Блэк-метал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Блэк-метал
Направление Экстремальный метал
Истоки Трэш-метал, дэт-метал, хардкор-панк
Время и место возникновения 1-я волна: ранние-средние 80-е,
европейская сцена экстремального метала
2-я волна: ранние 90-е, скандинавская сцена экстремального метала
Годы расцвета 90-е годы, в основном андеграунд
Поджанры
Симфоник-блэк-метал
Мелодик-блэк-метал
Атмосферик-блэк-метал
Эмбиент-блэк-метал
Пост-блэк-метал
Депрессивно-суицидальный блэк-метал
Блэк-дэт-метал
Блэк-дум-метал
Фолк-блэк-метал
Пейган-блэк-метал
Прогрессив-блэк-метал
Национал-социалистический блэк-метал
Христианский блэк-метал
Родственные
Пейган-метал
Викинг-метал
Дарк-метал
Дэт-метал
Производные
Блэкгейз
Внешние видеофайлы
Примеры блэк-метала
Venom - Witching Hour (прото-блэк)
Immortal - All Shall Fall
Burzum - Dunkelheit

Блэк-ме́тал (от англ. black metal — «чёрный мета́лл»; норв. svartmetall) или просто блэк — музыкальный стиль, один из экстремальных жанров метала. Общие черты этого направления — быстрый темп, вокал — шрайк[1][2][3], гитары с сильным дисторшном, использование тремоло, сырые (lo-fi) записи, нестандартные структуры песен и акцент на атмосферу. Артисты часто используют корпспэйнт и берут псевдонимы.

В 1980-х годах несколько трэш- и дэт-метал групп сформировали прототип блэк-метала[4]. «Первая волна» блэк-метала состояла из таких групп, как Venom, Bathory, Mercyful Fate, Hellhammer и Celtic Frost[5][6][7][8].
«Вторая волна» возникла в начале 1990-х годов, её возглавили норвежские группы, такие как Mayhem, Darkthrone, Burzum, Immortal, Emperor, Satyricon и Gorgoroth[5][6]; во время «второй волны» появилось несколько выдающихся шведских групп, таких как Dissection[9], Abruptum[9][10], Marduk[9][11][12] и Nifelheim[англ.][9].
Ранняя норвежская блэк-метал-сцена развила стиль своих предшественников в отдельный жанр. Блэк-метал-сцены, вдохновлённые норвежской, возникли по всей Европе и Северной Америке.

Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году.

Основные черты

Звучание и инструменты

Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и связки куплет-припев редки для этого жанра.

Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале, однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические (скрипки, виолончели) или старинные аутентичные (фольклорные).

Концерты и сценический образ

В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создаётся мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови[13].

Гаал на концерте 2009 года

Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ)[8]. Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы[5]. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.

Оформление альбомов

Файл:Venom Black Metal.jpg
Альбом группы Venom, названный Black Metal, дал название всему жанру

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей[14]. Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала, которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов[14]. Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена[8], особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета, пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Fuck Me Jesus Marduk), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum).

Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней, намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв, что зачастую делает собственно названия абсолютно нечитаемыми.

логотипы блэк-металлических групп:

Тематика песен и идеология

Существенно более важную роль, чем в других «металлических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую и оккультную тематику[15]. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк — зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество.

Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть, нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивно-суицидальный блэк-метал» (DSBM)[16] или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».

В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы, зимы, мифологии, фольклора, философии и даже фэнтези. Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен[16].

Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection[17], Gorgoroth[18], Dark Funeral[19], Summoning[20] и Panopticon[21]) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.

Классификация блэк-метала

Прото-блэк-метал

Venom в 2008 году

Прото-блэк (англ. proto-black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-[5][16][22], или хеви-метала (как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала. Так же к группам прото-блэка можно причислить альбомы Slayer «Hell Awaits» и «Haunting the Chapel», из-за их мрачного, тяжёлого и скоростного звучания, смешанного с антихристианской и сатанинской тематикой текстов.

В настоящее время прото-блэк трансформировался в полноценные направления треша, блэка и дэт-метала, из-за чего почти не встречается.

Тру-блэк-метал

Тру-блэк (англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм, мизантропия. Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega, Merrimack, Ondskapt.
Условным подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой, без микширования, в крайне низком качестве.

