — пл. Старый Торг — пл. Мира 9,8 Кольцевой в обе стороны. В связи с открытием маршрута № 18 внешний кольцевой маршрут был пущен через парк им. Циолковского.
3
внеш.
Кольцевой - пл. Мира — парк Циолковского — пл. Старый Торг — пл. Победы — пл. Мира 10,9 Кольцевой в обе стороны. В связи с открытием маршрута № 18 внешний кольцевой маршрут был пущен через парк им. Циолковского.
5
Швейная фабрика - Северный 24,4 Первоначальный вариант: Швейная фабрика — Поселковая ул. В 2003—2004 гг. имел номер 5/11, с 1 сентября возвращён номер 5. 1 августа 2009 г. продлён до Северного.
6
Дубрава - Северный 28,7 Продлен 1 июля 2009 г. Первоначальный вариант: Поселковая ул. — Дубрава
8
ул. Кирова - Ольговская ул. 16,6 Первоначальный маршрут: Ольговская ул. — Московская пл. (до начала 1980-х), Ольговская ул. — Рынок. С 18 августа 2010 года делает поворот на ул. Кирова, далее на ул. Плеханова — ул. Труда.
9
ул. Кирова - Северный 22,9 Продлён 2 ноября 2006 г. Ранее следовал до к/ст Рынок. С 18 августа 2010 года делает поворот на ул. Кирова, далее на ул. Плеханова — ул. Труда.
10
ул. Кирова - ул. Гурьянова 01.11.1977 19,5 Первоначальный маршрут: ул. Гурьянова — Московская пл. (до начала 1980-х), ул. Гурьянова — Рынок. С 18 августа 2010 года делает поворот на ул. Кирова, далее на ул. Плеханова — ул. Труда.
12
Вокзал - Швейная фабрика 02.1980 7,6 Самый короткий троллейбусный маршрут в Калуге.
17
ул. Кирова - Терепец 31.12.1989 15,3 Ранее следовал до к/ст Рынок. С 18 августа 2010 года делает поворот на ул. Кирова, далее на ул. Плеханова — ул. Труда.
18
Дубрава - микрорайон Кошелев 22.11.2008 27 Самый длинный троллейбусный маршрут Калуги. Первоначальный маршрут: ул. Генерала Попова — пл. Победы. 9 ноября 2011 года продлён до Дубравы с закрытием маршрута № 4. 29 апреля 2018 года продлён до микрорайона Кошелев.

Примечание. Длина маршрута рассчитывается как полный оборот от точки А до точки А.

Закрытые
  • № 4. «Пл. Мира — Дубрава». Закрыт 9 ноября 2011 года, в связи с продлением маршрута № 18.
  • № 7. «Пл. Мира — КРЛЗ». Не курсирует, разворотное кольцо используется для заезда маршрутов № 6 и № 18 при движении от Дубравы (фактически являлся короткой версией маршрута № 4).
  • № 11. «Дом Быта — ТЦ „Торговый квартал“». Не курсирует с 2016 года, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрута № 5).
  • № 13. «Пл. Мира — КЗТА». Не курсирует с 2015 года, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрута № 3).
  • № 14. «Московская пл. — Ольговская ул.». Не курсирует, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрута № 8).
  • № 15. «Московская пл. — ул. Гурьянова». Не курсирует, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрута № 10).
  • № 16. «Поселковая ул. — 30-й микрорайон». Не курсирует, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрутов № 9 и № 11).
  • № 17а. «Поселковая ул. — Терепец». Не курсирует с 2004 года, но разворотное кольцо не разобрано (фактически являлся короткой версией маршрута № 17).

