НИ-1

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
НИ-1
Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания (реконструкция[1])Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания (реконструкция[1])
НИ-1 («На испуг»)
Классификация Бронетрактор / Эрзац-танк
Боевая масса, т ~ 7
Компоновочная схема с передним расположением двигателя
Экипаж, чел. 2—3
История
Производитель  СССР
 Украинская ССР
Завод им. Январского восстания, Одесса
Годы производства 1941
Годы эксплуатации 1941
Количество выпущенных, шт. 55 [2][3] или 69[4]
Основные операторы Красная Армия
Размеры
Длина корпуса, мм ~ 4200
Ширина, мм ~ 1900
Высота, мм ~ 2400
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-20
Борт корпуса, мм/град. 10-20
Корма корпуса, мм/град. 10
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 20
Корма башни, мм/град. 20
Крыша башни, мм/град. 10
Вооружение
Калибр и марка пушки лёгкое орудие калибра 37 мм (на ряде машин).
Пулемёты 1-2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 52—56
Скорость по шоссе, км/ч ~ 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)

Танк НИ-1 (от «На испуг»), «Январец», «Одесский танк»[5] — лёгкий танк, представлявший собой бронированный трактор, спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Заводы Одессы выпустили более пятидесяти этих машин, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.

История

НИ-1 (схема): 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружение[6].

Детали башен изготавливали в трамвайных мастерских (где имелся карусельный станок), бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции, а производство бронетракторов было освоено в танкоремонтных мастерских (созданных в цехах завода им. Январского восстания после начала осады города)[6], в связи с чем на этапе производства и до первых боёв изделие получило название «Январец»[5].

Разработкой конструкции и производством бронетракторов руководили главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, военинженер И. А. Обедников и инженер по артиллерийским приборам из штаба Одесской военно-морской базы У. Г. Коган[6]. Также в производстве бронетракторов участвовали рабочие Одесского судоремонтного завода[7]

При переоборудовании верхняя часть корпуса трактора срезалась[7], в дальнейшем производилось бронирование. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов[8], между которыми были проложены доски (листовую корабельную сталь предоставила Одесская военно-морская база)[6].

В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружение[7]:

  • первые два бронетрактора изначально получили башни с 37-мм орудием от не подлежавших восстановлению танков Т-26 первых серий, но центр тяжести у них оказался расположен слишком высоко и после испытаний на полигоне пушки в башнях заменили на пулемёты[9];
  • следующие бронетракторы были оснащены самодельной вращающейся башней, в которую устанавливали пулемёты (как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ).

Первые три машины (две — вооружённые пулемётами и одну — вооружённую 37-мм пушкой) изготовили в течение десяти дней, и 20 августа 1941 года, укомплектовав экипажами, отправили в Южный сектор[6].

Под командованием старшего лейтенанта Н. И. Юдина танковый взвод из одного настоящего танка и трёх бронетракторов возглавил контратаку 25-й стрелковой дивизии, в результате которой противник был выбит из окопов и отступил, бронетракторы потерь не имели[10]. Боевые испытания техники были признаны успешными. Осмотр возвратившихся из боя машин показал, что броня выдерживает попадания пуль и осколков (хотя попавший 45-мм снаряд пробил её навылет), после чего Военный совет Одесского оборонительного района поручил производственной группе переоборудовать в НИ ещё 70 тракторов[6].

Производство осложняли постоянные бомбардировки завода, который бомбили каждую ночь (в связи с этим, со всех находившихся на заводе танков и бронетракторов снимали пулемёты и во время авианалётов рабочие завода вели огонь по воздушным целям). Во время одной бомбардировки загорелся инструментальный цех, однако тщательное соблюдение светомаскировки и зенитный огонь не позволили немецким лётчикам осуществить прицельное бомбометание и позволили исключить серьёзные разрушения[11].

Во втором бою в районе Вакаржан два из десяти участвовавших в контратаке бронетракторов были потеряны[10].

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство[12]. После этого боя за танками якобы и закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек якобы наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий лязг и грохот.

В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов, из НИ был создан танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. И. Юдина[13].

2 октября 1941 года танковый батальон Н. И. Юдина участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии в районе н.п. Ленинталь, в результате которой не ожидавшие атаки румынские части были разгромлены[14], а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. Тем не менее, в ходе атаки были потеряны шесть или семь бронетракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности)[13].

