Дмитриевская суббота
Дмитриевская суббота | |
---|---|
Тип | народно-православный[1] |
Иначе | Поминальная, Вселенская суббота (костром.), белор. Змітраўка, серб. Митровске задушнице |
Установлен | по преданию (не ранее XVIII века) — Дмитрием Донским в память о воинах, погибших в Куликовской битве |
Отмечается | христианами Русской, Сербской и Болгарской православных церквей, православными славянами |
Дата | суббота перед Дмитриевым днём |
В 2023 | 22 октября (4 ноября) |
В 2024 | 20 октября (2 ноября) |
В 2025 | 19 октября (1 ноября) |
Традиции | служение панихид по умершим, посещение кладбищ |
Связан с | Дмитриевым днём |
Дми́триевская суббо́та, Дмитриева суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской[2], Сербской[3] и Болгарской[4] православных церквей.
При этом в богослужебном уставе этот день не является заупокойным[5]. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября). У русских[1] последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.
История установления в РПЦ
В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского было установлено князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле[6]. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой[7].
С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…
В русских рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко и не отмечается в переводных литургических книгах. Она известна лишь по соборным «Чиновникам» и монастырским «Обиходникам», в которых отраженны особенности реальной богослужебной практики древнерусских храмов и монастырей. В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Одним из первых упоминаний Димитровской субботы как дня поминовения всех усопших является указание в сборнике XV века новгородского происхождения[5].
По письменным источникам ещё в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву. Уже позже появился духовный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». В стихе описывается видéние Димитрия Донского во время Божественной литургии воинов, павших на поле брани, слышит предсказания о своей смерти. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Этот стих считается аргументом в пользу установления Дмитриевской субботы, как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом[8].
Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян[9][10]. Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу[9]. В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал[11]:
О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим.
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[12].
У старообрядцев-беспоповцев служба Димитровской субботы совершается по уставу вселенской родительской субботы[5].
C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[4][13].
Славянские традиции
Другие названия
рус. Дмитровская, Дмитриевская родительская, Поминальная, Вселенская[14], Дедова суббота[15]; белор. Асяніны, Змітроўскія дзяды, Змітроўка[16]; укр. Вечеря дідів, Діди, Осінні Діди, Дідівські суботи, Дідівська днина, Баби[17], Дмитрівська поминальна субота, Дмитрівська батьківська субота, Поминальниця[18]; болг. Димитровска задушница, Голяма задушница, Митровско одуше, Усенско одуше, Архангелова задушница; макед. Митровденска задушница, Митровски мртвен; серб. Митровске задушнице, Затворне задушнице.
Традиции
Ещё в начале XX века русские Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда́ сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души»[19].
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим (в отличие от весенних: радоницких и троицких). В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр[20], а также гусляр, жрец и песнопевец[21].
Во многих местах России поминовение близких в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось трапезой с выпивкой, воспоминанием добрых качеств и поступков усопшего. Обычной едой на поминках были: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, лепёшки. Также могли принести молочную кашу, яйца всмятку, калачи, сытники. Из напитков — пиво, а с середины XIX века — водка. Верили, что покойник также участвует в поминальной трапезе на могиле, поэтому не пировать над прахом считалось грехом. Во время трапезы вспоминали добрые качества и поступки усопшего[15]. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах[22].
В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух[23].
В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября[24]. Македонцы называли этот день — митровденска задушница, митровски мртвен. Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причём различные по форме для мужчин и для женщин[25].
В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице[3]) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году[26]. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу[27].
Болгары осенний поминальный день (задушницы) отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота)[28]. Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года[3]. В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви[29], тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви[30].
Поговорки и приметы
- Дмитриева суббота — кутейникам работа[31].
- Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут[32].
- На дедовой неделе и родители вздохнут[33].
- Жили деды́ — не знали беды́, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі)[34].
- Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу[35].
- Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота[36].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Толстая, 2009, с. 161.
- ↑ Заупокойное богослужение // Заупокойное всенощное бдение Архивная копия от 1 октября 2015 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.
- ↑ 4,0 4,1 Димитриевская родительская суббота . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 9 марта 2018 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
- ↑ Киктенко Е. Родительские субботы Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine // Фома : журнал.
- ↑ Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы . Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота Архивная копия от 17 ноября 2018 на Wayback Machine // Православная энциклопедия. — Т. 14. — С. 719—721.
- ↑ 9,0 9,1 Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» Архивная копия от 28 марта 2018 на Wayback Machine — С. 33.
- ↑ Протоиерей Александр Бутрин День особого поминовения Архивная копия от 31 июля 2017 на Wayback Machine
- ↑ Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). К., 1869. С. 167—169
- ↑ Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. 1993. Ч. 1. С. 428.
- ↑ Димитриевская родительская суббота . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Снегирёв, 1837, с. 49.
- ↑ 15,0 15,1 Терещенко, 1848, с. 129.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 593.
- ↑ Стішова Н. С. Календарні свята осіннього циклу в звичаєво-обрядовій культурі українців (ХХ – початок ХХІ століття) Архивная копия от 22 марта 2018 на Wayback Machine — Київ – 2017
- ↑ Поминальниця Архивная копия от 24 февраля 2021 на Wayback Machine // Українська мала енциклопедія: У 8 т.[укр.] — Т. 6. Кн. 11: Пере—По — Буенос-Айрес, 1963. — С. 1434
- ↑ Коринфский, 1901, с. 451.
- ↑ Музыкант, играющий на козе — одно из названий волынки
- ↑ Забылин, 1880, с. 108.
- ↑ Чичеров, 1957, с. 39.
- ↑ Бушкевич, 1999, с. 212.
- ↑ Кашуба, 1978, с. 218.
- ↑ Кашуба, 1978, с. 219.
- ↑ Култ мртвих (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 1 октября 2015 года.
- ↑ Милетић Г. Резултати рекогносцирања сеоских насеља Смедеревске општине обичаји животног циклуса Архивная копия от 15 апреля 2018 на Wayback Machine
- ↑ Архангелова задушница . Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Вижте кога се пада Задушница през 2017 . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Днес е Архангелова задушница
- ↑ Усов, 1997, с. 377.
- ↑ Власова, 2002, с. 180.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 450.
- ↑ Лозка, 2002, с. 197.
- ↑ Даль, 1880—1882.
- ↑ Аникин, 1957, с. 25.
Литература
- Жертва, жертвоприношение / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 208–215. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Дмитровка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Забылин М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
- Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200—222. — 296 с.
- Коринфский А. А. Последние назимние праздники // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 445—456.
- Лукашевич А. А. Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). — К., 1869.
- Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. — Т. 5: Духовная культура. Народные знания. — 376 с. — ISBN 5-201-14610-4.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 1). — М.: Университетская типография, 1837. — 243 с.
- Терещенко А. В. Быт русского народа. Часть III. — СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1848. — 130 с.
- Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издат. дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
- Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 237 с.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
- Стішова Н. С. Календарні свята осіннього циклу в звичаєво-обрядовій культурі українців (ХХ – початок ХХІ століття). Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук. — К., 2017. Архивная копия от 22 марта 2018 на Wayback Machine (укр.)
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М. : Учпедгиз, 1957. — С. 25. — 240 с. — 105 000 экз.