True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей[23], тюремные заключения, а порой даже убийства.

Симфоник-блэк-метал

Симфоник-блэк-метал (англ. symphonic black metal) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir. От блэка остались тремоло, частые бласт-биты, гитары с дисторшном, настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг, но может использоваться и чистый вокал (Dimmu Borgir, Shade Empire (третий альбом)).

Фолк-блэк-метал

DSBM

Депрессивно-суицидальный блэк-метал, также известный как суицидальный блэк-метал, депрессивный блэк-метал или DSBM, объединяет блэк-метал второй волны с дум-металом[24], тексты песен которого вращаются вокруг таких тем, как депрессия, мизантропия, самоубийство и смерть[25][26]. DSBM-группы часто используют акустические проигрыши, присутствующие в дум-метале, чередуя медленные, похожие на дум, секции с более быстрыми тремоло[24]. Вокал обычно высокий, как в блэк-метале, но лишен энергии, имитируя такие чувства, как безнадёжность и отчаяние[24]. Примерами таких групп являются Xasthur[27], Leviathan[24], Strid[англ.][24], Silencer[25][26], Make a Change… Kill Yourself[нем.][24], Lifelover[28] и I Shalt Become[англ.][25][26].

Атмосферный блэк-метал

(аудио)
(аудио)
Образец атмосферик-блэк-метала.
noicon
Фрагмент песни «Det Som En Gang Var» (Burzum) с альбома Hvis lyset tar oss 1994-го года.
Помощь по воспроизведению

В атмосферном блэк-метале (англ. atmospheric black metal) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning, посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока).

Эмбиент-блэк-метал

Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом (англ. ambient black metal) размыта[29]. Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например Moëvöt.

Пост-блэк-метал

Пост-блэк-метал (англ. post-black metal) — поджанр блэка, характеризующийся усложнением структуры композиций и инструментальных партий, а также добавлением отдельных элементов из других жанров — например, электроники, неофолка, классической музыки или джаза[30][31]. Как жанр появился в середине 90-х годов, а в конце нулевых получил новый толчок развития с творчеством таких групп, как Alcest и Amesoeurs, впитав в себя элементы пост-рока, шугейза и пост-панка[30]. Одной из его характерных черт является чередование в композициях частей с более «жёстким», типичным для блэка звучанием с более спокойными и мелодичными, как правило инструментальными частями[32][33], зачастую состоящими из гитарных переборов с наложенным эффектом реверберации[34]. Во многом пост-блэк-метал пересекается с блэкгейзом, так же включая в себя группы, испытавшие заметное влияние пост-рока, пост-метала и шугейза, но не ограничиваясь ими[33][35].

Часто к пост-блэк-металу относят в целом музыкальные коллективы, выходящие за рамки классического «блэкового» звучания, которые трудно отнести к какому-либо из других подвидов этого жанра[31][36].

Блэкгейз

Блэкгейз появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметаллических» жанров: шугейз, депрессив-рок и пост-рок[37], что делает звучание похожим на традиционный шугейз.

Индастриал-блэк-метал

С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала. Группа Mysticum, сформированная в 1991 году[38], была первой из этих групп[39]. Норвежские Dødheimsgard, Thorns, а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители[40]. К другим представителям данного направления относят группы Samael[41], The Axis of Perdition[англ.][42], Aborym[англ.][43], …and Oceans[44]. Кроме них, группы The Kovenant[45], Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой[46][47].

Блэк-дэт-метал

Этот поджанр, также называемый blackened death metal, является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала. Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor, Sacramentum, Behemoth и прочие.

Блэк-дум-метал

Этот поджанр также называется blackened doom metal. DSBM часто перекликается с блэк/думом (англ. Black/doom), комбинирующим дум-метал и блэк-метал[48][49]. Примерами блэк/дума являются группы Forgotten Tomb[англ.], Barathrum и Woods of Ypres[50].

Психоделик-блэк-метал

В этом поджанре используются психоделические элементы[51]. Представителями являются Oranssi Pazuzu[52] и Nachtmystium[53].

Блэк-н-ролл

Блэк-н-ролл включает в себя элементы хард-рока и рок-н-ролла 1970-х годов[54]. Примерами блэк-н-ролльных групп являются Midnight[55], Kvelertak[56], Vreid[57] и Khold[54][58]. Такие группы, как Satyricon[54][59][60], Darkthrone[61], Nachtmystium[62], Nidingr[англ.][63], Craft[54] и Sarke также экспериментировали с этим жанром[64].

