Ил-96-400М

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ил-96-400М
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Россия КБ имени Ильюшина
Производитель Россия ВАСО
Первый полёт 1 ноября 2023 года
Статус в разработке
Годы производства с 2018
Единиц произведено 1
Базовая модель Ил-96

Ил-96-400М (Ил-496) — перспективный российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости. Спроектирован в КБ им. Ильюшина.

Опытный образец Ил-96-400М, изготовленный в филиале ПАО «Ил» — ВАСО, впервые поднялся в воздух 1 ноября 2023 года.

Разработка и проектирование

В январе 2017 года Россия выделила 1,5 млрд рублей на создание новой версии Ил-96. В 2017 году планировалось, что первый опытный образец будет собран в 2019 году[1], а с 2020 года намечалось начать серийное производство[2].

16 апреля 2021 года «Ведомости» сообщили со ссылкой на свои источники в ОАК, что авиалайнер Ил-96-400М не пойдёт в серийное производство, это связано с отсутствием заказов на самолёт от авиакомпаний, с простоем дальнемагистральных лайнеров по всему миру из-за пандемии, а также невозможности достичь конкурентоспособности с существующими A380 и Boeing 747 и тем более перспективными двухдвигательными дальнемагистральными самолётами[3].

Было решено два таких лайнера на ВАСО собрать, чтобы они поступили в парк специального лётного отряда «Россия», который занимается перевозкой первых лиц государства[4].

В октябре 2021 года первый Ил-96-400М находился в цехе окончательной сборки, шёл монтаж гидравлики, топливной и прочих систем[5][6].

В июне 2022 года Правительство России утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года (приоритетными самолётами для производства в стране должны были стать МС-21, SSJ New, Ил-114-300 и Ту-214, возобновление серийного производства Ил-96-400М не планировали[7].

Первый полёт

Первый полёт состоялся 1 ноября 2023 года. Опытный образец был собран в ВАСО — филиале ПАО «Ил».

Состав экипажа:

  • командир воздушного судна, шеф-пилот ПАО «Ил», заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Сухарь,
  • заслуженный лётчик-испытатель РФ Игорь Зинов, заслуженный штурман-испытатель РФ Сергей Горемыкин,
  • бортинженер-испытатель 1-го класса Павел Литвяков,
  • бортовой электрик-испытатель Дмитрий Семёнов.

Полёт проходил на высотах до 2000 м, скорости до 390 км/час и продолжался 26 минут[8].

Лётно-технические характеристики

Лётно-технические характеристики в сравнении с российскими аналогами:

Характеристика Ил-96-400М[9] Ил-96-300 Ил-96-400
Первый полёт 1 ноября 2023 28 сентября 1988 16 мая 1997
Начало эксплуатации 14 июля 1993 23 апреля 2009
Размах крыла 57,66 м 60,105 м
Длина 63,939 м 55,345 м 63,939 м
Высота в хвосте 15,717 м 17,55 м 15,717 м
Площадь крыла 350 м² 391,6 м²
Полезная нагрузка 40 000 кг 58 000 кг
Макс. взлётная масса 270 000 кг 250 000 кг 270 000 кг
Макс. пассажировместимость 370[8] 300 435
Экипаж 3 3
Крейсерская скорость 830—850 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Максимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 13 100 м 12 000 м 12 000 м
Дальность полёта (при макс. нагрузке) 10 000 км 9 000 км 9 000 км
Двигатели 4x ПС-90A-1
ПД-35 (проект)
ПС-90A 4x ПС-90A-1

См. также

Примечания

  1. Самолёт Ил-96-400М полетит в 2019 году. ATO.ru, 13.02.2017. Архивная копия от 11 августа 2019 на Wayback Machine
  2. ВАСО получит 1,32 млрд рублей на модернизацию производства Ил-96-400М. Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.
  3. Ил-96-400 не пойдет в серийное производство. Ведомости. Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 26 марта 2022 года.
  4. СМИ: разрабатываемый в Воронеже Ил-96-400М не пойдёт в серийное производство. Это связано с отсутствием заказов на самолёт. Вести-Воронеж, 16.04.2021. Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine
  5. «Каждая наша машина — спецзаказ» (беседа с и. о. управляющего директора ПАО «ВАСО» Александром Ярчевским). РИА Воронеж, 21.08.2020. Архивная копия от 28 сентября 2020 на Wayback Machine
  6. На воронежском заводе создадут «будущий флагман российской авиации». Вести Воронеж, 15.10.2021. Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine
  7. Воронежский Ил-96-400М не включили в программу развития авиатранспортной отрасли. Горком36, 28.06.2022.
  8. 8,0 8,1 Опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М, изготовленный в филиале ПАО «Ил» — ВАСО, впервые поднялся в воздух. ОАК, 01.11.2023.
  9. Презентация Ил-496. Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 9 ноября 2020 года.