Snowflake (авиакомпания)
Snowflake | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
|
||||
Дата основания | 19 марта 2003 | |||
Прекращение деятельности | 31 октября 2004 | |||
Базовые аэропорты |
Стокгольм Копенгаген |
|||
Альянс | Star Alliance | |||
Размер флота | 6 | |||
Пунктов назначения | 28 | |||
Штаб-квартира |
|
|||
Сайт | flysnowflake.com |

Snowflake — бывшая шведская бюджетная авиакомпания (лоукостер), принадлежащая Scandinavian Airlines и выполнявшая рейсы из Стокгольма и Копенгагена в период с 30 марта 2003 года по 30 октября 2004 года. Компания была создана как коммерческое подразделение в составе Scandinavian Airlines, действуя как виртуальная авиакомпания с использованием своих экипажей и самолётов. Snowflake обслуживала в общей сложности 28 пунктов назначения со своих аэропортов в Стокгольме и Копенгагене.
Компания была запущена с использованием четырех самолетов Boeing 737-800. В основном она обслуживала средиземноморские места отдыха, а также места, популярные среди экспатриантов. С марта 2004 года два самолета Боинг 737 были заменены двумя McDonnell Douglas MD-82. Из-за недостаточной степени загруженности, авиакомпания столкнулась с большими затратами, так что услуги стали нерентабельными. После прекращения деятельности SAS продолжала использовать «Snowflake» в качестве бренда для билетов со скидкой для европейских направлений.
История
В 2003 году SAS прошла крупную программу реструктуризации, которая в основном была сосредоточена на снижении удельной стоимости. В рамках программы руководство компании в сотрудничестве с McKinsey & Company разработало схему, позволяющую лучшим образом ориентироваться на рынок развлечений. Были изучены модели Ryanair и авиакомпании-партнера SAS Lufthansa, бюджетной дочерней компании Germanwings. В этот период времени SAS приобретает своего главного норвежского конкурента, Braathens, а также значительно снижает внутреннюю конкуренцию в Швеции за счет покупки Linjeflyg. Авиакомпании предстояло конкурировать с новыми участниками на рынках авиаперевозок, в частности с Ryanair и EasyJet.[1]

Группа SAS объявила о планах относительно создания авиакомпании 10 декабря 2002 года, присвоив ей предварительное название Scandinavian Light. Компания заявила, что намерена создать бюджетную авиакомпанию, которая сосредоточится на рынке отдыха, в частности на средиземноморских направлениях. SAS надеялась, что новая авиакомпания будет нацелена на другой рынок, нежели Scandinavian Airlines, и сможет сосредоточиться на этом коммерческом направлении. Проблемой для компании в то время было наличие избыточных мощностей после недавнего падения количества пассажиров.[2]
О бренде Snowflake было объявлено 19 марта 2003 года, а сами авиаперевозки начались 30 марта.[3] Четыре Боинга 737-800 были переданы новой авиакомпании и окрашены в новую ливрею. Два борта были размещены в аэропорту Стокгольма Арланда и два борта в аэропорту Копенгагена. Компания SAS решила не оказывать услуги авиаперевозок в Норвегии, так как недавно созданная Braathens считалась убыточным авиаперевозчиком и особой необходимости в присутствии на норвежском рынке не было.[1]

Первые рейсы совершались из Стокгольма в Аликанте, Афины, Барселону, Болонью, Будапешт, Дублин, Стамбул, Малагу, Ниццу, Прагу и Рим. Из Копенгагена первые рейсы авиакомпании были в Аликанте, Афины, Болонью, Лиссабон, Малагу, Пальма-де-Майорку, Приштину и Сараево. Последние два местоназначения были особенно нацелены на экспатриантов, а не на туристов.[4] К маю авиакомпания достигла степени пассажирской загрузки в семьдесят процентов, которая затем увеличилась до восьмидесяти двух процентов по состоянию на сентябрь.[5][6] Затем Snowflake объявила о трех новых направлениях из Стокгольма с запуском зимней программы в октябре: Лион, Белград и Бейрут. Последние два направления были в основном нацелены на экспатриантов.[7] С 1 октября была введена новая система тарифов, в соответствии с которой существовало восемь уровней цен. Компания также стала предлагать скидки при бронировании билетов, купленных онлайн.[8] В ноябре Snowflake объявила о прекращении совершения рейсов в Дублин и Барселону, сославшись на низкую прибыльность, однако сами Скандинавские авиалинии стали обслуживать Дублин.[9]