Блэк-трэш-метал

Блэк-трэш-метал является смесью блэк-метала с трэшем[65][66] в духе Venom, Sodom и Sarcófago[67]. Примерами являются Aura Noir[68], Witchery[англ.][69], Black Fast[англ.][70], Sathanas[71] и Deströyer 666[66].

Идеологические направления

NSBM

Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal) или НСБМ (от англ. NSBM) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это «национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу»[72].

Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме[73], антисемитизме[74], национал-социализме, гетеросексизме, расизме и расовой сегрегации, смешанными с эстетикой сатанизма и язычества[75]. Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но могут причисляться к таковым в средствах массовой информации[76].

Христианский блэк-метал

Христианский блэк-метал (англ. christian black metal) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству[77]. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

Анархистский блэк-метал

Запреты и ограничения

В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений[78].

Фильмы и книги

Документальные фильмы

  • Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK.
  • Satan Rides the Media (норв. Satan rir media) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
  • Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
  • Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
  • True Norwegian Black Metal (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv. Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала, бывшего фронтмена Gorgoroth[79].
  • Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба (Bill Zebub[англ.]), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу[14].
  • Murder Music: A History of Black Metal (2007)[16].
  • Once Upon a Time in Norway (2008).
  • Black Metal Satanica (2008).
  • Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга»[80].
  • Helvete (2020) — фильм NRK.

Художественные фильмы

  • «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Музыкантов со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
  • «Повелители хаоса» (2018) / «Lords of Chaos». Триллер режиссёра Юнаса Окерлунда, посвящённый трагическим событиям вокруг норвежской блэк-металлической сцены начала 1990-х. Сценарий фильма основан на одноимённой книге американского журналиста Майкла Мойнихена[англ.] и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда.

Книги

  • Мойнихэн, Майкл; Сёдерлинд, Дидрик. Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground. — 2-е изд. — Feral House, 2003. — 405 с. — ISBN 978-0922915941.
  • Kugelberg, Johan; Beste, Peter. True Norwegian Black Metal. — 2-е изд. — Vice Books, 2008. — 208 с. — ISBN 978-1576874356.
  • Sharpe-Young, Garry. A-Z of Black Metal. — Cherry Red Books, 2001. — 400 с. — (Rockdetector). — ISBN 978-1901447309.
  • Серия книг «Black Metal» Дайала Паттерсона[англ.].

