Джучи

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джучи
монг. Зүчи хан?, ᠵᠦᠴᠢ ᠬᠠᠨ?
1207 — 1225/1227
Предшественник титул учреждён
Преемник Батый

Дата рождения 1182 или 1184
Дата смерти 1225 или 1227
Место смерти Дешт-и Кыпчак
Место погребения гора Улытау, Казахстан
Род Чингизиды
Отец Чингисхан
Мать Бортэ
В браке Никтумыш-фуджин
Саркаду-хатун
Султан-хатун
Кутлук-хатун
Куйки-хатун
Уки-фуджин
Несер
Фарис и др.
Дети Орда-Эджен
Батый
Берке
Шибан
Тука-Тимур
Тангкут
Отношение к религии тенгрианство

Джучи́ (монг. Зүчи хан?, ᠵᠦᠴᠢ
ᠬᠠᠨ
?; ок. 1182[1] или 1184[2] — ок. 1225[3] или 1227[4]) — правитель собственного Улуса (Улуса Джучи)[5][6], западной части Монгольской империи, государственный деятель и военачальник, участвовавший в завоевании Средней Азии, командовавший самостоятельным отрядом в низовьях Сырдарьи.

Старший сын Чингисхана и его первой жены Бортэ из племени унгират. Старший брат Чагатая, Угэдэя и Толуя. Наследственные земли его потомков в западной части Монгольской империи — Улус Джучи1207)[7][8] — в русской историографии известны как «Золотая Орда».

Происхождение

Джучи родился около 1182 года от первой, самой уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Бортэ, но кто был его настоящим отцом, доподлинно неизвестно. Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Бортэ племенем меркитов, вскоре после освобождения из которого родился Джучи. Возможным отцом Джучи, согласно «Сокровенному сказанию монголов», мог быть Чильгир-Боко (который взял Бортэ в наложницы), младший брат Чиледу (уже умер ко времени пленения Бортэ), у которого отец Чингисхана, Есугей, отбил невесту Оэлун из рода олхонут (один из родов племени унгират), будущую мать Чингисхана. Так или иначе, Тэмуджин признал Джучи своим сыном, но «проклятие меркитского плена» висело на Джучи всю жизнь.

Не считал Джучи биологическим сыном Чингисхана учёный Л. С. Клейн[9].

Военные кампании

Покорение «лесных народов»

Как прошли детство и юность Джучи, сведений нет. Вновь в средневековых повествованиях его имя появляется, когда ему уже было двадцать пять лет. Как рассказывает «Сокровенное сказание», в 1207 году Чингисхан отправил Джучи во главе войска на земли, расположенные к западу от Байкала, чтобы он покорил племена, живущие в тех лесах. Племена, не вступив в бой, признали господство монгольского хана. В итоге Джучи подчинились такие лесные народы как теленгуты, урсуты и ряд других народов. Под давлением армии Джучи подчинились енисейские киргизы, жившие в верховьях Енисея, после чего к Джучи пришли киргизские нойоны, принеся ему белых кречетов, белых коней и белых соболей.

Кампания оказалась очень удачной для Джучи и была высоко оценена Чингисханом, который составил благоприятное впечатление о его военном таланте. Джучи получил от отца земли племён, покорённых им, что стало началом создания Улуса Джучи.

Поход на Цзинь

По решению Чингисхана в 1213 году начался новый монгольский поход на Цзинь. Войска Чингисхан разделил на три группы. Главную группу войск возглавили он сам и его младший сын Толуй. Западную группу войск возглавили Джучи и его братья Чагатай и Угэдэй. Третья, восточная, была возглавлена Хасаром (братом Чингисхана). Джучи и его братья действовали к югу от хребта Тайхан и вышли на северный берег Хуанхэ. Около Луаня они разделили свою армию так, чтобы им было удобно разорять и уничтожать богатые области на берегах Хуанхэ. Близ Хуацина они повернули армию на запад, затем вновь отправились на север через долину реки Фэньхэ. Были захвачены города Пинъян, Фэньчжоу и Тайюань, богатая столица провинции Шэньси. С огромным награбленным богатством Джучи с братьями прошли через Тайчжоу к Датуну. Оставив на время добычу в землях онгутов, они объединились возле Пекина с армией Чингисхана и Толуя.

