Ритуальные бесчинства

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ритуальные бесчинства
Этнос: славяне
Календарная приуроченность:

У восточных славян — Васильев вечер, ночь на Ивана Купалу или на Петров день, на Масленицу.
У западных славян — канун Нового года, Рождества-Коляды, Андреева дня, дней св. Екатерины, св. Люции, Пепельной среды.

У южных славян — канун Нового года, Мясопуст, у католиков канун 1 мая
Обрядовые действия: кража из чужих дворов орудий труда или предметов утвари, растаскивание их по селу и окрестностям, забрасывание на крыши, загораживание ими входа в дом, возведение баррикад на улицах села
Исполнители: парни, или молодые мужчины
Объект: односельчане, а также девушки на выданье, отказавшие женихам, не вышедшие на гулянье
Цель: продуцирующая или брачно-семейная магия

Ритуáльные бесчи́нства (бесчинства обрядовые) — форма ритуального поведения (антиповедения), предписывающая действия, противоречащие норме: кражу из чужих дворов орудий труда, предметов утвари и т. п., растаскивание их по селу и окрестностям, забрасывание на крыши, загораживание ими входа в дом, возведение баррикад на улицах села и т. п.[1] Бесчинства — составная часть ряда календарных и семейных обрядов; в той или иной степени характерны для всех славян, но наибольшее распространение и наиболее устойчивые формы получили в обрядности восточных и западных славян[2].

Другие названия

  • рус. чудить, баловаться, озорничать, шалости творить (новгород.), кудесить, кудесь, кудесы, бриксы (арханг.);
  • полес. чуда (робить, творить), бешкеты, шутки шутить, шкоду (робить), пакости, порчу (робить), творить, жартувать, шутковать;
  • карпат. збитки робити;
  • польск. figle, awantury, bzdury, baraszki, psoly, błazny (силез.), chochomy (люблин.);
  • чеш. žerly;
  • словацк. bláznovstvo, hlúpostí, šašoviny, veselost', rozpustílosti[2].

Календарная приуроченность

У западных славян ритуальные бесчинства в большей степени связаны с предновогодними праздниками — обычно с Васильевым вечером, реже с вечером накануне Рождества (Коляды), Андреева дня, дней Катерины санницы, св. Люции, заметно меньше с Масленицей/Мясопустом (обычно канун Пепельной среды), иногда со Средопостьем (пол.), Пасхальным понедельником (пол.), Вальпургиевой ночью[2].

У восточных славян новогодние, иногда святочные бесчинства особенно характерны для Украины и Русского Севера. Преимущественно летом совершаются бесчинства в Белоруссии (в ночь на Ивана Купалу) и на Юге России (на Петров день), реже на масленицу (Переславль-Залесский уезд), редкие свидетельства о бесчинствах в осенний период (Полесье)[3].

У южных славян наиболее близкие к ритуальным бесчинствам действия характерны для новогодних и масленичных обходов ряженых, у католиков — накануне 1 мая[4].

Исполнители

Участвует сельская молодёжь (обычно неженатые парни). Содержание традиции состоит в том, что снимается запрет на поведение, в обычной ситуации неприемлемое: молодежь разбирает изгороди, переворачивает телеги, разваливает поленницы, засыпает снегом двери, затыкает трубы, рассыпает золу и т. д. В традиционной народной культуре это, видимо, было символическим воплощением святочного разгула нечистой силы. Сегодня религиозно-суеверное осмысление заваливания утрачено. Видимо, традиция оказалась столь жизнеспособной в силу того, что передаётся в среде молодёжи без опосредования старшими поколениями[5].

Примечания

Литература