Snowflake пострадала от забастовки внутри группы SAS, начавшейся 1 февраля 2004 года среди операторов наземного обслуживания.[10] С февраля Snowflake запустила рейсы из Стокгольма в Бильбао и Ольбию.[11] Начиная с летнего сезона 2004 года, а именно с 28 марта, SAS ввела дополнительные услуги. Из Копенгагена авиакомпания начала полеты в Анкару, Бейрут, Скопье, Сплит и Валлетту. Из Стокгольма были запущены рейсы в Анкару, Инвернесс, Лиссабон, Пальму-де-Майорку, Сплит, Скопье и Валлетту.[6] В то же время еще два самолета, 156-местные McDonnell Douglas MD-82, были введены в состав флота Snowflake.[12]

В мае 2004 года степень загрузки рейсов упала до сорока процентов. Snowflake объявила о значительном сокращении зимнего расписания и планировала выполнять только четыре рейса: в Афины, Стамбул, Ниццу и Рим, что было намного меньше, чем в предыдущем зимнем сезоне. Поскольку каждый рейс выполнялся по два раза в неделю, это привело к очень низкой степени использования парка самолетов. Первоначально Snowflake пользовалась успехом на своих маршрутах для иностранных граждан, но с 2004 года количество пассажиров на этих маршрутах значительно снизилось.[13] Аналогичные сокращения были проведены и в Копенгагене: количество рейсов сократилось до десяти в неделю. В том числе было объявлено о новом пункте назначения — Каир.[13] Два рейса из Стокгольма, в Дублин и Прагу, были переданы авиакомпании Scandinavian Airlines. Еще четыре направления были исключены из зимней программы.[14] Все рейсы в Испанию перешли к компании Spanair, которая в то время также принадлежала группе SAS.[15] В летние месяцы cтепень пассажирской загрузки увеличивалась до восьмидесяти процентов. 18 августа 2004 г. компания SAS объявила о прекращении оказания услуг Snowflake с 30 октября. Snowflake продолжила существовать как торговая марка для билетов со скидкой по европейским направлениям.[16]
Операции
Коммерческая модель Snowflake отличалась от модели Scandinavian Airlines: Snowflake была организована как подразделение в составе SAS Group, так же, как и Scandinavian Airlines. Таким образом, авиакомпания была всего лишь брендом, используемым для предоставления определенных услуг. Рейсы обслуживались самолетами, экипажем и кодами принадлежащими Scandinavian Airlines. Компания Snowflake была организована так, чтобы стать внутренним клиентом, например, приобретая наземные услуги у SAS Ground Services.[1]
Ключевым компонентом операций было то, что услуги Snowflake смогут работать с меньшими затратами, чем основная авиакомпания. Однако вскоре выяснилось, что компании не удалось достичь внутренних цен, которые использовались при расчете затрат. Например, Snowflake понесла те же расходы для наземного обслуживания, как и Scandinavian Airlines. Таким образом, никакие скидки от SAS Ground Services или внешних поставщиков наземного обслуживания предоставлены не были. Аналогичным образом, если самолет Snowflake задерживался, вместо него отправлялся обычный самолет SAS.[1]

Snowflake удалось избежать многих затрат, связанных с эксплуатацией сетевой системы. Вначале он эксплуатировал только один тип самолетов. Рейсы начинались и заканчивались каждый день на базе авиакомпании, что позволяло избежать затрат на проживание для экипажей.[17] В коммерческом подразделении Snowflake работало всего пять человек.[18] Snowflake понесла те же накладные расходы, что и Скандинавские авиалинии; отсутствие четкого разделения между авиакомпаниями на оперативном уровне означало, что Snowflake так и не удалось снизить удельные затраты ниже, чем у Scandinavian Airlines. Наконец, эксплуатации всего четырех самолетов было недостаточно для достижения необходимой экономии. Поскольку цены на билеты были основаны на экономии средств, которая так и не материализовалась, авиакомпания не смогла получить достаточную прибыль.[1]
Сервис
Билеты продавались как онлайн, так и по телефону. У билетов была более низкая базовая цена, а так же к ним предлагались дополнительные услуги, в том числе бортовое питание, которое оплачивались дополнительно. Авиакомпания предоставляла только услуги транзита «точка-точка», а не сетевую модель, используемую в Scandinavian Airline. Для получения скидки, условия продажи билетов не требовали возвратного рейса, а также воздержания от совершения рейсов в субботу.[1]

