Перейти к содержанию

Дулаты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дулат
Современное самоназвание Дулаттар
Расселение

Казахстан Казахстан
Киргизия Киргизия
Китай Китай

Узбекистан Узбекистан
Язык тюркские
Религия ислам суннитского толка
Входит в казахи, киргизы, узбеки
Этнические группы Сикым, Шымыр, Ботпай, Жаныс

Дулаты (каз. дулаттар; ед. дулат) — крупное родоплеменное объединение, самая многочисленная группа в составе Старшего жуза казахского народа. Дулаты в составе казахов являются частью уйсунов, в составе киргизов — племени саяк, в составе узбеков — этнографической группы кураминцев[1]. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи.

По сельскохозяйственной переписи 1906—1912 гг. дулатов насчитывалось 334 тыс. человек, в том числе в Таразе — 60,8 % казахского населения, в Шымкенте — 32,8 %, в Бишкеке — 93,7 % казахского населения[2].

Уран, тамга

Уран (родовой (боевой) клич) — «Бактияр». Тамга (родовой символ) — «Домалақ». Этимология слово «Домалақ» — тотем Солнца (Күн белгісі). Домалақ ана - күн домалақ; Нұрила - күн нұры; Сары бәйбише - күн сары; Жарықшақ - күн жарық; - Нұр ұл или Нұрын ("Нирун" по Рашид ад-Дин) — күннен тараған.

Тамги и ураны.

Этническая принадлежность дулатов

Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил неоднократно предметом спора многих исследователей — одни считали их выходцами из монгольских степей и потомками племени дуглатов, упоминаемым Рашид ад-Дином (В. В. Бартольд, Ч. Ч. Валиханов), либо племени барын[3], другие — тюрками (Н. А. Аристов, С. Аманжолов, В. В. Востров, М. С. Муканов). Согласно тюркской теории, этническую основу дулатов составили племена Западно-Тюркского каганата (VI в.), известные в письменных источниках под названием «дулу» (пять племён дулу и пять племён нушиби) — жители Семиречья. Дальше на протяжении 5 веков (700—1200 гг.) дулу в известных трудах не упоминаются[4]. В Чагатайском Улусе (1224—1348 гг.) позже дуглаты основали своё собственное государство Манглай-Субе[5].

Гаплогруппа

Дулаты представляют собой один из родов в составе крупного племенного объединения уйсун. Для уйсунов и дулатов характерной является гаплогруппа С2-M217[6][7]. Генетически уйсунам из народов Центральной Азии наиболее близки баяты, проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии[6].

Гаплогруппа С3-starcluster (ныне обозначается как C2*-M217), согласно Ж. М. Сабитову, отражает генетический вклад нирун-монголов, потомков Бодончара (предка дуглатов и других монгольских родов)[7]. При этом дулатов Казахстана и остальных уйсунов Сабитов связывал с нирун-монгольским племенем барын[3].

Шежире

Согласно шежире Г. Н. Потанина, у Уйсуна было два сына — Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака — Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) — Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы, а Канлы и Шанышкылы являются пришельцами (кирме)[7].

Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына — Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Караш-би. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла — сын Шакшам, у Байдибека — сын Сары Уйсун (от Байбише — старшей жены) и Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака — сыновья Албан, Суан, Дулат[7].

В 2019 году запущен некоммерческий проект с целью классификации рода Дулатов.[8] Веб-сайт функционирует в виде свободной, модерируемой энциклопедии.

Состав племени

Племя дулат делится на 4 рода, которые со временем стали делиться на более мелкие роды (по алфавиту):

  • Ботпай — бидас, құдайқұл, қоралас, шағай.
  • Жаныс — дәулет, жамбай, бөгежіл, қапал, жантай, жанту, жарылқамыс, қасқарау, өтей, шегір, ниязбек, өзтемір, қараман, топай.
  • Сикым — жәнібек, әлібек, малыбай, бағлан, қоянбай, сары, қарақұл, шуылдақ, шадыр, қусирақ.
  • Шымыр — бекболат, шынқожа, темір.

Дулаты и дуглаты Моголистана

Существует версия отождествления дулатов в составе казахов с дуглатами Моголистана. По мнению ряда других исследователей, дулаты и дуглаты Моголистана имеют лишь схожие этнонимы. Согласно данной версии, дулаты имеют одинаковое происхождение с остальными родами объединения уйсун и не имеют прямого отношения к средневековым дуглатам[7].

Наиболее подробные сведения по истории своего племени дуглат приводит историк Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат. По его свидетельству, дуглаты были «одним из главных и могущественных племён Могулистана».

В период упадка Чагатайского улуса дуглатская знать решила создать самостоятельное государство на территориях, прилегавших к Кашгару и Яркенду. Поскольку во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только Чингизид, амир Пуладчи (Буладжи), глава племени дуглат, выступил с намерением создать независимое от Чагатайского улуса государство Могулистан с помощью ставленника — хана из Чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дуглаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур-оглан[9]. Таким образом, первоначально Чингизиды стали политическим орудием в руках дуглатов. С этого момента глава племени дуглат занимал при хане Могулистана должность улусбега — «правителя улуса» — занимавшегося фактическим управлением делами государства.

