Аманор и Ванатур

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Аманор (арм. Ամանոր) — в армянской мифологии, наряду с Ванатуром, божество[1] армянского Нового года и владыка урожая. Оба связаны с культом плодородия в Древней Армении[2]. Ванатур считался богом гостеприимства и щедрых хозяев[3]. Согласно некоторым теориям Аманор и Ванатур являются просто разными именами одного и того же божества[4]. Согласно Н. Эмину, в частности, Ванатур — лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества[2].

Пережитки культа Аманора и Ванатура сохранялись до XX века и прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый плод»)[2].

Аманор

«Аманор» (арм.Ամանոր) по-древнеармянски «ам-год» и «нор-новый»[1]. Его празднование происходило в конце июля (в соответствии с древнеармянским календарём), месяце, когда созревают многие плоды; праздник носил и название «Навасард» (Новый год по-пехлевийски). Главное и наиболее пышное поклонение божеству происходило в Багаване, недалеко от Диядина[3], где находился главный алтарь.

Тигран I Ервандуни возвёл жертвенник около могилы своего брата в Багаване; на этом алтаре паломники могли принимать участие в жертвоприношениях, отведать мяса и напитков и провести здесь ночь в качестве гостей[5].

Аманор в мифологии

Согласно легенде, бог природы Аматур признался в любви к богине Аманор, которая позже стала его женой, и дал ей яблоко. Эта легенда стала основой традиции прощать друг друга и давать друг другу яблоки в новогоднюю ночь[6].

Ванатур

Значение имени «Ванатур» (арм. Վանատուր) пояснял Мовсес Хоренаци[5]. Оно означает «гостеприимный» и связано с размещением тысяч паломников, прибывавших в Багаван[1]. Ванатур был верховным богом армянского пантеона, аналогом Зевса[7], но в связи с влиянием персидской культуры он был позже «заменён» Арамаздой, когда армяне начали почитать зороастрийского Ахура Мазду в качестве главного божества своего пантеона[8][9].

После того как христианство стало в Армении государственной религией, языческий праздник в честь Ванатура был запрещён Григорием Просветителем[10].

В современной культуре

В 1990 году возникло движение солнцепоклонников в Армении. В 2012 году они начали исполнять ритуал поклонения Ванатуру, божеству гостеприимства[11].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Sarkis Harutyunyan, Myths and legends of ancient Armenia, p. 57
  2. 2,0 2,1 2,2 Арутюнян, 1990, с. 39.
  3. 3,0 3,1 Armenian mythology. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 6 мая 2021 года.
  4. Mardiros H. Ananikian, Armenian mythology, p.152
  5. 5,0 5,1 Robert W. Thomson, History of the armenians, p.493
  6. Armenian New Year traditions. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2014 года.
  7. Esat Uras, The Armenians in history and the Armenian question, p. 339
  8. Armenian mythology Архивировано 1 июня 2014 года.
  9. The Islamized Armenians and Us. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 27 апреля 2014 года.
  10. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորչի վարքի պատմությունը (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 8 сентября 2014 года.
  11. Armenian sun worshipers. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 11 ноября 2014 года.

Литература