В целом поход оказался очень плодотворным для армии Чингисхана и закончился перемирием, за которое Цзинь отдала огромный выкуп монголам. Однако поход монголов был очень кровавым, было убито огромное количество мирного населения, и даже покидая Цзинь они продолжали убивать пленённых ими людей (По «Сокровенному сказанию» несколько сот тысяч пленных).

Поход Джучи против восставших киргизов

В 1217 году отряд монголов выступил для подчинения туматов, живших к западу от Байкала. Однако туматы разбили отряд монголов. Чингисхан решил приказать вассалам киргизам подавить туматов, но киргизы отказались выполнять приказ и подняли восстание.

Пришла очередь Джучи лично подавить киргизов и навести порядок. В 1218 году Джучи перешёл по льду реку Селенгу, дошёл до притока верхнего Енисея реки Усы и затем, прошёл вниз по течению Енисея, где атаковал центральные районы расселения киргизов. Монгольские отряды дошли до Оби и повернули назад. Джучи легко смог подавить восставших и к тому же подчинил себе теленгутов, живших к западу от киргизов.

Завоевание Средней Азии

См. статью: Монгольское завоевание Средней Азии

Улус Джучи

Возникновение и территории Улуса

Улус Джучи

Согласно «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина, все области и улус, находившиеся в пределах реки Иртыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингисхан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы [Джучи-хан] завоевал и включил в свои владения области Дашт-и Кипчак и находящиеся в тех краях государства. Его юрт был в пределах Иртыша, и там была столица его государства.

В произведении «Шаджарат Ал-Атрак» («Родословие тюрков»), составленном неизвестным автором[10], сообщается, что после завоевания Хорезма, по приказу Чингисхана, Хорезм и Дешт-и-Кипчак от границ Каялыка до отдалённейших мест Саксина, Хазара, Булгара, алан, башкир, урусов и черкесов, вплоть до тех мест, куда достигнет копыто татарской лошади, стали принадлежать Джучи-хану, и он в этих странах утвердился на престоле ханства и на троне правления. Так как он умер в Дешт-и-Кипчаке, то дети и внуки его воссели в Дешт-и-Кипчаке на седалище верховного правления. Все султаны Дешт-и-Кипчака происходили из потомства Джучи.

Согласно «Тарих-и Джехангуша» («История завоевателя мира») Ата-Мелика Джувейни, известно, что «когда во времена правления Чингисхана размеры царства стали огромны, он дал каждому удел для его местопребывания, которое они называют юрт. Своему старшему сыну Туши он отдал область, простирающуюся от Кайялыка и Хорезма до крайних пределов Саксина и Булгара и дальше, где только касалось земли копыто татарского коня».

В результате монгольских завоеваний территории Западной Сибири, север Хорезма, Дашт-и Кипчак — как восточная его часть, так и западная (после «западного похода» 1237—1242 гг.) — была включена в состав новообразованного Улуса Джучи.

Административно-политическое деление

Административно-политическое деление Улуса Джучи сложилось на основе войскового (военного) деления в соответствии с улусной системой. Изначально он был разделён на два внутригосударственных улуса — крыла. Они соответствовали самым крупным административным единицам Улуса Джучи. Разделение Улуса Джучи на крылья после смерти его основателя и до похода 1237—1242 гг. ограничивалось территорией Восточного Дашт-и Кипчака. В территориальных границах этого региона и произошло первоначальное разделение Улуса Джучи на два крыла[11].

Земли от Иртыша через Северное Прибалхашье до среднего течения Сырдарии отошли к левому крылу, во главе которого стоял Орда со своими братьями Удуром, Тука-Тимуром, Шинкуром и Синкумом[12]. По сообщению Утемиша-хаджи, Чингиз-хан, «устроив совет с беками, в соответствии с ханской ясой отдал Саин-хану правое крыло с вилайатами на реке Идил, левое крыло с вилайатами вдоль реки Сыр отдал Иджану»[13].