См. также

Примечания

  1. Sammy O'Hagar. Von's Satanic Blood: Black Black Black Black No. 1 (англ.). MetalSucks (8 ноября 2012). Дата обращения: 7 февраля 2022. Архивировано 24 августа 2017 года.
  2. Eduardo Rivadavia. I.N.R.I. - Sarcófago | Songs, Reviews, Credits (англ.). AllMusic. Дата обращения: 7 февраля 2022. Архивировано 10 августа 2017 года.
  3. Channing Freeman. Darkthrone - A Blaze in the Northern Sky (album review 2) (англ.). Sputnikmusic (18 января 2013). Дата обращения: 7 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2013 года.
  4. Cosmo Lee, Stewart Voegtlin. Into the Void: Stylus Magazine’s Beginner’s Guide to Metal - Article - Stylus Magazine (англ.). Stylus Magazine (9 января 2006). Дата обращения: 7 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Dunn, Sam (2005). Metal: A Headbanger’s Journey Архивная копия от 29 декабря 2017 на Wayback Machine.
  6. 6,0 6,1 Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge, page 4 (англ.).
  7. Александр Гагинский, Александр Киселёв. «Звуки ночи. Темная музыка» (рус.) ?. Журнал «Мир Фантастики» (№61; сентябрь 2008). Дата обращения: 30 сентября 0010. Архивировано 12 октября 2011 года. (рус.)
  8. 8,0 8,1 8,2 Зуева, Мария. Стили » Блэк-Метал (недоступная ссылка). Metalrus.ru (19 июля 2006). Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано 28 февраля 2009 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Dayal Patterson. Black Metal: Evolution of the Cult. — Feral House, 2013-11-25. — С. 342. — ISBN 978-1-936239-76-4. Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine
  10. Daniel Ekeroth. Swedish Death Metal. — Bazillion Points Books, 2008. — С. 255. — ISBN 978-0-9796163-1-0. Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine
  11. Daniel Ekeroth. Swedish Death Metal. — Bazillion Points Books, 2008. — С. 225. — ISBN 978-0-9796163-1-0. Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine
  12. Daniel Ekeroth. Swedish Death Metal. — Bazillion Points Books, 2008. — С. 253. — ISBN 978-0-9796163-1-0. Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine
  13. Tisdall, Jonathan. Norwegian black metal band shocks Poland (англ.). Aftenposten (4 февраля 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.).
  15. Kalis, Quentin. Black Metal: A Brief Guide. Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 Dome, Michael (2007). Murder Music — Black Metal Архивировано 23 июля 2011 года. // Rockworld TV
  17. Интервью с лидером Dissection. Дата обращения: 31 января 2010. Архивировано 14 июля 2011 года.
  18. Официальное заявление от группы Архивировано 22 апреля 2009 года.
  19. Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary.
  20. Официальное заявление от группы Архивировано 30 июня 2012 года.
  21. Интервью с лидером проекта. Дата обращения: 31 января 2010. Архивировано 29 сентября 2013 года.
  22. Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide, page 208
  23. Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 24,5 M. Selim Yavuz. Dead is dead: Perspectives on the Meaning of Death in Depressive Suicidal Black Metal Music through Musical Representations (англ.). — R, 2015. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  25. 25,0 25,1 25,2 Zareen Price, Aspasia Stephanou, Ben Woodard. Helvete: A Journal of Black Metal Theory, Issue 1: Incipit. — Punctum Books, 2013-04-09. — С. 5—19. — 135 с. — ISBN 978-0-615-75828-2. Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine
  26. 26,0 26,1 26,2 Dayal Patterson. Black Metal: Evolution of the Cult. — Feral House, 2013-11-25. — С. 351. — 496 с. — ISBN 978-1-936239-76-4. Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine
  27. Christopher Luedtke. Essential Black Metal Listening: XASTHUR Nocturnal Poisoning (англ.). Metal Injection (2 февраля 2016). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 20 марта 2022 года.
  28. Alec Chillingworth. Lifelover: One Last Laceration (англ.). Metal Hammer (30 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  29. Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives • View topic — Ambient & atmospheric black metal. Дата обращения: 5 апреля 2012. Архивировано 14 сентября 2014 года.
  30. 30,0 30,1 Altwall: Что такое Post-Black Metal. Altwall. Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  31. 31,0 31,1 Arthur von Nagel. TIBERIAN VOCALIZATIONS: ARTHUR VON NAGEL ON POST-BLACK METAL (AND BEING A SHAMELESS METAL NERD) (англ.). MetalSucks (19 ноября 2009). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  32. Erik Bosbach. Review: Origins (нем.). metalinside. Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  33. 33,0 33,1 Colin Kauffman. Promises Kept: How Oathbreaker Have Raised The Bar for Post-Black Metal (англ.). Heavy Blog Is Heavy (10 ноября 2016). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  34. Simon Handmaker. Starter Kit: Post-Black Metal (англ.). Heavy Blog Is Heavy (6 августа 2015). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  35. post-black metal wiki (англ.). Last.fm. Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  36. Tom O'Boyle (Metal Hammer). The 10 essential post-black metal albums (англ.). Louder (14 мая 2019). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  37. Blackgaze — Music Genres — Rate Your Music. Дата обращения: 5 апреля 2012. Архивировано 24 февраля 2015 года.
  38. Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, [1] Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Access date: January 11, 2009.
  39. Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. [2] Архивная копия от 9 октября 2012 на Wayback Machine Access date: December 3, 2008.
