ИС-6
ИС-6 | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
ИС-6 | |||
Классификация | Тяжёлый танк | ||
Боевая масса, т |
54 (Объект 253) |
||
Компоновочная схема | классическая | ||
Экипаж, чел. | 4 | ||
История | |||
Разработчик |
|
||
Производитель |
|
||
Годы производства | 1944 г. | ||
Годы эксплуатации | 1944 г. - 1945 г. (в опытном порядке) | ||
Количество выпущенных, шт. | 2 | ||
Основные операторы |
|
||
Размеры | |||
Длина корпуса, мм | 5434 | ||
Длина с пушкой вперёд, мм | 10070 | ||
Ширина, мм | 3430 | ||
Высота, мм | 2530 | ||
Клиренс, мм | 500 | ||
Бронирование | |||
Тип брони | стальная катаная, гомогенная | ||
Лоб корпуса, мм/град. | 120 | ||
Борт корпуса, мм/град. | 120 | ||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 120 | ||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 120 | ||
Корма корпуса, мм/град. | 60 | ||
Днище, мм | 20 | ||
Крыша корпуса, мм | 30 | ||
Лоб башни, мм/град. | 150 | ||
Маска орудия, мм/град. | 200 | ||
Борт башни, мм/град. | 150 | ||
Корма башни, мм/град. | 100 | ||
Крыша башни, мм/град. | 50 | ||
Вооружение | |||
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-30Т | ||
Тип пушки | нарезная | ||
Длина ствола, калибров | 46 | ||
Боекомплект пушки | 30 снарядов | ||
Углы ВН, град. | −3°...+20° | ||
Дальность стрельбы, км | 2 | ||
Прицелы |
Прицел ТБШ (для орудия) |
||
Пулемёты |
1 × 7,62-мм СГМТ |
||
Боекомплект пулемётов |
1200 патронов (СГМТ) |
||
Двигатель | |||
|
|||
Подвижность | |||
Скорость по шоссе, км/ч | 42 | ||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 30 | ||
Запас хода по шоссе, км | 150 | ||
Запас хода по пересечённой местности, км | 100 | ||
Удельная мощность, л. с./т | 13,9 | ||
Тип подвески | индивидуальная, торсионная (объект 253) | ||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,9 | ||
Преодолеваемый подъём, град. | 36 | ||
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 | ||
Преодолеваемый ров, м | 3 | ||
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
ИС-6 (Индекс ГБТУ — Объект 252 (с мех. трансмиссией) и Объект 253 (с электр. трансмиссией)) — прототип советского тяжёлого танка времен Второй мировой войны.
История создания
13-17 ноября 1943 года Отдел Главного Конструктора (ОГК) НКТП совместно с ВАММ им. Сталина и НАТИ под общим руководством зам. начальника ГБТУ И. Лебедева провели разработку требований ТТЗ по теме «танк прорыва большой мощности».
Первая машина — «Объект 253» (в некоторых источниках ошибочно именуется как ИС-5) — была оборудована ходовой от ИС-2. Главной особенностью проекта стало применение впервые в советском танкостроении электромеханической трансмиссии, дизель В-12У с наддувом смонтировали совместно с генератором, который в свою очередь питал реверсивные электромоторы, связанные через планетарные бортовые редукторы с ведущими катками. В одном блоке с ним был трёхфазный генератор для зарядки аккумуляторов и привода вентиляторов системы охлаждения дизеля и трансмиссии. Установка электромеханической трансмиссии обеспечила бесступенчатое изменение крутящего момента на ведущих колёсах в зависимости от дорожных условий, а также плавные повороты любого радиуса без внутренних потерь мощности. Это облегчило управление танком и способствовало повышению его манёвренных качеств. Однако, электротрансмиссии были свойственны и недостатки. Главный генератор ИС-6 весил 1,7 т. Из-за сильного нагрева электроустройств пришлось внедрить сложную сеть воздуховодов, а вентиляторы отнимали у двигателя немалую долю мощности. Добавим к этому расход дефицитной меди. Эти факторы помешали серийному производству таких танков.
На втором «Объект 252» применили ходовую часть и уже зарекомендовавшую себя обычную механическую трансмиссию типа от ИС-3, но в его ходовой части были применены опорные катки большого диаметра (внешне как на Т-34), а поддерживающие катки отсутствовали. Масса танка уменьшилась с 54 до 51,5 т, скорость возросла с 35 до 43 км/ч.
Летом 1944 года танки начали изготавливать на Уралмашзаводе, так как ЧКЗ был загружен работами по серийным машинам и «Объекту 701». Здесь же разработали и электромеханическую трансмиссию для танка и выпустили рабочие чертежи.
И всё же явных преимуществ перед серийными ИС-2 и ИС-3 не оказалось. Оба танка, поступившие на испытания, уступали по броневой защите ИС-4 («Объект 701»), не превосходя его в вооружении и подвижности. Вариант танка ИС-6 с механической трансмиссией не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками, а «Объект 253» был забракован из-за большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надёжности последней. Танки на вооружение не были приняты. В итоге конструкторы переключились на следующую модель — ИС-7, которую выпустили в 1948 г.[1]
ИС-6 в виде стендовых моделей
В настоящее время доступны только модели в масштабе 1:72 от болгарской компании «ОКБ Григоров», которая делает оба прототипа — Объект 252 и Объект 253.
ИС-6 в играх
- World of Tanks: Танк представлен в игре World of Tanks как премиумный (приобретаемый за реальные деньги или их аналог в игре и предназначенный для заработка внутриигровой валюты) тяжелый танк восьмого уровня, отличается от ИС-3 главным образом более слабым орудием и большей подвижностью.
- War Thunder: Добавлен в War Thunder как премиумный с патчем 1.67.
- World of Tanks Blitz: Танк представлен в игре World of Tanks Blitz как премиумный тяжелый танк восьмого уровня. В 2018 году с 5 по 18 мая проходило событие, в ходе которого можно получить данный танк выполняя задачи события.
Примечания
Ссылки
ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК ИС-6 (Объект 252) Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine; Журнал «Техника молодёжи» (статья Сергея Грянкина)