Улус наследника отцовского трона, Батый, и остальных его братьев располагался в северном Приаралье, в Торгайских степях, доходя на западе до Яика или далее до Идиля (Волги). По существу, Батый изначально унаследовал юрт своего отца на Улытау[14]. Джучи переселился туда с берегов Иртыша после завоевания Хорезма. Дальнейшее развитие улусная система получила после завоевания Западного Дашт-и Кипчака (булгар и уничтожения половцев-кыпчаков), когда Батый, возглавлявший правое крыло Улуса Джучи, переселился и остался во вновь приобретённых землях на побережье Волги, основав здесь новый улус, впоследствии получивший в исследовательской литературе название «Золотая Орда». С этого времени Яик (прежде бывший западной границей Улуса Джучи) стал являться межкрыльевой границей между улусом Орды (Ак Орда) и улусом Батыя. Но на территории прежнего юрта Батыя в Западном Казахстане остался его младший брат Шибан, который положил начало новому отдельному улусному объединению со своей династийной линией (Кок-Орды).

Став верховным ханом Улуса Джучи, Батый всё же разделял своё правление с Ордой. Территория Улуса в соответствии с войсковым делением была разделена на два больших крыла, руководство над которыми они и осуществляли. Все остальные сыновья Джучи были включены в эти крылья и находились в подчинении у своих старших братьев. Монгольское войско, данное в ведение Джучи, после его смерти также было разделено между старшими братьями. «Из войск Джучи-хана, — говорится в этой связи в „Джами ат-таварих“, — одной половиной ведал он (Орда), а другой половиной — Батый».

Истребив последних представителей прежней власти и уничтожив символ их государственности — Золотую Юрту, Хизр-хан положил начало династии Шибанидов на золотоордынском престоле, который с этого времени, надо полагать, стал Кок-ордынским. Во второй половине ХIV в. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на неё. В свою очередь, их территория на рубеже 1360—1370-х гг. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды[15].

Смерть Джучи

Мавзолей Джучи-хана на марке «Казпочты», 2014

Согласно «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина, последние годы жизни Джучи прошли в плохих отношениях с отцом. Причиной могли служить как и его конфликты со своим братом Чагатаем, так и отказ выполнить приказ отца о покорении всего Дешт-и-Кипчака — кипчаков, русских и черкесов. Джузджани сообщает, что Джучи заявил о «безрассудстве отца в отношении земель и людей». Во время болезни Чингисхана в конце 1225 года Джучи не присутствовал на совете, чем разгневал отца (после того, как воин хана сообщил, что он не болеет, как он заявлял ранее, объясняя своё отсутствие рядом с отцом, а развлекается охотой), и тот приказал отправить войско в его сторону. Но поход не состоялся из-за смерти Джучи. Точная дата смерти Джучи неизвестна, как и его точная дата рождения. Можно лишь говорить о начале 1226 года (или конец 1225 года), по некоторым другим источникам — 1227 год. По некоторым версиям, Джучи был отравлен раствором из клещевины. Умер Джучи приблизительно в возрасте 40 лет. Похоронен в мавзолее в Улытауской области Казахстана в 50 км к северо-востоку от Жезказгана в горах Улытау[16]. В 1946 году тело Джучи-хана было выкопано советскими археологами. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом.

Его многочисленное потомство получило в удел Хорезм, Дешт-и-Кипчак, Кавказ и страны к северу от Каспийского и Чёрного морей, ещё не завоёванные. Смерть Джучи помешала этому завоеванию, а сыновья его были ещё малолетние; к тому же ближайшие заботы отвлекали внимание монгольских владык от далёкого запада.

Потомки Джучи

В «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина сообщается, что в детском возрасте за Джучи была сосватана племянница Ван-хана и дочь Джаха-Гамбу Никтимиш-фуджин (Биктутмиш-фуджин); она была сестрой супруги Чингисхана Абикэ-беги (Ибаха-беги) и супруги Толуя Сорхахтани-беки.

