Емельяны Перезимники

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Емельяны Перезимники
Певец-сказитель. Рисунок со шкатулки XIX в.Певец-сказитель. Рисунок со шкатулки XIX в.
Тип народно-христианский
Иначе Отдание Святок, Розданный день, Василисы зимние, Емельян кумишный
Также Емилиан (церк.)
Значение начало будней зимнего мясоеда
Отмечается славянами
Дата 8 (21) января
Традиции после обеда принимались за будничные дела
Связан с со Святками

Емелья́ны Перези́мники[1] — день в народном календаре у славян, приходящийся на 8 (21) января. В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» — окончательно прощались со Святками. До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия. В календарной обрядности после этого дня на некоторое время наступало затишье[2].

Другие названия

рус. Отдание Святок, Василисы зимние[3], Емельянов день[4], Емельян — накрути буран[5], Емельян кумишный[6], Розданный день[7], Омельян — божьим светом осиян[8]; укр. Пів-Івана, Різдвяний день[9]; белор. Георгі, Емяльян, Васіліса[2], Провад-Каляда, Адпусціцель, Расцвендзень[10]; полес. Отпуститель, Притеча, Провод коляд, Провод-коляда, Рождяный день, Рожественский день, Розвоный день, Роздваный день, Роздвенский день, Роздвеный день, Роздвяный день, Тёк и Притёк, Тёки-притёки, Тёк-перетёк, Тёк-притёк, Тик-притик, Тики-притики[11]; чеш. Bazilišy[12], Sv. Severín, Sv. Erhart[13][14].

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Емилиан Кизический, Василисса Египетская, Георгий Хозевит; славянами-католиками — Василиса Египетская[12], Северин Норикский, Эрхард Регенсбургский; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Обычаи дня

По многим местам существовал обычай — угощать на Емельяна-Василису кума с кумой: это, по примете, приносит здоровье крестникам. А кум и кума, приходя в званый дом, приносили в подарок брусок мыла и полотенце и, вручая, говорили: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника». При первом же купании ребёнка надо было использовать это мыло, а обкатывая водой сказать: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба божия (имярек), на чистоту его, на красоту его»; «С гуся вода, с Иванушки худоба!»[1].

Розданным день называли, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество[7].

По словам народных лекарей — кого треплет неотвязная застарелая лихорадка, того, можно вылечить в этот день «травой-лихоманником» (она же: соколий-перелёт, толстушка, ископыть, козак, семиугодник, уразная, лиходей, Петров-крест, сердечная); в Вятской губернии звали эту траву «Василисой»[3].

В долгие зимние вечера рассказывали истории да сказки, говорили: «Мели Емеля, твоя неделя!»[15].

Украинцы считали, что в этот день ничего нельзя делать. В средней полосе России присматривались к ветру и гадали о погоде летом[16].

Полещуки говорили про этот день: Тік i притік починок приволік — с этого дня женщины могли вернуться к своим работам по прядению и ткачеству, и в ознаменовании этого они украшали прялки, с которыми обходили село, а затем в складчину устраивали пирушку[17].

Чешские поговорки говорят, что с этого дня заканчивалось мясное изобилие на столе: «На святого Северина вешай (убирай) мясо до комина» (чеш. Na svatého Severína věší se maso do komína)[13] и крепчают морозы — «Со святой Базилисы зима повсюду веет холодом» (чеш. O svatým Bazilišy zima všudy čiší)[12], «Со святого Эрхарта зима идёт на подъём» (чеш. O svatém Erhartu zima zebe do nártu)[14].

Поговорки и приметы

  • На Григория-Емельяна ветер с Чёрна моря — быть лету с великой грозой[16].
  • На Амельяна подует (ветер) с Киева — быть лету грозному (тульск.)[18].
  • Со святой Базилисы зима повсюду веет холодом (чеш. O svatým Baziliši zima všudy čiší)[12].
  • Метель зиме за обычай[19].
  • Мели Емеля, твоя неделя![15]
  • Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит[5].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Некрылова, 1991, с. 84.
  2. 2,0 2,1 Васілевіч, 1992, с. 559.
  3. 3,0 3,1 Коринфский, 1901, с. 114—115.
  4. Мясников, 2004, с. 52.
  5. 5,0 5,1 Некрылова, 2007, с. 66.
  6. Народная культура Сибири, 1998, с. 97.
  7. 7,0 7,1 Виноградова, Плотникова, 2009, с. 584.
  8. Рожнова, 1992, с. 20.
  9. Скуратівський, 1995, с. 37.
  10. Лозка, 2002, с. 49.
  11. Толстая, 2005, с. 292.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Валенцова и др., 2012, с. 634.
  13. 13,0 13,1 Pranostiky na 8. leden (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 30 июня 2016 года.
  14. 14,0 14,1 Pranostika na 8. ledna. Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  15. 15,0 15,1 Брудная и др., 1995, с. 371.
  16. 16,0 16,1 Ермолов, 1901, с. 38.
  17. Валенцова и др., 2012, с. 633.
  18. Сахаров, 1885, с. 13.
  19. Миронов, 1991, с. 20.

Литература

Ссылки