Макеевский троллейбус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макеевский троллейбус
Описание
Страна  Россия
Расположение Макеевка
Дата открытия 13 ноября 1969 года
Оператор Макэлектротранс
Стоимость проезда 1,25 грн.
Маршрутная сеть
Число маршрутов 4
Длина сети 38,5 км
Подвижной состав
Число троллейбусов 24
Основные типы ПС ЗиУ-10
ЮМЗ-Т2
Число троллейбусных парков 1

Макеевский троллейбус система общественного транспорта в городе Макеевке на юго-западе России, был открыт 13 ноября 1969 года. По состоянию на 2010 год имеется 4 маршрута, 38,5 км сети, 23 машины. Принадлежит КП «Макэлектротранс».

Маршруты

  • 2 Центр— Вокзал
  • 3 Центр — Посёлок шахты имени Бажанова
  • 4 Центр — Магазин «Даки»
  • 5 Центр — ул. Горностаевская

История

История маршрутов макеевского троллейбуса
Маршруты троллейбуса г. Макеевка в 1970 году
Маршруты троллейбуса г. Макеевка в 1983 году
Маршруты троллейбуса г. Макеевка в 1992 году

Пробный рейс первого макеевского троллейбуса состоялся 5 ноября 1969 года, а 13 ноября 1969 года в 9:30 началась постоянная эксплуатация троллейбусной линии в пределах демонтированного до этого в 1967 году трамвайного Южного кольца — открыт маршрут № 1, сообщением «Трубзавод — Трубзавод» (или Центр — Центр), проходивший по улицам: Трубзавод — Карбидная улица (она же Минская) — Улица Панченко — Московская улица — Улица Свердлова — Трубзавод. Движение открывали 4 троллейбуса МТБ-82 б/у из Донецка (первые и последние, переданные из Донецка в Макеевку за всю историю ТТУ городов). Самым первым в рейс отправился троллейбус № 4, с экипажем в составе водителя Мухтара Галиевича Салимова и кондуктора с 19-летним стажем (бывшего трамвайного) Лидии Дмитриевны Соболь.

Согласно генплану, однако, первая линия должна была пойти на вокзал (как открытая 29 апреля 1970 года линия маршрута № 2), но закрытие трамвайного маршрута № 2 (Южное кольцо) внесло коррективы.

Если бы трамвайный маршрут № 2 не был закрыт (а закрыт он был по причине строительства нового путепровода на трассе Донецк — Макеевка, так как старый не мог уже пропустить через себя всё большее число автомобилей и автобусов), то, возможно, вся история развития макеевского троллейбуса пошла по-другому.

Вместе с открытием линии по ул. Ленина (маршрут № 2 «Автовокзал (Универмаг) — Железнодорожный вокзал» и № 3 «Автовокзал — Депо (Бажанова)») 29 апреля 1970 года было открыто также депо № 1 в посёлке шахты имени Бажанова.

В октябре 1970 года было построено кольцо у магазина «Даки» и пущен маршрут № 4 «Автовокзал — Магазин „Даки“».

5 сентября 1971 года пущен маршрут № 5 «Центр — Макеевка-Западная», а уже 16 апреля 1972 года продлён к Донецку «Центр — Кафе „Дубок“ (Горностаевская ул.)».

24 сентября 1971 года пущен маршрут № 6 «Центр — Шахта „Капитальная“» в Горняцкий район.

5 октября 1972 года продлён маршрут № 3 «Автовокзал — Посёлок шахты имени Бажанова» по улице Ярошенко.

12 ноября 1972 года конечная маршрутов № 2, 3, 4 Автовокзал перенесена к Детскому миру.

Маршруты по состоянию на 1972 год

  • 1 Трубзавод — Центр
  • 2 Детский мир — Вокзал
  • 3 Детский мир — Посёлок шахты имени Бажанова
  • 4 Детский мир — Магазин «Даки»
  • 5 Детский мир — Горностаевская ул.
  • 6 Детский мир — Шахта «Капитальная»

17 апреля 1973 года открыт маршрут № 7 «Детский мир — Посёлок Красная Звезда».

7 ноября 1973 года (по другим данным 1974 года) открыт маршрут № 8 «Трубзавод — Площ. Кирова» (Кировская сторона). Маршрут троллейбуса № 8 (Трубзавод — Блюминг) полностью дублировал участок трамваев № 1 и № 4. В связи с этим, а также в связи неоптимальной трассой троллейбуса по сравнению с трамваем, маршрут продержался всего около года, потом был «временно» закрыт. Возрождался и закрывался два или три раза (последний раз в 1985 году). Контактная сеть по маршруту висела до 1992 года.

31 декабря 1975 года маршрут № 7 продлён от посёлка Красная Звезда через Шахту № 4-13 до посёлка Объединённый («Детский мир — Объединённый»).

В марте 1978 года (по другим данным, 12 ноября 1977 года) маршрут № 6 продлён от шахты «Капитальная» до Стадиона «Холодная Балка» («Детский мир — Холодная Балка»).

