Хуш

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хуш
ивр. כּוּשׁ
Пол мужской
Имя на других языках греч. Χους
лат. Chus
Дети Нимрод, Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха

Хуш, Куш[1] (ивр.כּוּשׁ‏‎) (гематрия — 326, нумерация Стронга — 3568[источник не указан 1867 дней]) — один из четырёх сыновей Хама; имел шестерых сыновей.

Сведения

«Древнееврейское название страны „Куш, или Хуш“ в переводе LXX обыкновенно замещено позднейшим именем „Ефиопия“(т.е. Нубия), но в ассирийских клинообразных памятниках она, согласно с еврейской Библией, называется страной „Кус“, чему родственно и египетское наименование её словом „Кес.“ Из сопоставления библейских параллелей открывается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом[2], другая ― на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии[3].

Лучшее объяснение всего этого дают памятники ассирийской и египетской древности. По свидетельству первых, кушиты или кадим были теми первобытными протохалдеями, которые составляли основное зерно так называемой сумерийско-аккадийской народности, положившей начало наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Со временем эти кушиты, принужденные уступить свою территорию здесь семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, при фараоне 12-м, Узерпизене I, были переселены в Египет (около 2000 до Р. Хр.) и водворены на жительство в Нубии».[4]

Библейские источники

Хуш был старшим братом Мицраима, Фута и Ханаана[5].

Рода Хуша

По Книге Бытия, у Хуша было шесть сыновей: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод[6].

В т.н. Книге Праведного сыновья Куша (Хуша) упомянуты как Саба, Хавила, Сабта, Раама и Сатека (Сабтека)[7] и Нимрод[8].

Народы, произошедшие от сыновей Хуша[источник не указан 1867 дней]:

Сыновья Раамы[9]:

  • Шева: одна из двух хамитских ветвей аравийских сабеев;
  • Дедан: народ Западной Эфиопии или племена, жившие на территории современной саудовской провинции Табук

Рода

Потомки Севы

Иосиф Флавий ассоциирует потомков Севы с мероитами, жившими между Асуаном и Хартумом на территории современного Египта и Судана: «…главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь своей родной сестры в Мерое.»[10]

«„Сыны Хуша: Сева…“ Это имя, хотя и с некоторым отличием в правописании (םבא Себа и שבא Шеба), встречается в данной генеалогии и ещё раз при исчислении потомков Сима; отсюда и возникает трудность разграничить и определить территорию тех и других савеев.

Ближе всего к истине, по-видимому, показание И. Флавия, определяющего местоположение кушитской Савеи на севере Нубии, в области Мерое (Иуд. Древн. 2:10,2); хотя этим нисколько не исключается и то предположение, что до переселения в Африку эти Савеи обитали где-либо в Азии, напр, в Йемене или южной Аравии, как думает блаженный Иероним. Священное Писание благоприятствует каждому из этих взглядов, когда, с одной стороны, называют Саву отдаленной южной страной (Пс. 71:10; Ис. 43:3; 45:14), с другой ― соединяет её с землей Куш или Ефиопией».[11]

Потомки Хавилы

По мнению Иосифа Флавия, от Хавилы произошли гетулы (Gaetuli), населявщие оазисы Сахары (современные туареги[12]): «Эвиль (Хавила) (положил начало) эвилейцам, ныне именуемым гетулами».[13]

"«Хавила…» По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иуд. Древн. 1:6, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии (2:1,4; 25:18) побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна ― азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая ― африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш» и со страной "Сава, « когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями».[11]

Потомки Савты

По мнению Иосифа Флавия, от Савты произошли племена, населявщие Атбару — историческую область на территории современного эфиопского региона Амхара и провинций Гедареф и Кассала в восточном Судане: «Сабафа (Савта) (положил начало) сабафейцам. Последние называются у греков астабарами».[13]

Птолемей и Плиний упоминают город Шабву, столицу Хадрамаута (восточный Йемен): «Saubatha» (Птолемей 6:7,38) и «Sabota» (Плиний 6:32; 12:32), который может быть связан с потомками Савты.

"«Савта…» По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ "астабары, « населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии».[11]

Потомки Савтехи

Согласно Таргума Псевдо-Ионафана[14], область обитания потомков Савтехи называлась «Zingain», что возможно связано с африканской областью Zeugis.

Согласно другой версии, потомки Савтехи жили на африканском побережье Красного моря около гавани Sabaiticum Ostium, описанной Страбоном (Strabo 16:4:8), на территории современной Эритреи.

Потомки Раамы

Книга Бытия упоминает двух сыновей Раамы: Шеву и Дедана[15].

В т.н. Книге Праведного имена сыновей Раамы упомянуты как Шеба и Дедан[16].

По мнению Иосифа Флавия, Шева был родоначальником сабеев (их хамитской ветви), а Дедан — западноэфиопского племени деданитов[17].

Птолемей[18] упоминает город Регма (Regma) (Регм у И. Флавия[источник не указан 1867 дней]) в северо-восточной Аравии, который может быть связан с потомками Раамы[источник не указан 1867 дней].

По сведениям, приводимым А.П. Лопухиным «В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии[19], и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива[20]. Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден (Аден[11].

Во II—I тыс. до н. э. в северо-западной Аравии на территории современной саудовской провинции Табук существовало древнее арабское царство Lihyan, столицей которого был город Дедан (Dedan, современный Al-`Ula). Древнейший период истории царства Lihyan называют «деданитским»[источник не указан 1867 дней].

Потомки Нимрода

Примечания

  1. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10

    И сыновья Хама эти: Куш, Мецрим, Пут и Канаан – четыре сына;

  2. 1 Пар 1:8-10; Пс. 86:4 Бытие 10:8-12
  3. Ис. 18:1-2; 20:3-5; Иез. 30:4; Наум. 3:9
  4. Толковая Библия А. П. Лопухина 10, 6, 6.
  5. Быт. 10:6

    Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

  6. Быт. 10:7,8

    7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;

  7. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10

    и сыновья Куша были: Саба, Хавила, Сабта, Раама и Сатека (Satecha) [В масоретском тексте: Сабтека.]

  8. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:23

    И Куш, сын Хама, сына Ноаха, в те дни, в своей старости, взял жену, и она родила сына, и они нарекли ему имя Нимрод, сказав: "В то время сыны человеческие опять начали восставать и грешить против Бога"; и ребенок рос, и его отец весьма любил его, ибо он был сыном его старости.

  9. Быт. 10:7

    7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.

  10. Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) II, 10, 2.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Толковая Библия А. П. Лопухина 10, 6, 7.
  12. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" (в 3-х томах) 1899—1902 гг.
  13. 13,0 13,1 Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) I, 6, 2
  14. Targum Pseudo-Jonathan and Onkelos (an 1892 translation by J. W. Etheridge)
  15. Быт. 10:7 «Сыны Раамы: Шева и Дедан»
  16. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10

    ; и сыновья Раамы были: Шеба и Дедан.

  17. Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) I, 6, 2

    Регм (Раама) был родоначальником регмеян и имел двух сыновей, из которых Иудада (Дедан) положил начало иудадеянам, западноэфиопскому племени, и дал ему своё имя, а Саба (Шева) — сабеям.

  18. 6:7:14
  19. 3 Цар. 10:1; Иов. 1:15; 6:19; Пс. 71:10,15; Ис. 60:6; Иер. 6:20; Иез. 27:22; Иоил. 3:8
  20. Ис. 21:13; Иер. 49:8; Иез. 25:13; 27:15

Источники

См. также