Жёны Джучи:

1) Никтумыш-фуджин, дочь Джакембо (Джаха-Гамбу), брата Онг-хана (Ван-хана);

2) Саркаду-хатун, из племени конгурат, старшая из (всех) жён Джучи-хана, от неё родился Орда;

3) Ултан-хатун, мать Берке, Беркечара и Буре;

4) Кутлук-хатун, из племени баргут, мать Чимпая;

5) Куйки-хатун, из племени кераит, мать Тангкута;

6) Уки-фуджин, дочь Анчи-нойона (Ильчи-нойона), из племени конгурат, мать Батыя;

7) Несер, мать Шибана и Чилавуна;

8) Фарис, мать Шинкума и Шинкура.

«У Джучи-хана было много жён, но внимания заслужили только эти (поименованные). Наложниц же у (него) было бесчисленное множество; из всех их (известны) Караджин-хатун, мать Бухала (Бувала), и другая Кагри-хатун, из племени меркит, мать Тука-Тимура. Остальные (здесь) не означены, так как имена их не известны».

«Как об этом передают достойные доверия повествования, у него было около сорока сыновей и от них народилось несчётное количество внуков, но из-за дальности расстояния и из-за того, что не нашлось ни одного знающего человека, все их потомки не выявлены и не установлены в точности; однако то, что про его сыновей и внуков известно и ведомо, излагается подробно и обстоятельно».

Сыновья Джучи:

согласно «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина[17]:

1. Орда-Эджен (Орду-Ичен) (? — 1246/1251), правитель левого крыла (восточной части) Улуса Джучи

2. Батый (ок. 1208 — ок. 1255), правитель Улуса Джучи (1227—1255)

3. Берке (ок. 1209—1266), правитель Улуса Джучи (1257—1266)

4. Беркечар

5. Шибан (Шейбан)

6. Тангкут (Тангут)

7. Бувал (Мувал, Могол)

8. Джилаукун (Чилакун)

9. Шингкур

10. Чимбай (Чимтай)

11. Мухаммед

12. Удур

13. Тука-Тимур

14. Сингку (Сингкум, Шингкум)

согласно «Муизз ал-ансаб фи шаджарат салатин могул» («Книга, прославляющая генеалогии в родословном древе монгольских султанов»), которая была составлена неизвестным автором по поручению тимурида Шахруха в 829 (= 1426) году[18]:

15. Эсен

16. Бури (Буре)

17. Хугачи

18. Кутадур (Кувадур)

Отражение в культуре и искусстве

В фольклоре

Согласно сочинению «Шаджарат Ал-Атрак» («Родословие тюрков»), известно, что Чингисхан любил Джучи-хана больше, чем всех своих детей мужского и женского пола, так что ни у кого не было смелости в присутствии Чингисхана произнести имя Джучи-хана с неодобрением. В то время, когда известие о смерти Джучи-хана пришло в орду, никто не мог сообщить это Чингисхану. В конце концов все эмиры решили, что Улуг-Джирчи, который был приближённым и одним из великих эмиров, сообщит об этом, когда получит приказание о джире. Затем Улуг-Джирчи, когда Чингисхан отдал приказание о джире, найдя время удобным, сказал тюркский джир:

Тенгиз баштын булганды ким тондурур, а ханым? Терек тубтын джыгалды ким тургузур, а ханым?

Чингисхан в ответ Джирчи сказал тюркский джир:

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур, Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур.

Смысл слов Джирчи был таков: «Море до основания загрязнилось, кто (его) очистит, о царь мой? Белый тополь покатился с основания, кто (его) поставит, о царь мой?» В ответ Чингисхан говорит Джирчи: «Если море загрязнилось до основания, тот, кто очистит (его), — сын мой Джучи; если ствол белого тополя покатился с основания, тот, кто поставит, — сын мой Джучи!» Когда Улуг-Джирчи повторил свои слова, слёзы потекли из его глаз. Чингисхан сказал тюркский джир:

Козунг йашын чокуртур конглунг голды балгаймы? Джиринг конгуль бкуртур Джучи ольди болгаймы?

