Святки

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Святки
Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е годы.Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е годы.
Тип народно-христианский
Иначе Коляды, «Калядныя святкi» (белор.)
Установлен Турским собором (567 год)[1],
обрядность имеет дохристианские корни[2][3]
Отмечается славянами
Дата

с ночи 24 декабря (6 января) на 25 декабря (7 января)

по ночь с 5 (18) января на 6 (19) января
Празднование народные гуляния
Традиции запрет на работы, колядование, славление, посевание, ряженье, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие, вечёрки, катание на лошадях[4]
Связан с Рождество Христово, Крещение Господне
П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)
Рождественская дореволюционная открытка

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января (Зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество[5].

В христианской традиции — время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника (с 7 по 17 января)[6][7].

Этимология и названия

Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь[8]) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червонные святки[9], Зелёные святки).

  • рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), цветьё (Удмуртия)[10], окрутники (новг.)[11], кудеса (новг., вологод.)[12], субботки[12] (псков.);
  • зап.-белор. калядныя святкi; між каляд, поміж каляд (то есть 'между колядами'); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
  • укр. святі дні, коляда;
  • полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
  • польск. Gody, Godnie Święta[13], Szczodre Gody, świeczki, święte wieczory;
  • чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody[13];
  • словацк. Vianoce, Hody, sviatky[14];
  • словен. Volčje noči (штир.)[15] (также см. Вучаренье);
  • сербохорв. некрштены дани[16];
  • в.-болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене[17].

Церковное празднование

Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина (ум. 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Ещё со времён Римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[18].

Обрядность

Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню[19]. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной[20].

У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением[21].

Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий[22].

В Новгороде со второго дня Святок (окрутников) до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках («святочники») с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем[23].

В Псковской губернии (в Торопце) девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом:

Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!

За это гости платят — сборы идут хозяйке избы. Женатые мужчины на «торопецкие субботки» не допускаются[24].

Святочный период

Во многих славянских традициях Святки делились на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́» (ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшны́е вечера. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками, во время которых происходило колошение и цветение злаков[10]. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная»[5].

Изгнание святок

Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. На Украине сжигание на Новый год рождественской соломы или мусора, накопленного за период Святок, называлось паліть діда или паліть дідуха. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит!»; это называлось «провожать святки»[25].

Пословицы и поговорки

  • На Святки только волки женятся[26].
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится[27].
  • Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай (полес. Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай)[28].
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься (воронеж.)[29].
  • Мокрые святки — мало урожая (пол. силез.)[30].
  • Ясные святки — полные амбары (пол. силез.)[30].

См. также

Примечания

  1. Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge-Mass., 2003. С. 242.
  2. Никифоров, 2006, с. 596.
  3. Перевезенцев, 2001, с. 182.
  4. Кимеева Т. И., Глушкова П. В. Овеществленные компоненты святочного календарного обряда русских как объект нематериального культурного наследия. Архивная копия от 13 июля 2019 на Wayback Machine // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств — Кемерово, 2015
  5. 5,0 5,1 Виноградова, Плотникова, 2009, с. 584.
  6. Рождество Христово и Святки в 2020 году. Дата обращения: 12 января 2020. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  7. Святки. Архивная копия от 12 января 2020 на Wayback Machine // azbyka.ru
  8. Черных, 1999, с. 557.
  9. Бальмонт К. Д. Червонные святки
  10. 10,0 10,1 Стародубцева, 2001, с. 19.
  11. Снегирёв, 1838, с. 33.
  12. 12,0 12,1 Снегирёв, 1838, с. 34.
  13. 13,0 13,1 Ганцкая и др., 1973, с. 208.
  14. Виноградова, Плотникова, 2009, с. 585.
  15. Кабакова, 1995, с. 428.
  16. Толстые, 1978, с. 114.
  17. Плотникова, 2004, с. 254.
  18. Свод Законов XIV. — Ч. 4. — С. 33—34. См.: прот. Г. С. Дебольский. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — Т. 1. — СПб., 1882.
  19. Мануковская, 2012, с. 95.
  20. Корнеева, 2007, с. 114.
  21. Терещенко, 1999.
  22. Мячин, 2004, с. 557.
  23. Снегирёв, 1838, с. 33–34.
  24. Снегирёв, 1838, с. 34–35.
  25. Виноградова, Плотникова, 2009, с. 588.
  26. ЭФРК, 1996, с. 72.
  27. Воскобойников, Голь, 1997, с. 35.
  28. Толстая, 2005, с. 133.
  29. Пухова, Христова, 2005, с. 44.
  30. 30,0 30,1 Виноградова, Плотникова, 2009, с. 587.

Литература

Ссылки