Ры Никонова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ры Никонова
2003 (фото Д. Кузьмина)2003 (фото Д. Кузьмина)
Имя при рождении Анна Александровна Таршис
Место смерти Киль, Германия

Ры Ни́конова (настоящее имя Анна Александровна Таршис; 25 июня 1942, Ейск — 10 марта 2014, Киль) — российская поэтесса и художница авангардного направления. Занималась текстовой и визуальной поэзией, мэйл-артом[1].

Биография

Окончила Музыкальное училище в Свердловске по классу фортепиано у Исаака Зетеля (ученика Генриха Нейгауза).

В 1956 году начала занятия литературой, в 1962 году — живописью.

С 1965 года участник и организатор независимых выставок авангарда и в СССР, и за рубежом. Публиковалась в специализированных изданиях по современному искусству в Германии, Италии, Австрии, с 1991 года — в российской периодике. Организатор и автор (совместно с мужем Сергеем Сигеем) самиздатовских журналов «Транспонанс» (1979—1986)[2][3] и «Дабл» (1991).

С 1998 года жила в Германии, в городе Киль[4].

Ры Никонова — автор огромного количества неопубликованных стихов, прозы, пьес, трактатов и статей (отдельно издана только ранняя повесть «Студент Иисус»), публикаций в журналах «Крещатик», «Черновик», «Urbi», «Новое литературное обозрение», «Стрелец» и др. Переводы некоторых стихотворений на английский язык вошли в антологию современной русской поэзии в английском переводе «Ночь в Набоков-отеле» (Дублин, 2006).[5]

Лауреат Премии Андрея Белого (совместно с С. Сигеем) за 1998 год в номинации «За особые заслуги».

Скончалась 10 марта 2014 года[4].

Награды и премии

Цитаты

  • «В пьесах, которые только отчасти можно назвать абсурдистскими, Ры Никонова расширяет театр, делает его „тотальным“, всеохватным, синтезируя на практике идеи Жене, Арто, Беккета, Мрожека, обэриутов, дадаистов и многих др. В этом театре важно все. Пространство сцены проглатывает и сцену, и зрителя, и зрительный зал и даже само здание театра, смешивая все между собой.»[6] — Денис Безносов, 2011.

Библиография

  • Анна-Ры Никонова-Таршис. Студент Иисус: Упоительные комментарии. — М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2001.
  • Ры Никонова. Слушайте ушами: Пьесы, проза и плюгмы 1961—1979 гг. с заметками и режиссерскими экспликациями автора и послесловием Сергея Сигея. — М.: Русский Гулливер, 2011. — 112 с.[6]
  • Трансфуристы: Избранные тексты Ры Никоновой, Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора / Сост. П. Казарновского, послесл. Б. Констриктора. М.: Гилея, 2016.

Семья

Примечания

  1. Матвеева М. Визуальная поэзия — биологический вид творчества Архивная копия от 15 марта 2014 на Wayback Machine // kbanda.ru. — 2013. — 5 ноября.
  2. Голубкова А. Ры Никонова. Слушайте ушами Архивная копия от 10 марта 2014 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2011. — 21 апр.
  3. Волчек Д. Остолбеней при виде лилипута Архивная копия от 11 марта 2014 на Wayback Machine // Радио Свобода. — 2013. — 15 мая.
  4. 4,0 4,1 Собств. корр. Умерла поэт Ры Никонова Архивная копия от 11 марта 2014 на Wayback Machine // lenta.ru. — 2014. — 11 марта.
  5. Contemporary Poetry from Russia Архивная копия от 6 февраля 2018 на Wayback Machine.
  6. 6,0 6,1 6,2 Безносов Д. Уши приготовились слушать Архивная копия от 11 марта 2014 на Wayback Machine // Независимая газета. — 2011. — 17 ноября.
  7. Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Новая карта русской литературы. Дата обращения: 20 марта 2015. Архивировано 12 января 2015 года.

Литература

Ссылки