Костромские татары

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Костромские татары (романовские татары, самоназв. нугай) — потомки служилых татар Костромы, по сей день составляющие заметную долю среди жителей частного сектора города близ микрорайона Черноречье (в прошлом территория за рекой Чёрной называлась Подгорной татарской слободой). Близки к Касимовским татарам.

Большая часть краеведов полагает, что костромские татары — потомки ногайцев (мангытов), поселенных в Романове[1][2]. Своё происхождение романовские татары связывали с Едигеем. Жёны романовских мурз принадлежали к мангытской знати. Они носили титул ногайских принцесс «Тота», который в семьях потомков Едигея передавался по женской линии[2].

Численность 128 чел. (1762), 525 чел. (1902), ок. 200 чел. (1996). Язык в основном русский, верующие — мусульмане-сунниты. История заселения татарами удаленных частей тогдашней Костромы в общих чертах такова. Начиная с Ивана Грозного, русские цари нанимали служилых татар, для охраны южных границ, за что им часто даровали земли. Постепенно шёл процесс христианизации татар, зачастую, насильственной. Особенно положение некрещёных татар ухудшилось при Петре Великом. Но окончательный удар по религии татар нанесла Елизавета Петровна, переселившая всех не принявших крещения романовских мурз (название происходит по городу Романов (ныне Тутаев)) в 1760 г. в Татарскую слободу Костромы.

В нач. XX века костромские татары были носителями преимущественно следующих фамилий: Женодаровы, Булатовы, Маметевы, Космасовы, Бильгильдеевы, Курочкины, Сиюшевы, Кадыбердеевы. Была мечеть, медресе. На рубеже XX—XXI вв. в Костроме в школе, расположенной ближе всего к Татарской слободе, была предпринята попытка преподавания татарского языка и элементов татарской культуры, однако это было быстро свернуто.[источник не указан 2215 дней] Восстановлена мечеть, в современной Костроме она располагается на площади Конституции. Действует татарское кладбище, однако в начале XXI в. здесь хоронят и представителей прочих мусульманских народов.

См. также

Примечания

  1. Макаров Д. В. Дорогами ислама Центральной России. — Litres, 2017. — 290 с. — ISBN 978-5-04-000562-8.
  2. 2,0 2,1 Черновская В. В. Татарское поселение на Романове (последняя треть XVI—XVII вв.) // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2019. — № 11. — С. 80—87. — ISSN 2410-0722.

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.

Ссылки