Псалом 119

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Начало 119-го псалма в иллюстрированной Псалтири XV века

Стó девятнáдцатый псалóм — 119-й псалом из книги Псалтирь (120-й в масоретской нумерации). Является первым в серии из 15-ти псалмов, объединённых общим названием «Песнь восхождения»[a].

Псалом 119 представляет собой индивидуальную жалобу псалмопевца, страдающего из-за несправедливого и ложного обвинения[2][b]. Это один из семи покаянных псалмов. Псалом составлен как обращённая к Богу молитва о помощи от человека, живущего среди лукавых и злых людей вдали от Сиона[1].

Автор 119-го псалма неизвестен. Согласно одной из гипотез, псалом написан кем-то, кто в послепленный период продолжал (вероятно, вынужденно) жить на чужбине во враждебном окружении, мечтая о возвращении на родину[3].

Содержание

Стихи 1-2

Порядок слов в 1-м стихе говорит о том, что псалмопевец ощущает себя под опёкой Господней и в то же время чувствует тягость от враждебного окружения чужих ему лживых людей[4].

Стихи 3-4

Очевидно, что вопрос псалмопевца «что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?» (Пс. 119:3) адресован не противнику. Скорее, автор таким образом обращает внимание Господа на грех — согласно принципу «предоставьте возмездие Богу» (Прит. 20:22, Рим. 12:19)[4].

В 4-м стихе автор пророчествует это возмездие: острые («изощрённые») стрелы, пущенные сильным (то есть Богом), найдут свою цель. Они олицетворяют неотвратимость и справедливость кары. Угли из дрока (распространённый на Ближнем Востоке кустарник) тлеют долго, символизируя в этом псалме продолжительность наказания[4][5].

Стих 5

По одной из версий, «Мосох»Мешех») — местность на территории современной Армении, у Чёрного моря. По другой — на севере Палестины. «Кидар»Кедар») — территория в северной части Аравии. Маловероятно, чтобы автор жил там попеременно. Скорее, это метафора, подразумевающая чужбину, отдалённые земли, населённые враждебными племенами[6][5].

Стихи 6-7

Псалмопевец характеризует свое окружение как «ненавидящие мир», о себе же говорит: «я мирен». Он пытается жить в согласии с другими, но испытывает их агрессию, доверять им нельзя. Но их ждёт возмездие, ибо Господь слышит молитвы[4][5].

Комментарии

  1. «Песнь восхождения» иногда называют «песнями странников». Существует предположение, что их исполняли паломники, посещающие Иерусалим для поклонения. По другой версии, их могли исполнять левиты, поднимавшиеся по 15 ступеням в мужской двор Иерусалимского храма. Наконец, «восхождение» могло означать повышение голоса при пении[1].
  2. Несправедливые обвинения, клевета, лукавство являются прямым нарушением одной из Десяти заповедей (Исх. 20:16)[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Геллей, 1998, Псалтирь.
  2. 2,0 2,1 Ла Сор, 1998, Псалтирь.
  3. Харчлаа, 1993, с. 498.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 НБК, 2000, с. 141.
  5. 5,0 5,1 5,2 Харчлаа, 1993, с. 499.
  6. НЖБ, 1998.

Литература

  • Библейский справочник Геллея. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1998. — 352 p. — ISBN 5-7454-0212-1.
  • Новый Библейский Комментарий = New Bible Commentary (англ.). — Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — Vol. 2. — P. 571. — (Энциклопедия христианства). — ISBN 5-88869-099-6.
  • Псалом 119 // Новая Женевская учебная Библия = New Geneva Study Bible™ (англ.) / Р. Г. Спраул. — Свет на востоке. — 1998.
  • Толкование ветхозаветных книг от Первой Книги Царств по Книгу Песни Песней = The Bible Knowledge Commentary (англ.) / гл. ред. Платон Харчлаа. — Славянское миссионерское общество. — К.: Славянское миссионерское издательство, 1993. — 617 p.
  • Ла Сор Уильям, Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого завета = Old Testament Survey (англ.). — Москва: Богомыслие, 1998. — 693 p. — ISBN 5-7707-4437-5.