У-18

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
У-18
Макет У-18Макет У-18
Классификация штурмовое орудие
Компоновочная схема казематная, моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления спереди
Экипаж, чел. 6
История
Разработчик КБ-3 завода № 8 НКВ
Годы производства 1942
Годы эксплуатации не эксплуатировалась
Основные операторы  СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 6750
Ширина, мм 3250
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 75
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75+20
Лоб корпуса (середина), мм/град. 40
Борт корпуса, мм/град. 75
Корма корпуса (середина), мм/град. 60 (цилиндрическая)
Днище, мм 30 мм
Маска орудия, мм/град. 100 (цилиндрическая)
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм МЛ-20С) обр. 1943 г.
Тип пушки нарезная гаубица-пушка
Дальность стрельбы, км 17,2 (наибольшая)
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 600
Запас хода по шоссе, км 225
Тип подвески индивидуальная торсионная

У-18 — советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка времён Великой Отечественной Войны.

История создания

15 апреля 1942 года состоялось заседание пленума Артиллерийского комитета ГАУ КА, посвящённое дальнейшему развитию самоходной артиллерии. На заседании были утверждены требования на самоходную установку, которая должна была стать заменой «истребителю ДОТов»212. Уральский завод тяжёлого машиностроения в составе Л. И. Горлицкого, Н. В. Курина, Г. Н. Рыбина и К. Н. Ильина и КБ-3 Машиностроительный завод имени М. И. Калинина во главе с Ф. Ф. Петровым, была спроектирована САУ У-18 на базе КВ-7 оснащённая 152,4-мм гаубицей ЗИК-20 (МЛ-20С)

Прототипы: У-19; СУ-152

По заказу ГАУ пришлось спешно выполнять проект У-19, установить на шасси танка КВ 203,2-мм гаубицу обр. 1931 г. Б-4 массой 12,7 тонн. Размеры САУ оказались внушительными а боевая масса составила 66 тонн. Из за превышенной нагрузки на ходовую часть и низкой маневренности работы по У-19 были свернуты.

У-18 начали дорабатывать на Челябинском Кировском заводе по указанию заместителя танковой промышленности Ж. Я. Котина. САУ оснастили орудием 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20), а затем на шасси КВ-1с. САУ получила заводское название КВ-14. 14 февраля 1943 года, после успешных испытаний, постановлением ГКО КВ-14 (объект 236) был принят на вооружение и запущен в серийное производство под индексом СУ-152.

Описание конструкции

Двигатель

В качестве силовой установки в САУ У-18 предполагалось использовать дизельный четырёхтактный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К, который на выходе мог обеспечить мощность в 600 лошадиных сил.

Трансмиссия

Трансмиссия тяжелой самоходно-артиллерийской установки У-18 состояла из следующих основных узлов и агрегатов:

  • многодискового главного фрикциона, который работал по принципу сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатой коробки передач тракторного типа;
  • двух многодисковых бортовых фрикционов, работающих по принципу трения «сталь по стали»;
  • двух бортовых планетарных редукторов;
  • плавающих тормозов ленточного типа.

Подвеска

Подвеска в У-18 по своему типу классифицируется как торсионная индивидуальная при внутренней амортизации по каждому из 6 штампованных опорных двухскатный катков малого диаметра применительно по каждому борту. По каждому опорному катку на против него к броневому корпусу путем сварки крепились ограничители хода балансиров подвески. Ведущее колесо, оснащенное съемными зубчатыми венцами с цевочным зацеплением, применительно по каждому борту располагалось сзади, а направляющие ленивцы — впереди. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три малых литых поддерживающих катка, которые не обрезинивались бандажами.

Каждая гусеничная цепь собиралась из 86—90 литых траков одногребневого типа с шириной в 700 и шагом в 160 миллиметров.

Вооружение

Орудие

Орудие ЗИС-20 (МЛ-20С) 152,4-мм пушка гаубица. Советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Серийно выпускалось с 1937 по 1946 год и по сей день стоит на вооружении многих стран мира. Также этой пушкой вооружали ИСУ-152.

Технические характеристики орудия

Параметр Значение
Калибр, мм 152,4
Скорострельность, выстрелов/мин 3—4
Прицельная дальность, м: до 17 230
Длина ствола, мм 4240

Снаряды

Для данной пушки доступны следующие снаряды:

  • БР-540 — бронебойный остроголовый каморный снаряд.
  • БР-540Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд.
  • БП-540 — кумулятивный снаряд. Присутствует только на ИСУ-152
  • ОФ-540 — осколочно-фугасный снаряд.

Технические характеристики снарядов

Снаряд Тип Масса, кг Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Масса взрывчатого вещества, г Угол встречи, при котором вероятность рикошета 100 % Угол встречи, при котором вероятность рикошета 50 % Угол встречи, при котором вероятность рикошета 0 %
БР-540 БС 49 600 1.2 15 480 25 30 43
БР-540Б БС 49 600 1.2 15 660 19 27 42
БП-540 КС 28 680 - 0.1 3840 17 21 28
ОФ-540 ОФС 44 655 - 0.01 5900 9 10 11
Название снаряда Бронепробиваемость, мм на расстоянии, м (по нормали) Бронепробиваемость, мм на расстоянии, м (угол атаки 30°)
10 100 500 1000 1500 2000 10 100 500 1000 1500 2000
БР-540 167 165 152 137 124 111 60 59 55 49 44 40
БР-540Б 150 148 142 135 128 122 61 61 58 55 52 50
БП-540 250 250 250 250 250 250 124 124 124 124 124 124
ОФ-540 74 74 74 74 74 74 74 74 74 74 74 74

Применение

В марте 1942 года был построен макет. Опытных образцов не выпускалось, в боевых действиях не участвовала.

Ссылки

Литература

Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-079-4.

Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). —10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.