В ответ Чингисхану Джирчи сказал тюркский джир:

Сойлемекке эрким йок сен сойлединг, а ханым! Оз йарлыгынг озге джаб айу ойлединг, а ханым!

Когда Джирчи повторял свой джир и при этом слёзы стали видны на (его) глазах, Чингисхан говорит: «Твой глаз проливает слёзы, разве сердце твоё наполнилось? Речь твоя заставляет рыдать сердце, разве Джучи умер?» Так как в то время вышло повеление Чингисхана, что каждый, кто скажет слово о смерти Джучи, подвергается наказанию Чингисхана, то вследствие этого Джирчи в ответ Чингисхану говорит: «Говорить об этом не имею силы и воли, ты сам сказал, о царь мой, указ твой над тобой самим пусть будет, ты хорошо подумал, о царь мой, так как это — так». Тогда Чингиз-хан сказал тюркский джир:

Кулун алган куландай кулунумдин айрылдым, Айрылышкан анкаудай эр олумдин айрылдым.

то есть: «Подобно лосю, которого на охоте гонят, чтобы убить, сам он убегает, а детёныш его остаётся, также я отделился от своего ребёнка и подобно простаку, который из-за простоты попал в среду врагов в расчёте на дружбу и отделился от спутников, так я отделился от мужественного сына моего». Когда от Чингисхана изошли такие слова, все эмиры и нойоны встали, выполнили обычай соболезнования и стали причитать[10].

В литературе

Джучи стал персонажем романов В. Г. Яна «Чингиз-хан» и И. К. Калашникова «Жестокий век».

В кино
  • Сюжет гибели Джучи во время охоты лежит в основе советского мультфильма «Аксак кулан» («Казахфильм», 1968), снятого по одноимённой казахской легенде[19].

