Сиджиуты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сиджиуты
Современное самоназвание Сэжиүд, Шижүүд, Шижиүд, Шижигуд, Шижинүүд, Шэжинүүд
Расселение  Монголия  Внутренняя Монголия
Язык монгольский
Религия буддизм, шаманизм
Входит в халха-монголы, тумэты, монголжины, баргуты, хотогойты
Родственные народы тайчиуты, борджигины, чоносы, салджиуты, арулаты, будааты
Происхождение монгольское

Сиджиу́ты (монг. Сэжиүд, Шижүүд, Шижиүд, Шижигуд, Шижинүүд, Шэжинүүд) — одно из племен, входивших в нирунскую ветвь монголов. В настоящее время этническая группа в составе халха-монголов, тумэтов, монголжинов, баргутов, хотогойтов.

История

Судя по «Сокровенному сказанию монголов», Шижигудай, сын Начин-Баатура, рожденный от законной супруги, образовал род сиджиутов (Монголын нууц товчоо: § 46)[1]. Согласно «Сборнику летописей», племя сиджиут (шижиүд) ведет свое происхождение от сына Чаожин Өртэгэя, младшего сына Хайду-хана[2], т. е. племя происходит от подданных предков Чингисхана. Известно, что Начин-Баатур и Хайду-хан — представители одного времени, родились примерно в середине 20-х гг. XI в., соответственно, род шижиүд (сиджиут) возник в середине XI в. «Сборник летописей» гласит, что из племени сиджиут вышло много известных людей[2]. Еще при своей жизни Чингисхан отдал старшему сыну Джучи подданных из племени сиджиут, и некоторые из них во времена Бату-хана возглавляли войска[3].

Шижигуд и сиджиут — два варианта названия одного рода, лишь по-разному обозначены в источниках. Основой слова, видимо, является слово шижин, от которого и произошло шижиүд ~ шижиүдэй (шижигудай) путем прибавления аффикса множественного числа. Шижиүдэй означает человека из рода шижин. Название шижиуд образовалось путём присоединения к нему аффикса -уд (-ууд), что очевидно из «Сборника летописей».

Несмотря на то, что часть людей из рода шижинүүд перекочевала в XIII в. в Золотую Орду, большинство всё же остались на своей родине. Однако оставшиеся на монгольской земле шижин были значительно раздроблены[3].

Современность

Во Внутренней Монголии среди восточных тумэтов имеется род шижид, а среди монголжин — род шижингүүд[3][4].

В Монголии шижид зарегистрированы в сомоне Халхгол Восточного аймака, шээжин (шэжин) — в сомоне Өмнөдэлгэр Хэнтэйского аймака[5]. Шижид, шижингүд и шээжин представляют собой разные варианты названия одного и того же рода шижин. Кроме этого, в сомонах Цагаандэлгэр, Говь-Угтаал, Баянжаргалан и Өндөршил Восточно-Гобийского аймака; сомонах Эрдэнэцагаан Сүхбаатарского аймака; сомонах Орхон и Сайхан Булганского аймака; сомонах Баянжаргалан, Мөнгөнморьт, Эрдэнэ, Баяндэлгэр, Баян, Сэргэлэн и Алтанбулаг Центрального аймака; Норовлин и Баян-Овоо Хэнтэйского аймака существуют роды цээжин, западные и восточные цээжин, цээжид, цээжиүд (цээжинүүд) и цээжи[5], названия которых являются вариациями произношения таких названий, как шижин, шэжин, шижинүд, шижид (шээжид). Эти модификации встречаются в местах проживания баргутов и бурят Восточной Монголии, на что следует обратить особо пристальное внимание. Шижин в значительной степени смешались с баргутами и бурятами[3]. В составе баргутов отмечен род сээзэнгүүд (сээжингүүд)[6].

Некоторая часть шижин ещё до XVII в. перекочевала на запад и вошла в состав хотогойтов, а впоследствии стала одним из шести хотогойтских отоков. В период подавления антиманьчжурского восстания Чингунжава, когда Цины расчленили эти отоки, большая часть рода шижинүүд попала в хошун Дүүрэгч дзасака Дзасагтухановского аймака. В 1930-х гг., когда в МНР была проведена административная реформа, на территории старого хошуна Эрдэнэ Дүүрэгч-вана был образован баг цээжинүүд[7]. Его жители являются потомками древнего рода шижинүүд[3].

Примечания

  1. Монголын нууц товчоо. Галиглаж хэвлүүлсэн Т. Дашцэдэн. Улаанбаатар, 1985. 216 х
  2. 2,0 2,1 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  4. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х.
  5. 5,0 5,1 Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  6. Бухоголова С. Б. Этническая идентичность новых баргутов Китая // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1). — С. 150—153. (недоступная ссылка)
  7. Чулуун С. Хотгойдын зургаан отгийнхны угсаахамаадлын асуудалд // Түүхийн судлал. T. XXXII. Fasc. 14. Улаанбаатар, 2000.