Обжинки

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обжинки
Последний сноп. Фото начала XX в.Последний сноп. Фото начала XX в.
Тип народно-христианский
Иначе Дожинки, Спожинки, Досевки, Земля-именинница, Большая пречистая, Plon (польск.)
Также Успение Богородицы (церк.)
Значение Окончание жатвы хлебов
Отмечается восточными и западными славянами
Дата 15 (28) августа. В некоторых регионах России обряды Обжинок проводили 8 (21) сентября (Осенние спожинки) или 14 (27) сентября (Воздвиженье). Мазуры отмечали дважды: по случаю уборки яровых и после сбора всех злаков.
Празднование завивали «бороду» из колосьев, чествовали последний сноп, мирская складчина[1][2], освящали убранное жито и собранные травы (зелье)[3]
Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»
А. Ковальский-Веруш. Дожинки. 1910
М. Стахович. Дожинки. 1821
Адам Сеткович[польск.]. Богородица травная (польск. Matka Boska Zielna)
Обжинки. Нижняя Силезия, Польша. 2016

Обжи́нки[4] (Дожи́нки[5][6], Успе́ние[7]) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа, славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна[4].

Праздник включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц[8] и праздничную трапезу.

Другие названия

рус. Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Спасов день, Дежень, Овсяница[9], Оложиницы, Засидки, Складчины, Осенины, Земля-именинница, Большая пречистая, Успенщина, Успение, Успенькин день[10]; белор. Талака, Спажá, Сплине, Вспленье; укр. Перша Пречиста; болг. Голяма Бугройца[11]; польск. Plon, Pepek (Пупок), Święto Matki Boskiej Zielnej, Matka Boża Owocowa[12], Matka Boska Wniebowzięta; чеш. Maria Kořenná na nebe vzeti, чеш. и словацк. Dožinky, Obžinky, Dožata, Homola[13].

Время проведения

В XIX — начале XX веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженья). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа)[14]. Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии (польск. Święto Matki Boskiej Zielnej, 15 августа).

У поляков Обжинки отмечали после завершения уборки каждой из зерновых культур и в конце всей жатвы; последние нередко назывались «окренжна» — (польск. okrężna)[15]. В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи в Вармии и Мазурии назывался plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков — okrężyie и dożynki. В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других — только в конце жатвы яровых[4].

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь отмечала завершения жатвы 8 (21) сентября, выезжая на острова для проведения праздника[16].

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча[17], чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него[18]. По завершении работ жнеи катались по ниве со словами[19]:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду»[20] — волотам, Волосу, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»[21]:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной[22]

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль[23]. Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе[24].

В некоторых местах последний сноп связывали специальным небольшим свитком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой»[25].

Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками[26]. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки[27] и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину»[28].

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевали[29]:

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки.
Диво-диво!

Наш хозяин тетерев
За горилкой полетел,
Диво-диво!

А хозяйка тетера,
У те готова вечеря?
Встречайте со жнива,
Ой, диво-диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявлялось в «толоках» или «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служило угощение. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят…[30]

В Ярославской губернии последний сноп «дожина» являлся всегда снопом ярового хлеба. Жницы с поля несли его в свой дом и клали в передний угол или на передний «попавошник», или на лавку. Часто это сноп стоял в переднем углу под «божницей». В иных местах последним выступал овсяный сноп. Снопом этим на Покров день, хозяин дома «закармливал скот». Для этого он утром в Покров день шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа. Сноп этот раздавал в рукавицах — «чтобы скот зимою не зазяб»[31].

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней дня после этого дня. Сроки обычно корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда успевали отсеяться к Яблочному Спасу[32].

Утром, пред выходом на посев озимых, вся семья усердно молилась, хозяйка вручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них в мешках укладывал семена ржи. На поле засевальщика встречали дети с пирогом и грешневой кашей. После засева пирог и каша съедались там же всей семьёй[33].

Иные обряды

В этот день перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении[34].

Также свят жито и всё что растёт на поле, а также цветы[35]. Поляки в этот день святили в костёлах зерновые культуры, горох, лён, овощи, фрукты, а также лекарственные растения, или травы, которые могли защитить от чародейства[35].

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—16-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках[36][37].

