Джоуреиды

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джоуреид
Жэүрэд
Другие названия чжоуреид, чжоуредцы
Этноиерархия
Раса монголоидная
Группа народов монголы
Подгруппа нирун-монголы
Общие данные
Язык монгольский
Письменность старомонгольское письмо
Религия тенгрианство, шаманизм
Предки шивэй, сяньби, дунху, хунну
Родственны борджигины, урянхайцы, джадараны, джаруты
Историческое расселение
 Монголия

Джоуреиды, чжоуреиды, чжоуредцы (монг. Жэүрэд) — одно из племён нирунской ветви монголов. Представляют собой одно из ответвлений рода борджигин.

Родословная

Согласно «Сокровенному сказанию монголов», родословная джоуреидов восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино, который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон, на горе Бурхан-Халдун[1]. Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал[2].

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал, потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи — Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган.
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
  • Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трёх сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец.
  • Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин.
  • От одной из наложниц Бодончара родился сын, которому дали имя Чжоуредай. Он и образовал особое родовое подразделение-обок, под наименованием Чжоуреид и таким образом стал родоначальником Чжоуредцев[1].

История

Как сын Бодончара Чжоуредай сначала пользовался правом участия в родовом жертвоприношении чжугели[3]. Однако после смерти Бодончара «Чжоуредая отстранили от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатаем и что, должно быть, от него-то он и произошел»[4].

Отец Чжоуредая был представителем рода аданхан племени урянхай[4]. Из рода жарчиуд аданхан племени урянхай также происходила мать Чжадарадая (Аданхан-Урянхачжина по С. К. Козину), предка Джамухи и племени джадаранов[5]. Потомками рода жарчиуд являются современные джаруты[6]. Среди современных монгольских фамилий до сих пор встречаются следующие родовые имена: аданхай, аданхай урианхай, аданхан, аданхан урианхан, жарууд, жарчиуд[7].

В «Сборнике летописей» Чжоуредай (Чжаурэдай) назван Буктаем[8]:

У Буктая был сын, имя его Начин. Он сосватал девушку из племени монгол и на правах зятя часто ездил туда. Говорят, что некоторые племена тайджиут принадлежат к его потомству, но, повидимому, этим словам не следует доверять, потому что в исторических книгах, имеющихся в императорской сокровищнице, хранимых великими эмирами и называемых Алтан-дафтар, передается следующее: племена тайджиут происходят из рода Чаракэ-лингума, который был из числа сыновей Кайду-хана, внука Дутум-Мэнэна. Про Начина [известия] ограничиваются [лишь] тем, что он устроил побег своему племяннику, Кайду-хану, из рук [племени] джалаир, как он охранял его, как выбрался совместно с ним [из вражеской среды] и как они поселились бок-о-бок в пределах [рек] Онона и Кэлурэна. Возможно, что, так как племена тайджиут были многочисленны, то потомки [фарзандан] Начина слились с ними и, перемешавшись, стали известны под этим именем [тайджиут], а в особенности, так как они были потомками их дядей по отцу, эта ошибка и произошла вследствие этого. Господствующее мнение именно таково, в противном же случае слово о потомстве [Начина] было бы изложено отдельно. Уруг его [Начина] также принадлежит к нирунам, но определенно и достоверно неизвестно, какое же из ветвей племен нирун, о которых упоминалось, принадлежит к его потомству.

При этом в «Сокровенном сказании монголов» Начин-Баатур назван внуком Хабичи-Баатура, брата Чжоуредая[9].

По сведениям из «Юань ши» известно, что джоуреиды входили в состав коалиции тайджиутов, однако проживали неподалеку от кочевий Тэмуджина. Несмотря на то, что их охотничьи угодья соседствовали, джоуреиды и подданные Тэмуджина находились в дружественных отношениях. После ухудшения отношений с тайджиутами вождь джоуреидов Улун-баатур (яп. ウルン・バートル) принял решение присоединиться к Тэмуджину. После этого земли джоуреидов подверглись нападению и опустошению со стороны тайджиутов[10][11].

Из племени джоуреид происходили два военачальника Тэмуджина: Чулу (яп. チョウル)[12][13] и Шилугай[14] (яп. シルゲイ), один из 95 нойонов-тысячников[15][16].

В «Сокровенном сказании монголов» также упоминается Хариудар-Чжауредаец. После битвы при Харахалджит-Элетах он вместе с Чахурханом-Урянхайцем был отправлен Чингисханом в качестве послов к Ван-хану[17]. В итоге сведения, полученные от них, помогли Чингисхану разгромить войско кереитов в Чжер-кабчигайской пади Чжечжеерских высот[18]. В дальнейшем Хариудар стал одним из кебтеулов кэшика[19].

Образ в литературе

Джоуреиды упоминаются в романе «Тэмуджин» А. С. Гатапова[20].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сокровенное сказание монголов Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  2. Гурулёв С. А. Что в имени твоём, Байкал?. — Neformat, 1982. — 108 с.
  3. Сокровенное сказание монголов. § 43 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  4. 4,0 4,1 Сокровенное сказание монголов. § 44 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  5. Сокровенное сказание монголов. § 38—40 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  6. Монголын түүхийн тайлбар толь. Жарууд.. Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 26 октября 2018 года.
  7. Үндэсний Статистикийн Хороо. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано 12 декабря 2020 года.
  8. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Книга 2. Раздел 1. Часть 1. www.vostlit.info. Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 19 октября 2019 года.
  9. Сокровенное сказание монголов. § 45 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  10. 《元史》目录. Юань ши. Цзюань 1. www.guoxue.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  11. History of Yuan 《元史》. Volume 1. chinesenotes.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  12. 《元史》目录. Юань ши. Цзюань 123. www.guoxue.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  13. History of Yuan 《元史》. Volume 123. chinesenotes.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  14. Сокровенное сказание монголов. § 202 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  15. 《元史》目录. Юань ши. Цзюань 132. www.guoxue.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  16. History of Yuan 《元史》. Volume 132. chinesenotes.com. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  17. Сокровенное сказание монголов. § 183 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  18. Сокровенное сказание монголов. § 185 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  19. Сокровенное сказание монголов. § 278 Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine. Перевод С. А. Козина.
  20. Гатапов А. С. Тэмуджин. Книга третья. — FTM, 2016. — ISBN 9785446726653.