В стандартный тариф было включено одно место зарегистрированного багажа.[19] Авиакомпания предлагала на продажу широкий выбор бортового питания и напитков.[20] Клиенты могли обменять мили, заработанные в рамках программы лояльности SAS Eurobonus, однако на рейсах Snowflake мили не начислялись. Услуги Snowflake были популярны из-за совершения рейсов в концентрации мест отдыха.[21]
Флот
Первоначально авиакомпания имела парк из четырех Boeing 737-800, два самолета базировались в Стокгольме и два в Копенгагене.[1] С марта 2004 года два Боинга 737, совершавшие рейсы из Копенгагена, были заменены двумя McDonnell Douglas MD-82.[12] Все самолеты эксплуатировались компанией Scandinavian Airlines, которой они и принадлежали, однако борта имели характерную окраску с вертикальным стабилизатором лимонного цвета на белом фоне фюзеляжа. У самолётов были установлены сиденья в более плотной конфигурации, чем у обычных самолетов SAS.[1] Все самолеты были зарегистрированы в Норвегии.[22]
Самолёт | Изображение | Количество | Посадочное место |
---|---|---|---|
Boeing 737-800 | ![]() |
4 | 150[23] |
McDonnell Douglas MD-82 | ![]() |
2 | 156[12] |
Направления
Snowflake выполняла рейсы по ряду направлений со своих баз в Копенгагене и Стокгольме. Они вылетели из Терминала 2 аэропорта Копенгагена и Терминала 5 аэропорта Стокгольма.[24] Большинство рейсов имели ограниченную частоту, обычно от одного до четырех раз в неделю. Рейсы выполнялись в пересадочные аэропорты, в то время как в отдаленные не совершались.[25] Чтобы избежать эффекта поглощения клиентов со стороны Scandinavian Airlines, Snowflake летала только в пункты назначения, не обслуживаемые остальной частью группы SAS. Сюда входило несколько популярных туристических направлений, таких как Лондон и Париж, которые также привлекали значительную долю деловых путешественников.[18]
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Björnelid, Richard. SAS – om konsten att sänka ett flygbolag : []. — Stockholm : Atlas, 2011. — P. 244–248. — ISBN 978-91-7389-396-1.
- ↑ SAS planerar lågprissatsning (швед.) (10 December 2002).
- ↑ Snöflinga ska lyfta SAS ekonomi (швед.), Aftonbladet (19 March 2003). Дата обращения 10 сентября 2014.
- ↑ Holmgren, Hasse. Super-rea på nya flygresor. Åk till Medelhavet för bara 279 kronor (швед.), Expressen (19 December 2002), С. 10.
- ↑ Pedersen, Hermod. Folks rädsla ny smäll för SAS (швед.), Sydsvenskan (10 May 2003), С. 13.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 snowflake expands the coming summer . SAS Group (6 November 2003). Дата обращения: 20 июня 2004. Архивировано 20 июня 2004 года.
- ↑ Snowflake även till Lyon och Beirut (швед.), Svenska Dagbladet (18 May 2003), С. 56.
- ↑ Worldwide booking and ticketless travel with snowflake . SAS Group (2 October 2003). Дата обращения: 19 июня 2004. Архивировано 19 июня 2004 года.
- ↑ Nilsson, Hanna. Snowflake skippar Barcelona (швед.), Aftonbladet (9 November 2003), С. 33.
- ↑ Fortsatt flygstrejk med 85 inställda avgångar (швед.), Göteborgs-Posten (2 February 2004), С. 21.
- ↑ Snowflake öppnar Bilbaolinje (швед.), Borås Tidning (16 February 2004), С. 9.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Snowflake Fleet Details and History . Planespotters. Дата обращения: 11 сентября 2014.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 Braconier, Fredrik. Katastrofsiffror tvingar SAS att banta lågprisflyg (швед.), Svenska Dagbladet (6 June 2004), С. 42.
- ↑ Husår, Malin. Åtta linjer ryker när Snowflake hårdbantar (швед.), Aftonbladet (2 June 2004), С. 30.
- ↑ Braconier, Fredrik. SAS ersätter Snowflake med Spanair (швед.), Svenska Dagbladet (12 June 2004), С. 46.
- ↑ Grensund, Peter. SAS lägger ner sitt lågprisbolag (швед.), Aftonbladet (18 August 2004), С. 24.
- ↑ Braconier, Fredrik. Snowflake får inte konkurrera med moderbolaget (швед.), Svenska Dagbladet (30 July 2003), С. 32.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Braconier, Fredrik. SAS har lärt sig lågprisläxan (швед.), Svenska Dagbladet (30 July 2003), С. 32.
- ↑ Baggage . Snowflake (2004). Дата обращения: 20 июля 2004. Архивировано 20 июля 2004 года.
- ↑ Food & beverages . Snowflake (2004). Дата обращения: 20 июля 2004. Архивировано 20 июля 2004 года.
- ↑ SAS Eurobonus . Snowflake (2004). Дата обращения: 20 июля 2004. Архивировано 20 июля 2004 года.
- ↑ Snowflake fleet details . Airfleets. Дата обращения: 11 сентября 2014.
- ↑ Snowflake towards southern climes . SAS Group (19 March 2003). Дата обращения: 20 июня 2004. Архивировано 20 июня 2004 года.
- ↑ Check-in and departure . Snowflake (2004). Дата обращения: 20 июля 2004. Архивировано 20 июля 2004 года.
- ↑ Where? . Snowflake (2003). Дата обращения: 13 апреля 2003. Архивировано 13 апреля 2003 года.
Ссылки