В 1979 году маршрут № 1 перенесен: «Детский мир — 55-й квартал» (стал короткой версией маршрута № 6).

Маршруты по состоянию на 1980 год

  • 1 Детский мир — 55-й квартал
  • 2 Трубзавод — Вокзал
  • 3 Детский мир — Посёлок шахты имени Бажанова
  • 4 Детский мир — Магазин «Даки»
  • 5 Детский мир — Горностаевская улица
  • 6 Детский мир — Посёлок Холодная Балка
  • 7 Детский мир — Посёлок Объединённый
  • 8 Трубзавод — остановка «Блюминг»

5 июня 1981 года (по другим данным в 1979 году) маршрут № 6 продлён ещё от посёлка (стадиона) «Холодная Балка» до шахты «Холодная Балка».

В 1981 году (по другим данным в 1982 году) маршрут № 8 закрыт, вскоре та же участь постигла и маршрут № 1.

5 ноября 1983 года открыт маршрут № 9 «Посёлок Объединённый — Ханжёнково».

20 апреля 1985 года маршрут № 1 перенесен на «Детский мир — Молокозавод» (новая линия от посёлка Красная Звезда), в 1987 году (по другим данным, в 1988 году) продлён до троллейбусного депо № 2.

Маршруты по состоянию на 1990 год

  • 1 Детский мир — Молокозавод
  • 2 Трубзавод — Вокзал
  • 3 Детский мир — Посёлок шахты имени Бажанова
  • 4 Трубзавод — Магазин «Даки»
  • 5 Детский мир — Горностаевская ул.
  • 6 Детский мир — Шахта «Холодная Балка»
  • 7 Детский мир — Посёлок Объединённый
  • 9 Посёлок Объединённый — Ханжёнково

В 1987 году в связи с началом строительства объездной дороги между городами Донецк и Макеевка перенесено ближе разворотное кольцо на ул. Горностаевской — надежды на объединение соседних троллейбусных сетей двух городов (а их разделяло около 20-30 м дороги) так и не оправдались.

25 мая 1991 года открыт марщрут № 10 «Детский Мир — Посёлок Калининский», были планы по доведению этого маршрута до Щегловки.

19 января 1998 года было последнее расширение троллейбусной сети: на 2 остановки продлён маршрут № 10 «Детский Мир — Посёлок Калининский»

Маршруты по состоянию на 2000 год

  • 1 Детский мир — Молокозавод
  • 2 Трубзавод — Вокзал
  • Детский мир — Вокзал
  • 3 Детский мир — Бажанова
  • 4 Трубзавод — Даки
  • Детский мир — Даки
  • 5 Детский мир — Горностаевская ул.
  • 6 Трубзавод — Детский мир — Холодная Балка
  • 7 Детский мир — Объединённый
  • 9 Объединённый — Ханжёнково
  • 10 Детский мир — Калининский

Разрушение ТТУ

Официально, причиной закрытия большинства троллейбусных (кстати, и всех трамвайных) маршрутов Макеевки считается воровство контактной сети с целью сдачи металлолома. Хотя очень многие жители считают, что истинной причиной так называемого «металлоломного» воровства является целенаправленная политика руководства города по закрытию неприбыльного городского электротранспорта. Закрылись следующие маршруты троллейбуса:

  • 1 Детский мир — Молокозавод (2003 год)
  • 2 Трубзавод — Вокзал (2003 год)
  • 3 Детский мир — Бажанова (был закрыт в 2003—2008 годах, восстановлен)
  • 4 Трубзавод — Даки (2003 год)
  • 6 Трубзавод — Детский мир — Холодная Балка (19 апреля 2002 года)
  • 7 Детский мир — Объединённый (19 апреля 2002 года)
  • 9 Объединённый — Ханжёнково (2001 год, по другим данным, 5 декабря 2000 года)
  • 10 Детский мир — Калининский (2001 год)

На 2007 год было запланировано открытие маршрута № 8 (Детский мир — Кировская площадь), однако маршрут не был открыт и не производилось никаких работ.

23 июня 2008 года был возобновлен маршрут номер 3 «Детский Мир — пос. ш. Бажанова».

26 августа 2014 года движение троллейбусов было остановлено из-за боевых действий на неопределённый срок[1]. 4 сентября движение троллейбусов было восстановлено[2].

Подвижной состав

В настоящее время маршруты обслуживаются машинами типа:

  • ЗиУ-9 (17 работающих машин из 81 всех поступивших) с 1980 года
  • ЮМЗ-Т2 (7 машин из 13) с 1994 года

Ранее были также:

См. также

Примечания

  1. «Муниципальная газета»: В Макеевке из-за военных действий перестали ходить троллейбусы, горожане просыпаются под «будильники» Архивная копия от 3 сентября 2014 на Wayback Machine
  2. Макеевка: троллейбус вернулся (недоступная ссылка). Официальный сайт Правительства и Народного Совета ДНР. Дата обращения: 8 апреля 2015. Архивировано 15 апреля 2015 года.

Ссылки