По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов[2][3]. По другим источникам, всего было выпущено 69 «Одесских танков»[4].

15 октября 1941 года последние уцелевшие бронетракторы обеспечивали эвакуацию войск, защищавших Одессу, они прикрывали отступление последних подразделений. Несколько из них были взорваны экипажами перед погрузкой на транспорт «Волга»[11], остальные были брошены в городе.[источник не указан 1050 дней]

Вошедшим в Одессу румынским войскам досталось немало НИ-1, которые впоследствии использовались ими в различных (в том числе и учебных) целях. По состоянию на 1 ноября 1942 года в руках румын по-прежнему находились в строю 14 машин[15].

Дополнительная информация

Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. 20 августа 1941 года
Пулемётная башня эрзац-танка НИ-1 (от пулемётного танка Т-26)

НИ-1 был не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны. В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники (бронетракторы, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили).[источник не указан 1050 дней]

Памятник НИ-1 возле завода имени Январского восстания. Одесса, Серединский сквер

Сохранившиеся экземпляры

Экспозиция НИ-1 в составе Мемориала героической обороны Одессы

По состоянию на 2012 год известно о сохранности нескольких бронетракторов, предположительно являющихся НИ-1.

  •  Россия — 1 машина в составе экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (установлен на открытой площадке вне ангаров). Хотя данный экспонат позиционируется музеем как танк НИ-1, о чём говорит информационная табличка перед ним, есть данные, что этот бронетрактор представляет собой послевоенный макет, стилизованный под бронетрактор ХТЗ-16, изготовленный в качестве реквизита для киносъёмок[16].
  •  Украина — 2 машины в Одессе и одна в Днепре. В Одессе один танк НИ установлен на постаменте на углу улиц Разумовской и Мясоедовской, второй является частью мемориала героической обороны Одессы. Однако эти экземпляры представляют собой поздние копии, изготовленные специально для съёмок в художественном фильме.[источник не указан 1887 дней] В городе Днепр (прежнее название — Днепропетровск) на территории пейнтбольного клуба «Агрессор» находится копия НИ-1, сделанная членами клуба самостоятельно по чертежам.[источник не указан 1887 дней]

Примечания

  1. Скоренко Т., 2009.
  2. 2,0 2,1 Мощанский И., Хохлов И., 2005, с. 65.
  3. 3,0 3,1 Коломиец М., 1997.
  4. 4,0 4,1 Тыл советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / колл. авт., под ред. генерала армии С. К. Куркоткина. — М.: «Воениздат», 1977. — C. 438.
  5. 5,0 5,1 [Одесский танк («На испуг») // © Сайт «ODESSA360.NET»  (Дата обращения: 24 января 2018). Дата обращения: 25 января 2018. Архивировано 25 января 2018 года. Одесский танк («На испуг») // © Сайт «ODESSA360.NET»  (Дата обращения: 24 января 2018)]
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Крылов Н. И., 1984, С. 107–109.
  7. 7,0 7,1 7,2 Бужор, Ю. И. . Имени 50-летия Советской Украины : История фабрик и заводов  / Ю. И.  Бужор, В. Г.  Верещагина, Л. Л. Банита. — Одесса : Маяк, 1973 . — С. 140. — 200 с. — 3000 экз.
  8. Кулаков, Н. М. Доверено флоту. — М. : Воениздат, 1985. — С. 84. — 320 с. : ил. — (Военные мемуары).
  9. «для ускорения выпуска двух первых машин мы решили поставить на них башни со старых полностью разбитых Т-26 с 37-миллиметровой пушкой» — Пенежко, 1950
  10. 10,0 10,1 Пенежко, 1950.
  11. 11,0 11,1 Пенежко, 1950.
  12. Алексей Исаев, Артем Драбкин История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в одном томе— М.: «Яуза-каталог», 2019.
  13. 13,0 13,1 Крылов Н. И., 1984, С. 221.
  14. Одесский Краснознамённый. — 2-е изд., испр. и доп. — Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1985. — С. 121.
  15. Axworthy, M. Third Axis, Fourth Ally : Romanian Armed Forces in the European War, 1941—1945 : [англ.] / M. Axworthy, C. I. Scafeș, C. Crăciunoiu. — Arms and Armour , 1995 . — P. 220. — 416 p. — ISBN 1854092677. — ISBN 978-1854092670.
  16. Скоренко Т., 2009.

См. также

Литература

Ссылки