На Украине с этого дня и до Покрова начинали засылать сватов[38]: «Пришла Пречистая — принесла сватов нечистая» (укр. Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста)[39].

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно»[40]. В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба[41].

В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе[42].

В Словении считается последним днём лета или первым днём осени, с которого охлаждается вода и уже не купаются[43].

У болгар это был один из праздников урожая. В некоторых районах устраивались общесельские трапезы с поеданием жертвенных животных. Во время празднования танцевали общесельский хоровод (болг. хора), на который полагалось выйти в новой одежде. В хороводе участвовали не зависимо от возраста, начинал его наиболее удачливый в прошедшем сезоне хозяин[44].

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Чеслав Петкевич. «Рябиновая ночь бывает меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая»[45].

Фестивали «Дожинки»

В Польше с 1927 по 1938 годы в Спале ежегодно проходил фестиваль «Дожинки президентские в Спале»[польск.][46], проводившийся в том числе и на территории Западной Белоруссии. В 2000 году были возрождены как «Дожинки президентские»[46].

В Белоруссии с 1996 года ежегодно проводится Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі «Дажынкі»).

Поговорки и приметы

  • Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября))[47].
  • Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое[48].
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить[49].
  • Спажа — хлеба дежа (белор. Спажá — хлеба дзяжа)[3].
  • Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает (укр. Пéрша жито засіває, а Друга помагає)[50].
  • Пречистая мать (успение) засевает, а Покров собирает[51].

См. также

Примечания

  1. Коринфский, 1901, с. 367.
  2. Сахаров, 1885, с. 110.
  3. 3,0 3,1 Васілевіч, 1992, с. 585.
  4. 4,0 4,1 4,2 Усачёва, 2004, с. 448.
  5. Дожинки // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. "Дожинки".
  6. Даль, 1880—1882, с. 466.
  7. Б. Рыбаков объединяет этот праздник с Рождеством Богородицы, Осенними пожинками 8 (21) сентября. См. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981; В то же время полещуки считали, что жатва заканчивается до Яблочного Спаса. См. Толстая С. М. Полесский народный календарь — М.: Индрик, 2005
  8. Власов, 1993, с. 129.
  9. Терещенко, 1848, с. 135.
  10. Терентьева, 2012, с. 15.
  11. Терентьева, 2012, с. 10.
  12. Matka Boża „Owocowa”
  13. Грацианская, 1978, с. 189.
  14. Усачёва, 2004, с. 450.
  15. Ганцкая, 1978, с. 181.
  16. Логинов, 2003.
  17. Терновская, 1981, с. 141.
  18. Власова, Тишков, 2008, с. 651.
  19. Коринфский, 1901, с. 368.
  20. Усачева, 1999, с. 553.
  21. Терновская, 1995, с. 233.
  22. Шангина, 2007, с. 76.
  23. Толстая, 2005, с. 94.
  24. Александров и др., 1999, с. 742.
  25. Некрылова, 2007, с. 415.
  26. Грушко, 2000, с. 158.
  27. Забылин, 1880, с. 94.
  28. Соколовский, 1996, с. 262.
  29. Золотова, 2002, с. 113.
  30. Коринфский, 1901, с. 366.
  31. Чичеров, 1957, с. 29.
  32. Сахаров, 1885, с. 111.
  33. Сахаров, 1885, с. 111–112.
  34. Котович, Крук, 2010, с. 233.
  35. 35,0 35,1 Ганцкая, 1978, с. 177.
  36. Кабакова, 1999, с. 37.
  37. Самоделова, 1993, с. 13.
  38. Килимник, 1963, с. 100.
  39. Скуратівський, 1995, с. 212.
  40. Толстая, 2005, с. 93.
  41. Хроника Саксона Грамматика, XII в.
  42. Терещенко, 1848, с. 169.
  43. Кабакова, Толстая, 1995, с. 88.
  44. Маркова, 1978, с. 236.
  45. Агапкина, Топорков, 1989, с. 230–250.
  46. 46,0 46,1 Президентские "Дожинки" в Спале // Polskie Radio
  47. Коринфский, 1901, с. 365.
  48. Красунов, 2003, с. 66.
  49. Колесникова, 2005, с. 114.
  50. Килимник, 1963, с. 95.
  51. Даль: Покрывать, 1880—1882.

Литература

Ссылки