Нимрод

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нимрод
נִמְרוֹד
Нимрод. Дэвид Скотт (1832)Нимрод. Дэвид Скотт (1832)
Пол мужской
Толкование имени мятежный (от рус. «восстанем»)
Имя на других языках греч. Νεμβρωδ
лат. Nimrod
Занятие воитель-охотник, царь
Упоминания Танах, агадические предания и легенды Ближнего Востока
Отец Хуш
Связанные события строительство Вавилонской башни, преследования Авраама
Характерные черты крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом

Нимро́д[1][2][3][4][5], Нимврод[2][5], Невро́д[3], Не́мврод[4][5] (др.-евр.נִמְרוֹד‏‎ — букв. «восстанем», в Септуагинте др.-греч. Νεμβρωδ) — в Танахе, агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель-охотник и царь. По родословию, приведённому в книге Бытие, сын Хуша и внук Хама. Упоминается в Пятикнижии как «сильный зверолов перед Господом» (Быт. 10:9) и царь городов «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10).

С VIII века арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Кальху, закрепилось название по имени Нимрода — Нимруд[6]. Построенная Айюбидами в XIII веке в Галилее крепость с XIX века именовалась друзами, а затем евреями Крепость Нимрода[7].

Образ Нимрода

В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, преследования Авраама, крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом.

Агада считает его первым охотником и первым, кто стал употреблять в пищу мясо, а также первым, кто стал воевать с другими народами; его имя толкуется, как «возмутивший весь народ против Господа». Рассказывается, что удачу на охоте ему приносят одежды из кожи, которые были сделаны Богом для прикрытия наготы Адама и Евы; животные опускались перед Нимродом на землю, и ему не стоило труда убивать их. Народ же, видя это, решил, что он непобедимый герой, и провозгласил его своим царем. Смерть его Агада приписывает Исаву, рассказывая о взаимной зависти двух охотников.[2][5]

В христианстве некоторыми авторами Нимрод, как строитель Вавилона, считался символом антихристовой гордыни и предшественником Антихриста[8].

В разных традициях и у разных авторов Нимрод либо напрямую отождествляется, либо представляется вобравшим в себя черты множества разных мифологических и исторических фигур. Его отождествляли с охотником-исполином Орионом[1], в христианских апокрифах «Климентины» и других источниках он отождествляется с мифическим царем Вавилонии Нином, внуком Геракла и мужем Семирамиды, Абу Дауд (IX век) приравнивал Нимврода к Сатурну, описывая его как основателя Рима[9]. Библейские критики XIX века связывали образ Нимрода с халдейским героем и солнечным богом Иждубаром, или же с аккадским богом Мардуком[2]. Проводились также параллели между Нимродом и Гильгамешем[10]. Св. Димитрий Ростовский называет Нимврода «эфиопом»[11]. Возможно, в образе Нимрода отразилась фигура великого ассирийского завоевателя Тукульти-Нинурта (XIII век до н. э.) в соединении с образом шумеро-аккадского бога войны и охоты Нинурта; «Земля Немврода» упоминаемая в Мих. 5:6 отождествляется с Ассирией[5][12]. Существует также мнение, что Нимрод олицетворяет не конкретную фигуру, а в общем древнее население Месопотамии[10].

Нимрод и Вавилонская башня

Брейгель, Вавилонская башня

В Библии Нимрод упоминается как царь Вавилона, но строительство Вавилонской башни не связывается с его именем; упоминание раннешумерского города Эреха/Урука и Аккада, которые прекратили играть существенную роль после III тысячелетия до н. э., указывает на древность предания[источник не указан 1672 дня].

Предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (Кн. I, Гл. 4)[13]; Флавий явно опирался на предшествующую устную традицию. Нимрод описан, как богоборец, стремящийся к тому, чтобы люди отринули Бога, и предлагающий защиту от него.

Агада называет Вавилонскую башню «домом Нимрода». Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, объявивший свою власть божественной, повелевший служить себе, как Богу и добившийся от своего народа полного подчинения. Вавилонская башня Нимрода описывается как символ гордыни и отречения от Бога.[2][5][14]

Легенда о строительстве Нимродом башни получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.