История развития маршрутной сети

Первая линия Калужского троллейбуса была торжественно открыта 30 марта 1956 года. Маршрут № 1 (Вокзал — ул. Ленина) связал железнодорожный вокзал города Калуги с его центром. По состоянию на начало 2000 года общая длина всех маршрутов Калужского троллейбуса составляла 60 километров[2]. Перейти к разделу «#Data_1»

Примерно до 1981 года конечные маршрутов 8 и 10 находились на Московской площади, в её восточной части (в настоящее время разворотное кольцо разобрано и превращено в тротуар с мини-сквером). После продления маршрутов до рынка на маршрутах наблюдалась сильная перегрузка, в троллейбусы было невозможно сесть. Возможно, в связи с этим вскоре были введены маршруты 14 и 15, фактически дублировавшие предыдущие версии 8 и 10, но разворотный круг был сделан в западной части площади, рядом с Дворцом Культуры турбинного завода. Маршрут № 16 «Телевизионная площадь-ул. Гурьянова» вводился году в 1986 на короткое время с непонятной целью, был вскоре отменен.

На время реконструкции улицы Кирова в 2004 (перед открытием линии на Северный) и 2008 (перед открытием линии на Правобережье) гг. вместо маршрутов 3 и 4, проходящих по ней, вводились укороченные маршруты 3к («Парк им. Циолковского — Пл. Старый Торг — Калужский завод телеграфной аппаратуры — Пл. Победы») и 4к («Пл. Победы — Посёлок Дубрава»). Изменялись также маршруты, пересекающие улицу Кирова, в частности в 2004 г. 2-й маршрут был продлён до Терепца и временно ходил по ул. Баррикад — ул. Ленина, 11-й объединялся с 5-м и носил номер 5/11, 7-й отменён вообще, а в 2008 г. во время реконструкции участка между улицами Московская и Ленина через центр ходил только 2-й.

После реконструкции оставшейся части улицы Кирова в 2009 году ожидалось изменение маршрутов 8, 9, 10, 17 — разворотное кольцо возле Городского рынка ликвидировалось бы, по улице Рылеева маршруты проходили бы только в одну сторону, разворот осуществлялся бы по улице Кирова, затем по улице Плеханова и Труда, где уже подготовлены новые столбы и контактная сеть. Однако этот проект был провален, поскольку не был согласован с ГИБДД. Кроме того, под большим вопросом стояла проблема разгрузки улицы Кирова, так как если бы это изменение состоялось, улица Кирова была бы сильно перегружена. В августе 2010 г. была введена новая схема движения, по которой улицы Рылеева и Плеханова стали односторонними. В связи с этим пуск маршрутов 8, 9 , 10, 17 по улице Плеханова состоялся 18 августа 2010 г.

С 27 марта по 26 октября 2019 года из-за реконструкции Грабцевского шоссе не курсировал 6-й маршрут[3].

Нумерация троллейбусов в Калуге с 1989 г. начиналась заново. До этого троллейбусы имели номера 1—444. С появлением новой нумерации вновь приобретаемые троллейбусы нумеровались с 010 и далее по порядку. Части старых машин были заменены кузова, частично собственного калужского производства, с сохранением бортовых номеров.

Помимо 16-го маршрута, в Калуге существовал подвозной маршрут 17А «Поселковая ул. — Микрорайон Терепец». Однако, неизвестно почему был дан именно такой номер с буквой. По логике этот маршрут должен был бы носить номер 18. Возможно, номер 18 был оставлен специально для перспективной линии на Правобережье, что впоследствии и случилось.

9-й маршрут первоначально тоже ходил до Телевизионной площади. Потом был продлён до рынка.

Существует ещё маршрут № 0 (или №Д), идущий, как правило, от любого места города до депо. Но он так обозначается лишь на электронном табло, и официально его никогда не существовало.

Троллейбусный парк Калуги периодически пополняется и обновляется: 27 марта 2013 г. в свой первый рейс на улицы Калуги вышли два новых троллейбуса ВМЗ-5298.01-50 «Авангард», произведённые на Вологодском механическом заводе[4]. 16 мая 2013 г. вновь презентовали новые троллейбусы. На линию запустили 14 машин АКСМ-321, произведённых на минском заводе «Белкоммунмаш». К концу лета 2013 г. число белорусских машин достигло 20-ти[4], а к концу года — 33. В апреле — мае 2021 года в Калугу прибыли 10 списанных и подаренных московских троллейбусов белорусского производства[5].

Примечания

Литература

Статьи и публикации

Ссылки

Внешние медиафайлы