ИС-6

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ИС-6
ИС-6 (Объект 253) с электротрансмиссией во дворе УралмашзаводаИС-6 (Объект 253) с электротрансмиссией во дворе Уралмашзавода
ИС-6
Классификация Тяжёлый танк
Боевая масса, т

54 (Объект 253)

51,5 (Объект 252)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Флаг СССР Опытный завод № 100 и КБ Уралмашзавода
Производитель Флаг СССР Уралмашзавод
Годы производства 1944 г.
Годы эксплуатации 1944 г. - 1945 г. (в опытном порядке)
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы Флаг СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 5434
Длина с пушкой вперёд, мм 10070
Ширина, мм 3430
Высота, мм 2530
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная катаная, гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 120
Борт корпуса, мм/град. 120
Борт корпуса (верх), мм/град. 120
Борт корпуса (низ), мм/град. 120
Корма корпуса, мм/град. 60
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 150
Маска орудия, мм/град. 200
Борт башни, мм/град. 150
Корма башни, мм/град. 100
Крыша башни, мм/град. 50
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-30Т
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 46
Боекомплект пушки 30 снарядов
Углы ВН, град. −3°...+20°
Дальность стрельбы, км 2
Прицелы

Прицел ТБШ (для орудия)

Коллиматорный прицел К8-Т (для ДШК)
Пулемёты

1 × 7,62-мм СГМТ

1 × 12,7-мм ДШК
Боекомплект пулемётов

1200 патронов (СГМТ)

500 патронов (ДШК)
Двигатель
В-12У
Общие данные
Тип дизельный
Макс. скорость 42
Производительность
Максимальная мощность 552 кВт (750 л. с.)
Камера сгорания
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Питание
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение жидкостное
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 150
Запас хода по пересечённой местности, км 100
Удельная мощность, л. с./т 13,9
Тип подвески индивидуальная, торсионная (объект 253)
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,9
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1,5

ИС-6 (Индекс ГБТУОбъект 252мех. трансмиссией) и Объект 253электр. трансмиссией)) — прототип советского тяжёлого танка времен Второй мировой войны.

История создания

13-17 ноября 1943 года Отдел Главного Конструктора (ОГК) НКТП совместно с ВАММ им. Сталина и НАТИ под общим руководством зам. начальника ГБТУ И. Лебедева провели разработку требований ТТЗ по теме «танк прорыва большой мощности».

Первая машина — «Объект 253» (в некоторых источниках ошибочно именуется как ИС-5) — была оборудована ходовой от ИС-2. Главной особенностью проекта стало применение впервые в советском танкостроении электромеханической трансмиссии, дизель В-12У с наддувом смонтировали совместно с генератором, который в свою очередь питал реверсивные электромоторы, связанные через планетарные бортовые редукторы с ведущими катками. В одном блоке с ним был трёхфазный генератор для зарядки аккумуляторов и привода вентиляторов системы охлаждения дизеля и трансмиссии. Установка электромеханической трансмиссии обеспечила бесступенчатое изменение крутящего момента на ведущих колёсах в зависимости от дорожных условий, а также плавные повороты любого радиуса без внутренних потерь мощности. Это облегчило управление танком и способствовало повышению его манёвренных качеств. Однако, электротрансмиссии были свойственны и недостатки. Главный генератор ИС-6 весил 1,7 т. Из-за сильного нагрева электроустройств пришлось внедрить сложную сеть воздуховодов, а вентиляторы отнимали у двигателя немалую долю мощности. Добавим к этому расход дефицитной меди. Эти факторы помешали серийному производству таких танков.

На втором «Объект 252» применили ходовую часть и уже зарекомендовавшую себя обычную механическую трансмиссию типа от ИС-3, но в его ходовой части были применены опорные катки большого диаметра (внешне как на Т-34), а поддерживающие катки отсутствовали. Масса танка уменьшилась с 54 до 51,5 т, скорость возросла с 35 до 43 км/ч.

Летом 1944 года танки начали изготавливать на Уралмашзаводе, так как ЧКЗ был загружен работами по серийным машинам и «Объекту 701». Здесь же разработали и электромеханическую трансмиссию для танка и выпустили рабочие чертежи.

И всё же явных преимуществ перед серийными ИС-2 и ИС-3 не оказалось. Оба танка, поступившие на испытания, уступали по броневой защите ИС-4 («Объект 701»), не превосходя его в вооружении и подвижности. Вариант танка ИС-6 с механической трансмиссией не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками, а «Объект 253» был забракован из-за большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надёжности последней. Танки на вооружение не были приняты. В итоге конструкторы переключились на следующую модель — ИС-7, которую выпустили в 1948 г.[1]

ИС-6 в виде стендовых моделей

В настоящее время доступны только модели в масштабе 1:72 от болгарской компании «ОКБ Григоров», которая делает оба прототипа — Объект 252 и Объект 253.

ИС-6 в играх

  • World of Tanks: Танк представлен в игре World of Tanks как премиумный (приобретаемый за реальные деньги или их аналог в игре и предназначенный для заработка внутриигровой валюты) тяжелый танк восьмого уровня, отличается от ИС-3 главным образом более слабым орудием и большей подвижностью.
  • War Thunder: Добавлен в War Thunder как премиумный с патчем 1.67.
  • World of Tanks Blitz: Танк представлен в игре World of Tanks Blitz как премиумный тяжелый танк восьмого уровня. В 2018 году с 5 по 18 мая проходило событие, в ходе которого можно получить данный танк выполняя задачи события.

Примечания

Ссылки

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК ИС-6 (Объект 252) Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine; Журнал «Техника молодёжи» (статья Сергея Грянкина)