Нимрод и Авраам

Хотя, согласно Библии, Нимрода и Авраама разделяют семь поколений, большой круг иудейских и мусульманских легенд связан с борьбой Нимрода против Авраама (Ибрахима). В них Нимрод предстаёт как ярый идолопоклонник, требующий оказывать себе божеские почести и преследующий верующих в единого Бога. Видимо, именно поэтому его противником называется Авраам, провозвестник единобожия.

В аггадической литературе рассказывается, что рождению Авраама сопутствовали небесные знамения, из-за которых Нимрод предлагал отцу Авраама, Фарре (Тераху), любые богатства за умерщвление ребёнка. Терах объявил ребёнка умершим, и три года прятал его в пещере, где Бог чудесным образом кормил ребёнка медом и елеем. Уже известного своей мудростью Авраама Нимрод пытался привлечь к строительству башни, требовал поклонения себе либо стихиям, и встретив отпор («Господь поднимает солнце с востока, а ты подними его с запада» — отражено в «Подражаниях Корану» Пушкина), бросил Авраама в огненную печь и стремился уничтожить его потомков. В одной из версий легенды, после чудесного спасения Авраама из печи, Нимрод велел тайно убить его, увидев сон, который он истолковал как предупреждение о грозящей ему со стороны Авраама опасности; именно после этого патриарх отправился в Ханаан, будущую Землю Израиля. Существует также отождествление Нимрода с Амрафелем, одним из четырех царей, напавших на Ханаанскую страну при Аврааме, и взявших в плен его племянника Лота.[2][14][15][16][17]

В мусульманских преданиях Ибрахим в одиночку побеждает огромное войско Нимрода, вызвав тучу комаров[2][5].

В арабской литературе

В арабской литературе Нимрод является олицетворением насильника. Его генеалогия в арабских легендах очень сбивчива и противоречива. Историк Аль-Масуди считает его первым вавилонским царем, приписывая ему прорытие многих каналов в Ираке.[2][5]

В Коране рассказывается, что видя, как Ибрахим (Авраам) вышел невредимым из «пещи огненной» (XXI сура, 68—69), Нимрод признал силу Бога Авраама и предложил ему свое гостеприимство. Напрасно патриарх доказывал ему, что Господь не нуждается в нем. Целые стада волов и овец были пригнаны и зарезаны, но Господь не принял жертвоприношения Нимрода, и последний постыдно скрылся в своем дворце.[2]

Приведенная В Коране следующая беседа пророка Ибрахима с неназванным собеседником обычно относится к Нимроду:

Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

 2:258

По одной из легенд, потерпев неудачу с Вавилонской башней, Нимрод пытался добраться до неба на упряжке из четырех орлов. Он пускал в небо стрелы, которые ангел Гавриил вернул, окрасив кровью. Нимрод счел, что он смог ранить Бога Авраама. При возвращении повозка так ударилась об землю, что она задрожала, а горы поколебались. Эта легенда связывается со стихом Корана 14:47 «Козни и выдумки нечестивых заставляют дрожать горы»[18].

Спустя 400 лет нечестивой жизни, ангел велел Нимроду покаяться в своих деяниях. Тот отвечал новым вызовом Бога на бой. Войско Нимрода снова было рассеяно комарами. Один комар проник в его нос, а затем и в мозг, причиняя ему неимоверные страдания, заглушавшиеся только ударами молота о наковальню. Эти муки продолжались 40 лет.[2][5]

В армянской мифологии

Немрут, в армянской мифологии иноземный царь, вторгшийся в Армению. Есть легенда, что чтобы возвеличить себя, Немруд воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его место, Немруд поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Немрудом. Увидев кровь, Немруд и его приближённые возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался — ударила молния, и Немруд вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называться Немрут (современный вулкан Немрут расположен у западного берега озера Ван, в его кратере находится озеро). По другому варианту, Немруд создал гору из земли, чтобы, поднявшись на неё, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли.

