Подушечка

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Подушечка
Направление хороводный народный танец
Размер 4/4
Темп медленный
Родственные
Периница

«Подушечка» («Без меня милой женился», белор. «Подушачка») — один из самых распространённых[1] белорусских танцев, хороводная «целовальная» игра. Танец зафиксирован почти на всей территории Белоруссии[2]. Аналогичный танец имеется у русских и литовцев[3]. Музыкальный размер 4/4, темп медленный. Исполняется под одноимённую песню[4].

У белорусов «Подушечку» танцуют на игрищах во время Зимних святок[5][6] и на свадьбах[7]. У русских эта хороводная игра исполняется весной[8], на вечёрках[9], в том числе на Святках[10], и на свадьбах[11].

Игра относится к типу «перебор», когда один участник в случайном порядке выводится в центр внимания[12].

Описание

У белорусов хоровод исполняется под частушки с типичным зачином[13]:

Падушачка, падушачка,
Да й ты пухавая!
Маладушка, маладушка,
Да й ты маладая!
Каго люблю, каго люблю,
Таго пацалую,
Пуховую падушачку
Таму падарую!

Танец имеет множество вариантов. Хороводную песню поют хором, а участники-солисты, находящие в середине круга лишь иллюстрируют её движениями.

В некоторых местностях девушка, которая танцует в круге, держит в руках маленькую подушечку-ясичек (белор. ясічак). Когда хор поёт: «кого люблю, кого люблю, того поцелую», девушка подходит к парню, который ей понравился, кланяется и отдаёт ему «ясичек», потом они целуются в щёки и парень становится в круг на место девушки. Иногда вместо подушечки используется платок. Известен вариант, когда «ясичек» или платок клали на пол, солисты становились на них на колени и целовались[14].

Как хороводный танец «Подушечка» зафиксирован в деревне Копоровка Гомельской области. Участники идут по кругу, сопровождая каждый шаг хлопком в ладони. Иногда после слов «пуховую подушечку тому подарю» девушки целуются с парнем, стоящим рядом в хороводе. В варианте, записанном в деревне Озёрная Хотимского района Могилёвской области после сольного танца тот, кто стоял в центре круга, с припевом кружился по очереди со всеми участниками хоровода, соединяясь согнутыми в локтях руками («под локоток»).

«Подушечка» в описании М. В. Довнар-Запольского имеет более сложную хореографическую конструкцию: медленные, плавные движения исполнителей иногда сменяются темпераментными. Составляющие круг девушки поют песню и плавно танцуют то раскачиваясь верхней частью туловища, то прихлопывают на месте, двигаясь по кругу. По окончании песни стоящая в кругу берёт одну из девушек, остальные становятся также в пары и начинают танцевать «Круцёлку». Потом девушка, танцевавшая с запевалой, остаётся в кругу и всё повторяется снова[15][16].

В Казанской губернии в «Подушечку» играли на Святочных посиделках со словами:

Подушечка, подушечка,
Ты же пуховая. (2 раза)
Девонюшка, девонюшка,
Ты же молодая! (2 раза)
Кому вечер, кому вечер,
А мне вечеринка. (2 раза)

Кому дети, кому дети,
А мне ихъ учити. (2 раза)
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю. (2 раза)
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую, (2 раза)
Пуховою подушечкой
Того подарую. (2 раза)

Под песню девушка носила в руках платок, заменяющий подушечку. Со словами песни: «кого люблю…» девушка подходила к одному из парней, расстилала перед ним платок и становилась на него коленями; парень также становится на колени и и девушка его целовала[10].

В Саратовской губернии эту вечёрочную игру назвали по первой строчки исполняемой песни — «Без меня милой женился»:

Без меня милой женился: я на мельнице была.
Приезжаю домой, поздравляют с женой.
Подушечка, подушечка мягка, пуховая.
Я барышня, я барышня, собой молодая.
Хожу, хожу по горенке я не нахожуся.
Смотрю, смотрю на молодцев, а я не насмотрюся.
Кому вечер, кому вечер, а мне вечерянки,
Кому свет, кому свет, а мне кавалеры.
Кого люблю, кого люблю, того поцелую,
Пуховую подушечку ему подарю.

Во время песни девушка ходит по избе, размахивает платком и приплясывает. По окончании подходит к одному из парней и расстилает перед ним платок; оба становятся на нем на колени и, взяв друг друга за уши, целуются[17][18].

Перед началом игры на вечёрке пели поцелуйные припевки, например[19]:

Чем нам песенку начать,
Чем её окончить?
Разговорами начнём,
Поцелуем кончим!

Примечания

  1. Романов Е. Р. Белорусский сборник. — Вып. 8. — Вильна, 1912. — С. 157.
  2. Гуткоўская С. В. Архивная копия от 24 октября 2021 на Wayback Machine Подушачка // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя; Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989. — 575 с. — ISBN 5-85700-014-9 — С. 376. (белор.)
  3. Алексютович Л. К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Под ред. М. Я. Гринблата. — Мн.: Вышейшая школа, 1978. — С. 20. — 528 с.
  4. Алексютович Л. К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Под ред. М. Я. Гринблата. — Мн.: Вышейшая школа, 1978. — С. 15. — 528 с.
  5. Например, в Сенненском уезде Могилёвской губернии
  6. Дембовецкий А. С. Опыт описания Могилевской губерний. — Кн. 1 Архивная копия от 27 октября 2021 на Wayback Machine. — Могил`в, 1882. — С. 508.
  7. Пщелко А. Р. Очерки и рассказы из жизни белорусской деревни. — Вильна: Типография «Русский почин», 1906. — С. 184.
  8. Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999. (по изд. 1847—1848 гг.)
  9. Миненко Н. А. Вечерки: Старинные забавы русских северян Архивная копия от 28 октября 2021 на Wayback Machine // Родина. — № 4. — 2006. — С. 131.
  10. 10,0 10,1 Можаровский А. Ф. Святочныя песни, игры, гадания и очерки Казанской губернии. — Казань: Лито- и типография К. А. Тилли, 1873. — С. 21.
  11. Свадебные обряды и песни гор. Ейска // Сборник материалов для местностей и племен Кавказа. Вып. 36 Архивная копия от 23 октября 2021 на Wayback Machine. — Тифлис: Типография К. Козловского, 1906. — С. 297, 331.
  12. Гаврилова М. В. Поэтика традиционных восточнославянских игр — М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2018. — 433 с. — С. 107.
  13. Каркор А. К. Этнографический взгляд на Виленскую губернию // Вестник Имп. Русского географического общества, Вып. 3. — СПб., 1858. — С. 171.
  14. Гуткоўская С. В. Подушачка // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя; Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989. — 575 с. — ISBN 5-85700-014-9 — С. 376. (белор.)
  15. Елисеева А. И. Народный танец как образно-пластическое воплощение национального характера Беларуси. — Смоленск 2019.
  16. Довнар-Запольский, М. В. Заметки по белорусской этнографии. — Минск, 1993. — 110 с. — С. 29.
  17. Игры народов СССР Архивная копия от 22 октября 2021 на Wayback Machine. — М.-Л.: Academia, 1933. — С. 192.
  18. Сухов П. М. Песни и игры на «вечеринках» в с. Нижняя Добринка Камышинского уезда Саратовской губернии // Этнографическое обозрение. — 1894.
  19. Никитина А. В. Русская традиционная культура: учебное пособие для иностранцев. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 340 с. — С. 74.

Ссылки