Память

См. также

Примечания

  1. Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник мышиной норы. gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано 17 мая 2008 года.
  2. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. — АСТ, 2004. — С. 78. — 557 с.
  3. Вопросы истории Казахстана. — Институт истории и этнографии имени Ч. Валиханова, 2002. — С. 14.
  4. Бартольд В. В. Сочинения: Туркестан в эпоху Монгольского нашествия. — Изд-во Восточной лит-ры, 1963. — С. 595.
  5. Государственный Эрмитаж. Культура и искусство востока. Золотая Орда (рус.) ?. Государственный Эрмитаж. Государственный Эрмитаж (2011). — Шедевры коллекции.
  6. Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье) / Российская государственная библиотека (РГБ). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.. — Казань: Магариф, 2000. — 255 с.
  7. Гатин М.С., Абзалов Л.Ф., Юрченко А.Г. Образование Золотой Орды: улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266): источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Гатин М.С., Абзалов Л.Ф., Юрченко А.Г.. — Казань: Татарское книжное издательство, 2008. — 479 с. — ISBN 978-5-298-01610-0.
  8. Почекаев Р.Ю. Золотая Орда. История в имперском контексте / РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Д. Д. Беляеву Т. В. Гимон, И. О. Ермаченко, А. А. Исэров, А. Ю. Карачинский (ученый секретарь), Н. Н. Крадин, П. Ю. Уваров (председатель), Т. А. Филиппова (зам. председателя) Рецензент : доктор исторических наук, профессор Т. И. Султанов. — Санкт-Петербург: НАУКА, 2017. — С. 9. — 206 с. — ISBN 978-5-02-039675-3.
  9. Клейн Л. С. Происхождение славян. Версия биохимическая (Спор с Клёссовым). Публикуем рецензию археолога и филолога, доктора исторических наук Л. С. Клейна на книгу А. А. Клёсова «Происхождение славян», опубликованную в журнале «Российский археологический ежегодник». Хотя книга вышла в 2013 году, ее разбор с позиций науки представляется нам по-прежнему актуальным. генофонд.рф. web (15 марта 2015). — «Хоть Джучи и не был биологическим сыном Темучина, потомки Джучи — полноправные чингизиды. И то же относится к большинству аристократических родов. Усыновление практикуется во многих культурах, и юридическое отцовство может значить не меньше, чем биологическое». Дата обращения: 25 июня 2022. Архивировано 9 мая 2021 года.
  10. 10,0 10,1 Родословие тюрков — Шаджарат ал-атрак. www.vostlit.info. Дата обращения: 23 мая 2019. Архивировано 10 мая 2019 года.
  11. Зайцев И.В. Тюркологический сборник 2003-2004 (Тюркские народы в древности и средневековье). Крымская историография эпохи Средневековья и Нового времени / С.Г. Кляшторный (председатель), Т.И. Султанов, В.В. Трепавлов. — Москва: «Восточная литература», 2005. — С. 54—55. — 48-85 с. — ISBN 5-02-018491-8 (в пер.).
  12. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ПУБЛИКАЦИЯ 1946-1952 ГГ.->ТОМ II->ЧАСТЬ 3. www.vostlit.info. Дата обращения: 2 июня 2019. Архивировано 3 июня 2019 года.
  13. УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ->ЧИНГИЗ-НАМЕ->ТЕКСТ. www.vostlit.info. Дата обращения: 2 июня 2019. Архивировано 24 мая 2019 года.
  14. Смаилов Ж.Е. Памятники археологии западной Сарыарки (Средневековые городища и поселения). — Караганда: Tengri Ltd, 2015. — С. 16—23. — 141 с. — ISBN 978-601-7814-31-1.
  15. К. З. Ускенбай. Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII — начале XV века. Проблемы этнополитической истории Улуса Джучи / И. М. Миргалеев. — Серия "История и культура Золотой Орды" Выпуск 17. — Казань: "Фэн" АН РТ, 2013. — С. 58. — 288 с. — ISBN 978-5-9690-0205-0.
  16. Казахи всегда понимали сакральное значение земли Улытау, — С. Сакенов. Дата обращения: 27 ноября 2014. Архивировано 28 марта 2018 года.
  17. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — Т. 2. — С. 66—78.
  18. «Муизз ал-ансаб фи шаджарат салатин могул» (кратко — Муизз) составлена неизвестным автором по поручению тимурида Шахруха в 829 (= 1426) году.
  19. Асенин С. В. Мир мультфильма. — Рипол Классик, 2013. — С. 95. — 310 с. — ISBN 9785458305167.
  20. Мавзолей Жошы-хана и Домбаула. Дата обращения: 24 мая 2019. Архивировано 24 мая 2019 года.

Литература

Источники
  • Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания профессора А. А. Семёнова. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой,редакция профессора А. А. Семёнова. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского Ю. П. Верховского, редакция профессора И. П. Петрушевского. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2.
  • Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ / Перевод С. А. Козина. — М.Л.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. I.
  • Юань ши. История династии Юань. — М.: Пекин, 1976.
Дополнительная литература
  • Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1963. — Т. I. — С. 87, 101, 236, 435—437, 452, 459, 468, 474, 481, 483, 484, 497—504, 522, 524, 525, 531, 554, 595.
  • Бартольд В. В. Работы по истории и философии тюркских и монгольских народов // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1968. — Т. V. — С. 126—128, 130, 133−139, 142, 145, 148—150, 171, 212, 217, 255, 227, 275, 401, 402, 496, 499, 503—505, 564, 591, 621, 627.
  • Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан: личность и эпоха. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1995. — С. 25, 72, 73, 77, 86, 117, 138, 150, 168, 173, 176, 177, 180, 181, 184—186, 189, 192, 195, 199, 204, 205, 213, 219, 221. — 274 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-02-017390-8.
  • Лео Де Хартог. Чингисхан. Завоеватель мира. М.: Олимп: АСТ:Астрель, 2007. ISBN 978-5-17-042982-0
  • Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2006. — 350 с. — ISBN 978-5-17-038377-1.
  • Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-035804-0.

Ссылки