Отождествление в древнеармянской литературе Бэла, соперника Хайка, с библейским Нимродом привело к возникновению мифа, где вместо Немруд выступает Бэл. Деспот Бэл с многочисленными войсками вторгся в Армению, но был разбит. Труп Бэла, убитого Хайком с помощью лука, подняли на вершину горы и сожгли. По воле бога оставшийся от него пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели[источник не указан 1684 дня].

Нимрод в культуре

  • В «Божественной комедии» Данте изображает Нимрода в виде великана, охраняющего девятый круг ада. Он постоянно нечленораздельно бормочет, что, видимо, является отсылкой к смешению языков, вызванному строительством Вавилонской башни.
  • Нимрод в царском одеянии изображён на картине Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» (Венский вариант).
  • Нимрод — статуя, вырезанная из нубийского песчаника израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя находится в коллекции скульптур Музея Израиля в Иерусалиме (Израиль).
  • Педро Кальдерону принадлежит auto sacramental (литургическая драма) «Вавилонская башня», в которой Нимрод предстаёт в традиционном образе гордеца, тирана и богоборца.
  • Вольтер в философской повести «Царевна Вавилонская» упоминает лук Нимрода, который должны натянуть претенденты на руку и сердце царевны.
  • Музыкальное произведение Эдуарда Элгара Энигма-вариации. Содержит 14 вариаций для оркестра, вариация 9 адажио называется Нимрод, и в Британии часто исполняется на похоронах. (Хотя каждая вариация посвящена кому-то из друзей композитора, вариация 9 Нимрод отсылает к имени воителя-охотника, царя Нимруда, поскольку друг композитора имел фамилию Jaeger (нем. Jäger — охотник).)[19]
  • «Нимврод» — песня группы Башня Rowan.
  • «Библия» (Италия, США, 1966), режиссёр Джон Хьюстон. В роли Нимрода — Сивен Бойд.
  • Agony, компьютерная игра в жанре survival horror, польской компанией Madmind Studio. Нимрод — протагонист игры.

В американском английском nimrod приобрело значения «глупец», «растяпа»; такое значение закрепилось после использования в мультфильмах Looney Tunes по отношению к незадачливому охотнику Элмеру Фадду[20].

Именем Нимрода названы британские самолёты: истребитель-биплан Hawker Nimrod и турбореактивный многоцелевой самолёт HS.801 «Nimrod», израильская тактическая ракета Нимрод, венгерская зенитная самоходная установка периода Второй мировой войны 40M Nimród, корабль Эрнеста Шеклтона, во время его экспедиции к Южному Полюсу — Нимрод, антиисламская black-metal группа из Саудовской Аравии, играющая в стиле «ориентал» — Al-Namrood.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Нимрод // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Нимрод // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. 3,0 3,1 Неврод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 4,0 4,1 Немврод // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Мейлах, 1992, с. 218—219.
  6. Кальху // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  7. Sharon, Moshe. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae: B v. 1 (Handbook of Oriental Studies) (англ.). — Hardcover. — Brill Publishers, 1999. — P. 59. — ISBN 90-04-11083-6.
  8. Антихрист // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  9. Сад ученых (Абу Дауд; Языков), абзац 2
  10. 10,0 10,1 Шаблон:Британника
  11. Святитель Димитрий Ростовский, «Келейный летописец», глава 34.
  12. Ассирия // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  13. Вавилонская башня // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  14. 14,0 14,1 Г. В. Синило. Библия и мировая культура. — Минск: Вышейшая школа, 2015. — С. 152—153. — (Учебное пособие).
  15. Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. — 7-е изд.. — М.: Теревинф, 2015. — С. 139—146.
  16. Х.Н. Бялик. Часть II - Праотцы // Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С. Г. Фруг. — «Раритет», 1993.
  17. Амрафел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Ибрахим 14:47
  19. Allen, Kevin. August Jaeger : portrait of Nimrod : a life in letters and other writings. — Aldershot, Hants, England: Ashgate, 2000. — xvii, 318 с. — ISBN 1859283667, 9781859283660.
  20. Garner's Modern American Usage. — С. 53.

Литература

Ссылки