Хуш
Хуш | |
---|---|
ивр. כּוּשׁ | |
Пол | мужской |
Имя на других языках |
греч. Χους лат. Chus |
Дети | Нимрод, Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха |
Хуш, Куш[1] (ивр. כּוּשׁ) (гематрия — 326, нумерация Стронга — 3568[источник не указан 1867 дней]) — один из четырёх сыновей Хама; имел шестерых сыновей.
Сведения
«Древнееврейское название страны „Куш, или Хуш“ в переводе LXX обыкновенно замещено позднейшим именем „Ефиопия“(т.е. Нубия), но в ассирийских клинообразных памятниках она, согласно с еврейской Библией, называется страной „Кус“, чему родственно и египетское наименование её словом „Кес.“ Из сопоставления библейских параллелей открывается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом[2], другая ― на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии[3].
Лучшее объяснение всего этого дают памятники ассирийской и египетской древности. По свидетельству первых, кушиты или кадим были теми первобытными протохалдеями, которые составляли основное зерно так называемой сумерийско-аккадийской народности, положившей начало наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Со временем эти кушиты, принужденные уступить свою территорию здесь семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, при фараоне 12-м, Узерпизене I, были переселены в Египет (около 2000 до Р. Хр.) и водворены на жительство в Нубии».[4]
Библейские источники
Хуш был старшим братом Мицраима, Фута и Ханаана[5].
Рода Хуша
По Книге Бытия, у Хуша было шесть сыновей: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод[6].
В т.н. Книге Праведного сыновья Куша (Хуша) упомянуты как Саба, Хавила, Сабта, Раама и Сатека (Сабтека)[7] и Нимрод[8].
Народы, произошедшие от сыновей Хуша[источник не указан 1867 дней]:
- Сева: мероиты или одна из двух хамитских ветвей сабеев;
- Хавила: гетулы или племена, населявшие современную Эритрею и суданский вилаят Красное море;
- Савта: астабары Атбары или племена Хадрамаута;
- Савтеха: возможно, народ на побережье современной Эритреи около гавани Sabaiticum Ostium;
- Раама;
- Нимрод: о потомках Нимрода в Библии упоминаний нет.
- Шева: одна из двух хамитских ветвей аравийских сабеев;
- Дедан: народ Западной Эфиопии или племена, жившие на территории современной саудовской провинции Табук
Рода
Потомки Севы
Иосиф Флавий ассоциирует потомков Севы с мероитами, жившими между Асуаном и Хартумом на территории современного Египта и Судана: «…главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь своей родной сестры в Мерое.»[10]
«„Сыны Хуша: Сева…“ Это имя, хотя и с некоторым отличием в правописании (םבא Себа и שבא Шеба), встречается в данной генеалогии и ещё раз при исчислении потомков Сима; отсюда и возникает трудность разграничить и определить территорию тех и других савеев.
Ближе всего к истине, по-видимому, показание И. Флавия, определяющего местоположение кушитской Савеи на севере Нубии, в области Мерое (Иуд. Древн. 2:10,2); хотя этим нисколько не исключается и то предположение, что до переселения в Африку эти Савеи обитали где-либо в Азии, напр, в Йемене или южной Аравии, как думает блаженный Иероним. Священное Писание благоприятствует каждому из этих взглядов, когда, с одной стороны, называют Саву отдаленной южной страной (Пс. 71:10; Ис. 43:3; 45:14), с другой ― соединяет её с землей Куш или Ефиопией».[11]
Потомки Хавилы
По мнению Иосифа Флавия, от Хавилы произошли гетулы (Gaetuli), населявщие оазисы Сахары (современные туареги[12]): «Эвиль (Хавила) (положил начало) эвилейцам, ныне именуемым гетулами».[13]
"«Хавила…» По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иуд. Древн. 1:6, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии (2:1,4; 25:18) побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна ― азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая ― африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш» и со страной "Сава, « когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями».[11]
Потомки Савты
По мнению Иосифа Флавия, от Савты произошли племена, населявщие Атбару — историческую область на территории современного эфиопского региона Амхара и провинций Гедареф и Кассала в восточном Судане: «Сабафа (Савта) (положил начало) сабафейцам. Последние называются у греков астабарами».[13]
Птолемей и Плиний упоминают город Шабву, столицу Хадрамаута (восточный Йемен): «Saubatha» (Птолемей 6:7,38) и «Sabota» (Плиний 6:32; 12:32), который может быть связан с потомками Савты.