Сам историк Мухаммад Хайдар Дуглат приходился двоюродным братом падишаху Бабуру, а также Султан-Саид-хану, завоевавшему в 1514 году исконные земли дуглатов Манглай-Субе и основавшему на их территории независимое ханство Могулия. После смерти Султан-Саид-хана его преемник Абд ар-Рашид-хан I (1533—1559) положил конец власти дуглатов в ханстве и казнил последнего улусбега — Саййид-Мухаммад-мирзу, дядю историка Мухаммад Хайдара.

Известные дулаты

  • Мирза Мухаммад Хайдар Дулати
  • Толе би
  • Урту Борак — Первый правитель Манглай-Субе. Получивший от Чагатая семь феодальных привилегий (барабан, знамя тумена (туман туг), право являться с оружием в ханское собрание, место во главе ханского дивана и др.).
  • Пуладчи (Буладжи) (1347—1360 гг.) — основатель ханства Моголистан.
  • Камар ад-Дин (ум. ок. 1392 г.) — брат Пуладчи, 1366-1390 гг.
  • Отеген батыр (1699—1773) — один из знаменитых батыров, боровшихся с джунгарскими захватчиками в 1-ой половине XVIII века.
  • Койгельды батыр (1702—1795) — участник Анракайской битвы.
  • Кырбасулы Жаугаш (1738—1787 гг.) — батыр, военачальник у хана Абылая, посол.
  • Сыпатай батыр (1781—1868) — участник освободительной борьбы казахских и кыргызских народов против Кокандского ханства.
  • Самен батыр (1704—1777) — один из знаменитых батыров, главнокомандующий в битвах против джунгар.
  • Капал батыр
  • Чупеков Абдугали Абсалиевич — академик НАН РК, историк
  • Адилов Жексенбек Макеевич — академик НАН РК, ректор Политехнического Университета Республики Казахстан
  • Ашимов Аким Уртаевич
  • Байзак Мамбетулы
  • Рыскулов, Турар Рыскулович
  • Бауыржан Момышулы

Интересные факты

Один из влиятельных биев казахского народа Толе би Алибекулы (дулат, отделение жаныс — жанту), фактически повелевавший Старшим Жузом, жил в Ташкенте. В 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс мальчик-бродяга по имени Сабалак, впоследствии знаменитый Абылай хан, пас в 1725 году верблюдов Толе би[10].

В записках 1853 года майора Перемышельского, описано место для будущего поселения (г. Алма-Ата), расположенного на землях племени дулат:

8 августа, 1853 г.

Каргалы

Г. Корпусному Командиру

Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерении моём обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.

Мухамеджан Тынышпаев, «Материалы по истории казахского народа», Ташкент 1925 год

В 1650-х годах дулаты перекочевали на запад, а в 1690—1790 годах они жили в Ташкентском уезде. Дулаты управляли, владели Ташкентом. В русских источниках сведения о племени дулат появляются уже в XVIII веке. Так, в описании родоплеменного состава казахов, составленном М. Тевкелевым в 1778 году, сказано, что Старший жуз состоит из 10 племён и в их числе приведены все пять основных родов дулатов: ботпай, шымыр, сиқым, жаныс, бөгежіл.

Сиргели является названным братом Дулата, родоначальника племени Дулат.

См. также

Примечания

  1. Бушаков В. А. Тюркская этноойконимия Крыма / Э. Р. Тенишев. — Москва, 1991. — С. 121—122. Архивная копия от 23 декабря 2021 на Wayback Machine
  2. По материалам книги Востров В. В., Муканов М. С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX- начало XX вв.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.
  3. 3,0 3,1 Сабитов Ж. М., Баймуханов Н. Б. Нируны и субклад С2а3-F4002 (старкластер). Academia.edu — Share research. Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  4. Тынышпаев М. Т. Материалы к истории киргиз-казакского народа. — Переиздание. — Алматы: Дом печати «Эдельвейс», 2014. — С. 20. — 88 с. — ISBN 9965-602-58-1.
  5. В. В. Бартольд. Сочинения. Том 2. Часть 1. — Москва: Рипол Классик. — С. 512. — ISBN 978-5-88533-124-1. Архивная копия от 23 декабря 2021 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 78. — 148 с. Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Сабитов Ж. М. О происхождении казахских родов сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, сргелы // The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2012. — Т. 4, № 1. — С. 94—98. — ISSN 1920-2997. Архивировано 30 июня 2019 года.
  8. Дулат руы (рус.) ?. dulattar.com. Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 5 августа 2018 года.
  9. Академик В. В. Бартольд. «Отчёт о поездке в Средн. Азию»
  10. Мухамеджан Тынышпаев «Материалы по истории казахского народа», Ташкент 1925 год

Литература

Ссылки