Перейти к содержанию

Васильев день

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Васильев день
У крестного отца на Новый год (в Малороссии). 1898У крестного отца на Новый год (в Малороссии). 1898
Тип народно-христианский
Иначе Василь-день, Зажив дня, Василий Кесаретский
Также Василий Великий (церк.)
Значение начало Страшных вечеров, Старый Новый год
Отмечается славянами, коми (Василей лун)[источник не указан 1840 дней]
Дата 1 (14) января
Празднование ходят таусить, усенькать, посевание, ряженье, святочные игры
Связан с зимними святками, встречей Старого Нового года
Икона «Святой Илья с мечом». 1668[1]". 1668. («Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную»)
Дореволюционная новогодняя открытка

Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров»[2]. У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам[3][4].

Другие названия

рус. и церк.-слав. Обрезание Господне, Святой Василий Великий[5]; Василий-свинятник, Свиной праздник[6], Василий Солноворот[5]; белор. Васілле[7], Васілля[8]; словацк. Obrezanie Krista Pána; чеш. Obřezáni Páně, Slavnost Matky Boží Panny Marie[5]; болг. Св. Василъ, Сурваки[9], Суръва година, Сурова година[10], Васильовден, Сурвакден[11]; серб. Мали Божић, Ново лето, Нова година, Васиљевдан[12].

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Василий Великий, Обрезание Господне; славянами-католиками — Обрезание Господне, Праздник Божьей Матери Девы Марии; чьи имена присутствуют в названиях дня[13].

Обряды и поверья

Накануне крестьяне ходили по домам[где?] с поздравлениями и пожеланиями благополучия. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень[14].

В некоторых местах[каких] было обыкновение накануне ходить по домам (колядовать, щедровать) и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января[15]. Рано утром дети, собравшись вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина (большуха) старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком. Все «засеянное» зерно собиралось и хранилось до посева — его добавляли в первую сеялку. На Васильев день готовили кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастье и благополучии наступающего года для семьи[14].

Во многих домах[где] в этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь[16]. Св. Василий Великий считался покровителем свиней[17]. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его[14].

Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки и умыться. Верили, что кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным[7]. Для новогоднего умывания белорусы в воду клали медные или золотые монеты — чтобы весь год быть «чырвоным і крэпкім», как медь и золото; серебряные монеты — чтобы иметь «белае» (чистое) лицо[16].

Васильев день в быту русского народа считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т. п.[14]

В некоторых регионах Белоруссии[каких] в этот день считали необходимым начать «для прыкладу» какую-либо работу, чтобы потом она была успешной весь год[16].

Поговорки и приметы

  • Январь на порог — прибыло дня на куриный скок[18].
  • «На Новый год — куриный скок» (чеш. Na Nový rok o slepičí krok)[19].
  • «На Новый год дождь — на Великночь снег» (чеш. Na Nový rok déšť - o velikonocích sníh)[19].
  • «Новый год погодный — урожай будет дородный» (польск. Nowy Rok pogodny – zbiór będzie dorodny)[20]

См. также

Примечания

  1. Белова, 2004, с. 137.
  2. Виноградова, Плотникова, 2009, с. 522.
  3. Агапкина, 2009, с. 608.
  4. Мадлевская.
  5. 5,0 5,1 5,2 Валенцова и др., 2012, с. 633.
  6. Александров и др., 1999, с. 581.
  7. 7,0 7,1 Васілевіч, 1992, с. 558.
  8. Неверович, 1860, с. 135.
  9. Маринов, 1891, с. 101.
  10. Геров, 1901, с. 286.
  11. Колев, 1981, с. 427.
  12. Недељковић, 1990.
  13. Обрезание Господне. Дата обращения: 7 сентября 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Калинский, 2007, с. 93.
  15. Виноградова, 2012, с. 586.
  16. 16,0 16,1 16,2 Котович, Крук, 2010, с. 63.
  17. Власова, 2000, с. 76.
  18. Ховратович, 1994, с. 181.
  19. 19,0 19,1 Pranostika na 1. ledna. Дата обращения: 8 ноября 2015. Архивировано 15 января 2022 года.
  20. Etnografia Lubelszczyzny -Styczeń. Дата обращения: 8 ноября 2015. Архивировано 30 августа 2016 года.

Литература