"«Савта…» По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ "астабары, « населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии».[11]
Потомки Савтехи
Согласно Таргума Псевдо-Ионафана[14], область обитания потомков Савтехи называлась «Zingain», что возможно связано с африканской областью Zeugis.
Согласно другой версии, потомки Савтехи жили на африканском побережье Красного моря около гавани Sabaiticum Ostium, описанной Страбоном (Strabo 16:4:8), на территории современной Эритреи.
Потомки Раамы
Книга Бытия упоминает двух сыновей Раамы: Шеву и Дедана[15].
В т.н. Книге Праведного имена сыновей Раамы упомянуты как Шеба и Дедан[16].
По мнению Иосифа Флавия, Шева был родоначальником сабеев (их хамитской ветви), а Дедан — западноэфиопского племени деданитов[17].
Птолемей[18] упоминает город Регма (Regma) (Регм у И. Флавия[источник не указан 1867 дней]) в северо-восточной Аравии, который может быть связан с потомками Раамы[источник не указан 1867 дней].
По сведениям, приводимым А.П. Лопухиным «В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии[19], и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива[20]. Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден (Аден)»[11].
Во II—I тыс. до н. э. в северо-западной Аравии на территории современной саудовской провинции Табук существовало древнее арабское царство Lihyan, столицей которого был город Дедан (Dedan, современный Al-`Ula). Древнейший период истории царства Lihyan называют «деданитским»[источник не указан 1867 дней].
Потомки Нимрода
Примечания
- ↑ КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10
И сыновья Хама эти: Куш, Мецрим, Пут и Канаан – четыре сына;
- ↑ 1 Пар 1:8-10; Пс. 86:4 Бытие 10:8-12
- ↑ Ис. 18:1-2; 20:3-5; Иез. 30:4; Наум. 3:9
- ↑ Толковая Библия А. П. Лопухина 10, 6, 6.
- ↑ Быт. 10:6
Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
- ↑ Быт. 10:7,8
7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;
- ↑ КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10
и сыновья Куша были: Саба, Хавила, Сабта, Раама и Сатека (Satecha) [В масоретском тексте: Сабтека.]
- ↑ КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:23
И Куш, сын Хама, сына Ноаха, в те дни, в своей старости, взял жену, и она родила сына, и они нарекли ему имя Нимрод, сказав: "В то время сыны человеческие опять начали восставать и грешить против Бога"; и ребенок рос, и его отец весьма любил его, ибо он был сыном его старости.
- ↑ Быт. 10:7
7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) II, 10, 2.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Толковая Библия А. П. Лопухина 10, 6, 7.
- ↑ Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" (в 3-х томах) 1899—1902 гг.
- ↑ 13,0 13,1 Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) I, 6, 2
- ↑ Targum Pseudo-Jonathan and Onkelos (an 1892 translation by J. W. Etheridge)
- ↑ Быт. 10:7 «Сыны Раамы: Шева и Дедан»
- ↑ КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10
; и сыновья Раамы были: Шеба и Дедан.
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности (перевод Г. Генкеля 1900 год) I, 6, 2
Регм (Раама) был родоначальником регмеян и имел двух сыновей, из которых Иудада (Дедан) положил начало иудадеянам, западноэфиопскому племени, и дал ему своё имя, а Саба (Шева) — сабеям.
- ↑ 6:7:14
- ↑ 3 Цар. 10:1; Иов. 1:15; 6:19; Пс. 71:10,15; Ис. 60:6; Иер. 6:20; Иез. 27:22; Иоил. 3:8
- ↑ Ис. 21:13; Иер. 49:8; Иез. 25:13; 27:15
Источники
- Библия
- Иосиф Флавий. Иудейские древности(перевод Г. Генкеля 1900 год)
- Толковая Библия А. П. Лопухина