  40. Chris Dick. Blut Aus Nord (англ.) (недоступная ссылка). Decibel (5 февраля 2007). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 5 февраля 2007 года.
  41. Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. [3] Архивная копия от 25 июля 2016 на Wayback Machine Access date: September 10, 2011.
  42. Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. アーカイブされたコピー. Дата обращения: 25 января 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
  43. Gothtronic
  44. Globaldomination, September 26, 2007
  45. Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [Блэк-метал (англ.) на сайте AllMusic] Access date: January 11, 2009.
  46. Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. [4] Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
  47. Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit. [5] Архивная копия от 18 декабря 2014 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
  48. Newshound, Terrorizer. ITALIAN BLACKENED DOOMSTERS FORGOTTEN TOMB PLAN RELEASE review. Terrorizer Online. Дата обращения: 29 января 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
  49. Marsicano, Dan. Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review. About.com. Дата обращения: 29 января 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
  50. Newshound, Terrorizer. WOODS OF YPRES RELEASE DISCUSS THE GREEN ALBUM review. Terrorizer Online. Дата обращения: 29 января 2009. Архивировано 24 июня 2012 года.
  51. Oranssi Pazuzu (англ.). Decibel Magazine (22 февраля 2016). Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  52. Finnish Black Metal Radicals Oranssi Pazuzu Set the Sky Ablaze in Their New Video for "Lahja" (англ.). www.vice.com. Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  53. READERS CHOICE: THE PSYCHEDELIC BLACK METAL EDITION (англ.). MetalSucks (7 июня 2010). Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  54. 54,0 54,1 54,2 54,3 Kez Whelan. Incubate Preview: Khold (англ.). Terrorizer (17 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 23 декабря 2015 года.
  55. Athenar of Midnight Does Not Give a Fuck (англ.). Invisible Oranges (25 января 2017). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  56. John D. Buchanan. Kvelertak Biography, Songs, & Albums (англ.). AllMusic. Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  57. VREID: 'The Reap' Video Released (англ.). Blabbermouth (12 февраля 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  58. Condé Nast. Hell Awaits: Disemballerina, Khold, Heavydeath and more (англ.). Pitchfork (14 августа 2014). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  59. Adrien Begrand. Satyricon: The Age of Nero (англ.). PopMatters (2 февраля 2009). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  60. Natalie Zina Walschots. Satyricon — Satyricon (англ.). Exclaim! (16 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  61. Dan Marsicano. Darkthrone - Soulside Journey Review (англ.) (недоступная ссылка). About.com (24 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  62. Condé Nast. Assassins: Black Meddle, Pt. 1 (англ.). Pitchfork (9 июля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  63. Condé Nast. Greatest of Deceivers (англ.). Pitchfork (5 декабря 2012). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  64. Michael Nelson. The Black Market: The Month In Metal – December 2013 (англ.). Stereogum (30 декабря 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  65. Joseph Schafer. Top Ten Black-Thrash Albums by Steve Jansson (Daeva) (англ.). Decibel (6 декабря 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  66. 66,0 66,1 Eduardo Rivadavia. The Best Metal Album From 40 Subgenres (англ.). Loudwire (11 сентября 2020). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 11 мая 2021 года.
  67. Nine Metal Bands Leading the Blackened Thrash Attack (англ.) (недоступная ссылка). Bandcamp Daily. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 30 августа 2018 года.
  68. Zoe Camp. Hear Blackened-Thrash Crew Aura Noir Channel Sepultura on Thundering New Song (англ.). Revolver (5 апреля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  69. WITCHERY Releases Video For 'Of Blackened Wing' (англ.). Blabbermouth (6 октября 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  70. The Underground Sounds of America: Black Fast (англ.). Kerrang! (24 июля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  71. 30-Year Blackened Thrash Veterans SATHANAS Bring A Sharp Swagger on "Sacramentum" (англ.). Metal Injection. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  72. Mattias Gardell, Gods of the Blood (2003), p.307
  73. Interview with Varg Vikernes (англ.). burzum.org (12 августа 2004). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  74. ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999 (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано 16 апреля 2015 года.
  75. Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по ak — analyse & kritik — zeitung für linke Debatte und Praxis / Nr. 428 / 8.7.1999 Архивная копия от 16 апреля 2015 на Wayback Machine
  76. Rechtes Neuheiden-Festival mit Nazi-Runen im «SO 36» Архивная копия от 1 августа 2018 на Wayback Machine (нем.)
  77. Kapelovitz, Dan. Heavy Metal Jesus Freaks - Headbanging for Christ (неопр.) // Mean Magazine. — 2001. — February. Архивировано 5 августа 2007 года. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано 5 августа 2007 года.
  78. Малайзия «деметаллизируется» Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine (рус.)
  79. Канал vbs.tv на YouTube. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 20 августа 2011 года.
  80. «Until the Light Takes Us» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Ссылки