SJ-100
В этой статье описывается запланированный, но ещё не выпущенный продукт. |
SJ-100 | |
---|---|
Тип | ближнемагистральный пассажирский самолёт |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Первый полёт | 29 августа 2023 года |
Начало эксплуатации | 2024 год (планируется) |
Статус | выполнен первый полет на SaM146, ожидает ПД-8 |
Годы производства | с 2024 года (планируется) |
Стоимость программы разработки | ≈ 120 млрд рублей[1] |
Базовая модель | Sukhoi Superjet 100 |
SJ-100 «Суперджет» — российский перспективный ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, новая версия Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих российскими.
Выкатка опытного самолёта под официальным обозначением RRJ-95NEW-100 и его сертификация должны пройти в течение 2023 года[2].
Начало серийного производства SSJ-New запланировано на 2024 год.
История
В 2018 году была анонсирована разработка новой версии SSJ-100 — пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100R. Изначально планировалось, что в этом самолёте доля российских комплектующих будет увеличена на 10—15 %. Но 6 января 2019 года издание РБК со ссылкой на заявления секретаря Ассоциации иранских авиалиний Максула Самани опубликовало информацию о том, что контракт на поставку иранским авиакомпаниям самолётов SSJ100 оказался под угрозой срыва из-за того, что министерство финансов США не выдало необходимого разрешения, поскольку количество комплектующих американского производства в текущей версии самолёта превышает 10 %[3]. В связи с этим в апреле 2019 года было принято решение о максимальном импортозамещении компонентов и систем в Сухом Суперджете (замена 97 % иностранных комплектующих российскими аналогами[4]). Проект получил название Sukhoi Superjet New или сокращённо SSJ-New[5]. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) предложил использовать унифицированные комплексы БРЭО для SSJ-New и МС-21, основанные на компонентах российской разработки; в августе главный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (входит в КРЭТ) Александр Евгенов сообщил, что комплекс БРЭО разработан и находится на завершающей стадии сертификационных испытаний, основные его элементы прошли одобрение авиационных сертификационных органов, а система индикации и органы управления уже проходят лётные сертификационные испытания в составе самолёта МС-21[6]. В июле 2020 года начались лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015 разработки «Московского института электромеханики и автоматики»[7]. 3 декабря 2020 года Росавиация получила заявку на сертификацию изменений типовой конструкции SSJ-100[8].
В марте 2022 года главный конструктор Кирилл Кузнецов в интервью изданию ATO.ru рассказал, что кабина экипажа была серьёзно модернизирована и содержит вместо пяти небольших экранов широкоформатные дисплеи, аналогичные применяемым в МС-21. Также он отметил, что архитектура борта самолёта не изменилась, и оборудование российского производства встаёт на замену импортного, а характеристики самолёта улучшаются в тех местах, которые были выявлены по результатам эксплуатации базовой версии. В результате внесённых изменений и доработок, максимальный посадочный вес самолёта увеличится на одну тонну, с 41 до 42, а саблевидные законцовки крыла уже включены в список стандартного оборудования[2].
В 2020—2022 годах планировалось завершение разработки составных частей комплексной системы управления[9]. Разрабатываемая в настоящий момент (2020 год) в КРЭТ инерциальная навигационная система должна быть готова к 2021 году, после чего начнутся её испытания, сертификация системы намечена на 2022 год[10]. По оценке 2020 года, разработка SSJ-New должна полностью завершиться к 2023 году и обойдётся в 120—130 млрд рублей, включая создание двигателя ПД-8 (сертификация которого, как надеются, завершится в 2023 году[11]), на который будет потрачена примерно половина выделенной суммы[12]. Получение сертификата типа ожидается в 2023 году[13]. Начало серийного производства SSJ-New намечено на 2024 год[4].
В марте 2022 года появилась информация, что поcтупило распоряжение Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, о сокращении сроков создания самолёта SSJ100-NEW (RRJ-95NEW-100), и прежде всего, ускорения сертификации двигателя ПД-8 в течение ближайших 12—14 месяцев[14].
29 августа 2023 года опытный образец самолёта SJ-100 с заводским номером 97001 (бортовой регистрационный номер 97021), изготовленный производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») в Комсомольске-на-Амуре, совершил первый полёт. Самолет пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина. Продолжительность полёта составила 54 минуты, он проходил на высотах до 3 тыс. м и скоростях до 343 км/час. В соответствии с полётным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолёта в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвёл «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.
