СУ-85-IV
СУ-85-IV | |
---|---|
СУ-85-IV | |
Классификация | самоходная противотанковая пушка |
Боевая масса, т | 30 |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | |
Годы разработки | 1943 |
Годы производства | 1943 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5920 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8130 |
Ширина, мм | 3000 |
Высота, мм | 2300 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм/град. | 75 |
Борт корпуса, мм/град. | 45 |
Корма корпуса, мм/град. | 45 |
Крыша корпуса, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 85-мм С-18 |
Тип пушки | нарезная пушка |
Прицелы | ТШ |
Подвижность | |
Тип двигателя | В-2-34 |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 55 |
Запас хода по шоссе, км | 150..300 |
Удельная мощность, л. с./т | 16,7 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,79 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
СУ-85-IV — опытная советская самоходная противотанковая пушка. Разработана в конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения. Серийно не производилась.
История создания
Весной 1943 года под руководством Л. И. Горлицкого в свердловском конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения была разработана новая противотанковая САУ на базе опытной самоходной гаубицы СУ-122М, получившая обозначение СУ-85-IV. К июлю 1943 года Уральским заводом транспортного машиностроения совместно с Заводом № 50 был изготовлен опытный образец СУ-85-IV. С 20 по 27 июля были проведены заводские испытания машины, однако из-за поломки спускового механизма орудия, испытания были провалены. После того как поломка была устранена, образец был отправлен на Гороховецкий артиллерийский полигон на государственные испытания одновременно с тремя другими опытными машинами (СУ-85-I, СУ-85-II и СУ-122-III). По результатам испытаний, к принятию на вооружение была рекомендована САУ СУ-85-II, по остальным машинам работы были прекращены[1][2].
Описание конструкции
Броневой корпус
Корпус и рубка СУ-85-I состояли из сварных броневых листов и обеспечивали противоснарядную защиту идентичную СУ-122М. Установка нового орудия потребовала значительной перекомпоновки боевого отделения. Подвижная и неподвижная броня орудия были увеличены[1].
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась 85-мм нарезная пушка С-18, созданная на базе орудия С-31, разработанной под руководством В. Г. Грабина. Высота линии огня составляла 1620 мм, а боевая скорострельность — до 8 выстрелов в минуту. Уравновешивание производилось за счёт использования дополнительных грузов массой 210 кг[1].
Средства наблюдения и связи
Для наводки орудия применялась орудийная панорама. Внешняя связь осуществлялась по радиостанции 9Р. Для внутренних переговоров между членами экипажа использовались танковые переговорные устройства ТПУ-3бисФ[2].
Оценка машины
В результате изменения компоновки машины, был сокращён внутренний объём боевого отделения и уменьшен возимый боекомплект. Укладки с выстрелами размещались в неудобных, труднодоступных местах. Грузы уравновешивающего механизма существенно ограничивали перемещения экипажа в боевом отделении. Из-за неудобного расположения механизмов наведения, требовались большие усилия для вращения маховиков. Кроме того, в полевых условиях обслуживание противооткатных устройств было невозможно без снятия маски массой около 300 кг. Из-за увеличенной брони орудия, была снижена обзорность у механика-водителя с правой стороны[1].
Примечания
Литература
- Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.2 Средние самоходно-артиллерийские установки // Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005. — С. 330,331. — 441 с.
- А.В. Карпенко. Часть 2. Средние самоходные артиллерийские установки // Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2002. — С. 10. — 44 с.