В целях ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолёта используются франко-российские двигатели SaM146. Второй опытный образец скоро начнёт программу лётных испытаний уже с отечественными двигателями ПД-8, которые в настоящее время проходят серию стендовых испытаний и лётные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.[15]
Лётно-технические характеристики
Согласно данным РЛЭ RRJ-95B[16], данным SJI[17], данным EASA[18], данным на сайте ОАК (производитель)[19]
Модель | SuperJet NEW | SuperJet 100-95B | SuperJet 100-95LR |
---|---|---|---|
Длина | 29,94 м | ||
Высота | 10,28 м | ||
Размах крыла | 27,80 м (с ГЗК 29,7) | ||
Диаметр фюзеляжа (Ширина салона) | 3,46 м (3,24 м) | ||
Максимальная взлётная масса | 45 880 кг | 49 450 кг | |
Максимальная посадочная масса | 41 000 кг | ||
Максимальная коммерческая загрузка | 12 245 кг | ||
Масса пустого | 24 250 кг | ||
Площадь несущих поверхностей | 77 м2 | ||
Крейсерская скорость | 841 км/ч / M = 0,78 | ||
Максимальная скорость | 981 км/ч / M = 0,91 | ||
Высота полёта | 12 200 м / FL400 | ||
Двигатели | 2 × ПД-8 | 2 × SaM146—1S17 | 2 × SaM146—1S18 |
Максимальная тяга
на взлётном режиме |
2 × 78 кН | 2 × 76,84 кН | 2 × 79,00 кН |
Дальность полёта в двухклассной компоновке | 3000—4500 км
(судя по тяге двигателей) |
2960 км [19] | 4320 км [19] |
Экипаж | 2 | ||
Пассажировместимость | 98 в базовой компоновке (до 103)
87 (12 + 75) в компоновке для компании Аэрофлот | ||
Высота салона | 2,12 м | ||
Ширина прохода | 0,51 м [20] | ||
Ширина кресла эконом | 0,465 м [20] | ||
Шаг кресел эконом | 0,775—0,8 м [20] | ||
Шаг кресел бизнес | 0,9 м [20] | ||
Пассажирских дверей | 4 | ||
Объём багажных отсеков | 21,7 (28,86 вместе с ручной кладью) м3 | ||
Длина разбега | 1675 м [19] | 1940 м [19] | |
Длина пробега | 1425 м [19] | ||
Запас топлива | 15 805 л | ||
Вспомогательная силовая установка | ТА-18-100С[21] | Honeywell RE220[RJ] | |
Первый полёт | 2023 год (план) | 19 мая 2008 года | 12 февраля 2013 года |
Заказы
Заключённые контракты и соглашения о поставках | Поставлено | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Покупатель / владелец | Эксплуатант | Сроки поставок | Заказано | Опцион | Примечание | |
25.04.2018 | н.д. | - | 20 | 20 | Меморандум[22] | 0 | |
25.04.2018 | н.д. | - | 20 | 20 | Меморандум[22] | 0 | |
07.09.2022 | Аэрофлот | 2023—2030 | 89 | 0 | Соглашение о намерениях | 0 | |
Всего | 129 | 40 | 0 |
Примечания
- ↑ «Ростех» на создание лайнера Sukhoi SuperJet New потратит 120 млрд рублей . Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Максим Пядушкин. Самолет SSJ-NEW сертифицируют (рус.) ?. ato.ru (16 февраля 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
- ↑ Иранские авиалинии заявили о блокировке поставок SSJ100 Минфином США . РБК. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 8 января 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Сергей Чемезов: спрос на SSJ-New будет как в России, так и за рубежом | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 9 января 2021 года.
- ↑ Минпромторг заказал работы по импортозамещению компонентов SSJ на 3,5 млрд рублей . Информационное агентство RNS (11 апреля 2019). Дата обращения: 8 января 2021.
- ↑ МАКС-2019: Эксперты СоюзМаш предложили системные решения по отечественным комплексам БРЭО для самолетов SSJ-NEW и МС-21 . soyuzmash.ru. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 31 октября 2020 года.
- ↑ «Региональные самолёты» приступили к испытаниям инерциальной навигационной системы для SSJ-New | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 18 апреля 2021 года.
- ↑ Росавиация получила заявку на сертификацию самолёта SSJ-New | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 11 января 2021 года.
- ↑ Воронежское ОКБМ разработает систему управления механизацией крыла для SSJ-New | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 20 октября 2020 года.
- ↑ КРЭТ планирует начать испытания навигационной системы для SSJ-New после 2021 года | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ В России придумали новый способ спасти Superjet (рус.) ?. lenta.ru (07.12.2020). Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 7 декабря 2020 года.
- ↑ «Ростех» на создание лайнера Sukhoi SuperJet New потратит 120 млрд рублей . Ведомости. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ Опытно-конструкторские работы по созданию самолета SSJ-New должны завершиться в 2023 году | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ Создание и сертификацию полностью российского двигателя для Superjet 100 планируется ускорить . ato.ru (9 марта 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Импортозамещённый «Суперджет» совершил первый полёт http://government.ru/news/49366/
- ↑ Самолёт RRJ-95B. Руководство по лётной эксплуатации (в четырёх частях). — ЗАО «ГСС», 2011. — 2630 с.
- ↑ Superjet International — SSJ100 Datasheet . Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано 12 ноября 2013 года.
- ↑ PowerJet S.A. SaM 146 Series engines Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine EASA.E.034, 25 февраля 2014
- ↑ Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 ОАК :: Суперджет 100 . Дата обращения: 26 апреля 2023. Архивировано 26 апреля 2023 года.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 20,3 Сухой Суперджет 100 – SSJ 100 » Авиация России (рус.) ? (14 марта 2016). Дата обращения: 26 апреля 2023. Архивировано 26 апреля 2023 года.
- ↑ ВГТД ТА18-100 класс эквивалентной мощности 250 КВт | Aerosila (рус.) ?. Дата обращения: 26 апреля 2023. Архивировано 26 апреля 2023 года.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 «Сухой» продаст иранским компаниям самолёты SSJ100 на сумму более $2 млрд . РБК. Дата обращения: 25 апреля 2018. Архивировано 26 мая 2018 года.